ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03-8/2017 от 25.04.2017 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Дело № 03а-18/2017 Великий Новгород Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

именем Российской Федерации

25 апреля 2017 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Павловой Е.Б.,

при секретаре Дерябиной М.В.,

с участием прокурора Смирновой М.В.,

представителей административного истца акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» ФИО6, ФИО7,

представителя административного ответчика Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области ФИО11.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области о признании недействующим пункта 1 приложения к Постановлению Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 22 ноября 2016 года № 47 "Об установлении стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям акционерного общества "Газпром газораспределение Великий Новгород" на 2017 год" и обязании внести изменения в указанное положение нормативного акта,

у с т а н о в и л:

Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет) от 22 ноября 2016 года № 47 (далее – Постановление) установлены стандартизированные тарифные ставки, используемые для определения величины платы за технологическое присоединение для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям акционерного общества "Газпром газораспределение Великий Новгород" (далее – Общество) с максимальным расходом газа 500 куб. метров газа в час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее, на 2017 год.

Пункт 1 приложения к Постановлению устанавливает стандартизированную тарифную ставку на покрытие расходов ГРО (газораспределительная организация Общество), связанных с разработкой проектной документации, для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет более 150 метров, в размере 469008,68 руб. (без НДС) за 1 присоединение.

Постановление опубликовано в газете «Новгородские ведомости» (официальный выпуск) № 24 (4583) от 30 ноября 2016 года.

Общество обратилось в суд в административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 приложения к Постановлению, ссылаясь на то, что в нарушение требований пункта 26 (21) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 (далее - Основные положения), Комитетом при расчете размера тарифной ставки необоснованно установлено Обществу 28 прогнозируемых подключений без увеличения суммы затрат, заявленных Обществом в размере 1141965,96 руб. (без учета налога при прибыль) при планируемом 1 подключении. Более того, Комитетом не были учтены экономически обоснованные расходы Общества на разработку раздела «ПМ ГОЧС» проектной документации, которые исчисляются самостоятельно по каждому подключению и не зависят от протяженности строящегося газопровода.

Определением судьи от 07 марта 2017 года к участию в деле для дачи заключения привлечен прокурор.

В судебном заседании представители Общества ФИО6, ФИО7, ФИО8, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске и дополнениях к нему.

Представитель Комитета ФИО1 требования Общества не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, дополнительно пояснив, что заявленные Обществом расходы на разработку проектной документации в размере 1141965,96 руб. (без учета налога при прибыль) за 1 присоединение с планируемой протяженностью газопровода 1000 метров более чем в три раза превысят размер стандартизированной ставки, установленный на 2016 год, что не может быть признано экономически обоснованным.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, тарифное дело, выслушав заключение прокурора, полагавшей требование о признании недействующим пункта 1 приложения к Постановлению подлежащим удовлетворению, суд считает административное исковое заявление Общества подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №69-ФЗ) государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно подпункту «ж» пункта 11 Основных положений государственное регулирование цен на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах), размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.

Расчет регулируемых цен (тарифов) осуществляется на основании методических указаний, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, раздельно по каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство (пункт 12 Основных положений).

При рассмотрении экономических обоснований затрат и прибыли регулирующие органы принимают во внимание:

а) прогнозируемые цены (тарифы) на продукцию (услуги), потребляемую организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также налоги и иные обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) прогнозируемую прибыль от поставок газа на экспорт;

в) размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание заемного капитала, развитие производства, выплату дивидендов и другие обоснованные расходы;

г) планы капитальных вложений указанных организаций и источники их финансирования с целью учета в структуре цен (тарифов) затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;

д) динамику затрат и прибыли в предыдущий период регулирования, а также показатели инфляции за истекший период (пункт 14 Основных положений).

Согласно пункту 26 (21) Основных положений газораспределительные организации ежегодно, не позднее 1 октября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прогнозные сведения о планируемых расходах на технологическое присоединение на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, диапазонам диаметров строящихся газопроводов, расстояниям и типам их прокладки, материалам труб и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности. На основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год устанавливают для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанного в пункте 26(22) настоящих Основных положений, к газораспределительным сетям, а также стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы в других случаях (кроме случаев, когда величина платы определяется по индивидуальному проекту), включая ставку за единицу максимального часового расхода газа (1 куб. метр газа в час), с разбивкой по диапазонам диаметров строящихся газопроводов, типам их прокладки, материалам труб и (или) диапазонам объема присоединенной максимальной мощности (часового расхода газа) не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФСТ России от 28.04.2014 года N 101-э/3 (далее – Методические указания), для расчета платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение ГРО обязательных мероприятий по разработке ГРО проектной документации.

В состав расходов ГРО на разработку проектной документации входят, в том числе, проведение кадастровых и землеустроительных работ, согласование выделения земли под выполнение строительно-монтажных работ, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (реконструкции) органами государственной власти или местного самоуправления, разработка проекта рекультивации (при нарушении земель сельскохозяйственного назначения), проведение экспертиз проектной документации, предусмотренных действующим законодательством.

Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года № 87.

Для расчета платы за технологическое присоединение для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа 500 куб. метров газа в час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее, утверждаются стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов ГРО, связанных с разработкой проектной документации (пункт 11 Методических указаний).

Согласно пункту 19 Методических указаний стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов ГРО, связанных с разработкой проектной документации, для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет более 150 метров (стандартизированная тарифная ставка С1), определяется по следующей формуле (формула 6):

(руб.)

где:

- плановые суммарные расходы ГРО, связанные с разработкой проектной документации, для случаев применения стандартизированных тарифных ставок, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет более 150 метров, на очередной календарный год;

- плановое количество технологических подключений для случаев применения стандартизированных тарифных ставок, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет более 150 метров, на очередной календарный год.

В случае невозможности определения плановых показателей, использующихся в расчете по формуле (6), стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов ГРО на разработку проектной документации для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет более 150 метров, определяется как плановая средняя величина расходов ГРО на разработку проектной документации для случаев применения стандартизированных тарифных ставок, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет более 150 метров.

Как следует из положений пункта 28 Методических указаний, плановые параметры, используемые для расчета стандартизированных тарифных ставок, определяются на очередной календарный год с учетом статистики за последние 3 года (при наличии) и выданных Заявителям технических условий, по которым еще не произошло подключение (технологическое присоединение).

Исходя из анализа приведенных норм Основных положений и Методических указаний, стандартизированная тарифная ставка С1 должна устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с принципами возмещения ГРО экономически обоснованных затрат, расчет данных затрат должен производиться исходя из расходов на выполнение ГРО обязательных мероприятий по разработке ГРО проектной документации (складывающихся из стоимости разработки каждого раздела проектной документации) по каждому запланированному технологическому подключению. Количество запланированных технологических подключений должно определяться с учетом статистики за последние 3 года (при наличии) и выданных Заявителям технических условий, по которым еще не произошло технологическое присоединение.

В Новгородской области размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются Комитетом в соответствии с его полномочиями, установленными Положением о комитете по ценовой и тарифной политике области, утвержденным постановлением Правительства Новгородской области от 21 июля 2016 года № 258 (пункт 3.4.15).

С учетом приведенных положений Федерального закона № 69-ФЗ, Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21 июля 2016 года № 258, суд считает, что оспариваемое положение Постановления принято Комитетом как уполномоченным органом в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, опубликовано в установленном законом порядке в официальном источнике публикации нормативных правовых актов.

Данное Постановление является нормативным правовым актом государственного органа, так как обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом.

Как установлено судом из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, Постановлением Комитета от 13 ноября 2015 года № 36 Обществу установлены стандартизированные тарифные ставки, используемые для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Общества на 2016 год, в том числе стандартизированная тарифная ставка в размере 455816,53 рублей (без НДС) за 1 присоединение на покрытие расходов ГРО, связанных с разработкой проектной документации, для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет более 150 метров.

30 сентября 2016 года Общество обратилось в Комитет с заявлением об установлении размера платы и стандартизированных тарифных ставок за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Общества на 2017 год, где просило установить стандартизированную тарифную ставку С1 в размере 1426332,46 рублей (с учетом налога на прибыль) за 1 присоединение с планируемой протяженностью газопровода 1000 метров на покрытие расходов ГРО, связанных с разработкой проектной документации.

Согласно представленным Обществом в Комитет расчетам плановой средней величины расходов ГРО на разработку проектной документации в указанную сумму вошли следующие расходы на разработку отдельных разделов проектной документации:

технологические и конструктивные решения линейного объекта – 462675,44 рублей;

инженерно-геодезические изыскания – 198170,01 рублей;

инженерно-геологические изыскания с бурением 5 скважин – 59642,3 руля;

перечень мероприятий по гражданской обороне – 75322,8 рубля;

охрана окружающей среды – 46267,54 рублей;

экспертиза проектной документации – 234186,87 рублей;

проект планировки межевания – 64801 рубль, а всего расходы на сумму 1141065,97 рублей, с учетом налога на прибыль 1426332,46 рублей.

Данные плановые расходы подтверждены Обществом соответствующими сметами, разделы проектной документации соответствуют составу разделов проектной документации, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года № 87.

Как установлено судом из объяснений представителя Комитета, письменных возражений Комитета от 21 марта 2017 года и 06 апреля 2017 года, а так же заключения специалиста Комитета по установлению стандартизированных тарифных ставок от 16 ноября 2016 года и протокола заседания правления Комитета от 22 ноября 2016 года № 47, Комитетом произведена корректировка планируемой Обществом стандартизированной ставки С1 за счет корректировки общей суммы затрат по расчету ставки.

Так, согласно расчету стандартизированной тарифной ставки С1, составленному специалистом Комитета, Комитетом увеличено количество планируемых технологических присоединений с одного до 28, планируемая протяженность строящегося газопровода с 1000 метров на одно планируемое подключение сокращена до 328,82 метров, общая протяженность строящегося газопровода, исходя из количества подключений и планируемой протяженности 1 строящегося газопровода, определена в 9207 метров.

С учетом данных параметров стандартизированная ставка С1 в размере 469008,68 рублей установлена Комитетом применительно к стоимости проектирования 1 технологического присоединения с планируемой протяженностью строящегося газопровода 328,82 метров.

Расчет данной ставки Комитетом произведен исходя из стоимости проектирования 1 метра протяженности строящегося газопровода - 1141,07 руб. Данная стоимость определена путем деления заявленных Обществом расходов в размере 1141065,97 рублей (без учета налога на прибыль) на 1000 метров заявленной Обществом протяженности строящегося газопровода. Затем, при запланированных Комитетом общей протяженности строящегося газопровода 9207 метров и количества планируемых технологических присоединений 28, установлены суммарные расходы 10505794,33 рубля (с учетом налога на прибыль 13132242,91 рубля).

Таким образом, размер стандартизированной ставки С1 - 469008,68 рублей определен как частное суммарных расходов с учетом налога на прибыль 13132242,91 рубля (делимое) и 28 планируемых технологических присоединений (делитель).

Между тем, примененный Комитетом подход к определению суммарных расходов Общества для определения стандартизированной ставки С1 не соответствует принципу возмещения ГРО экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям, установленному пунктом п.11 Основных положений.

Так, примененный Комитетом расчет стандартизированной тарифной ставки С1 исходя из стоимости проектирования 1 метра протяженности строящегося газопровода при заявленных Обществом расходах на проектирование 1 технологического подключения не учитывает в необходимом объеме расходы ГРО на разработку разделов проектной документации по мероприятиям гражданской обороны, охране окружающей среды, экспертизе проектной документации, подлежащие включению в данные расходы согласно Справочникам базовых цен на проектные работы в строительстве по каждому разрабатываемому проекту в процентном соотношении к общей стоимости проектных работ, что свидетельствует о нарушении Комитетом положений пункта 9 Методических указаний.

Исходя из принципа усредненности расходов на проектирование строительства 1 метра газопровода, примененного Комитетом при установлении стандартизированной ставки С1, не могут быть определены и расходы на разработку разделов проектной документации по инженерно-геодезическим и инженерно-геологическим изысканиям. Данные расходы должны быть включены в суммарные расходы и определяются исходя из стоимости разработки указанных разделов применительно к каждому проекту планируемого технологического подключения с учетом протяженности строящегося газопровода, необходимого количества горных выработок (скважин), определяемого так же исходя из протяженности строящегося газопровода (Справочник базовых цен на инжерено-геодезические и инженерные изыскания при проектировании строительства газораспределительного газопровода).

Кроме того, установление Комитетом планируемых 28 технологических подключений, используемых при расчете стандартизированной ставки С1, произведено без учета положений п. 28 Методических указаний – без анализа статистики количества технологических подключений, произведенных Обществом за период 2014 – 2016 годов и технических условий, выданных Обществом заявителям (гражданам и юридическим лицам), по которым еще не произошло технологическое присоединение, что не оспаривалось в судебном заседании представителем Комитета.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что пункт 1 приложения к Постановлению, устанавливающий стандартизированную тарифную ставку на покрытие расходов ГРО, связанных с разработкой проектной документации, для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет более 150 метров, в размере 469008,68 руб. (без НДС) за 1 присоединение, не соответствует пунктам 11, 14, 26(21) Основных положений, пунктам 9, 28 Методических указаний и нарушает права Общества на возмещение экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что пункт 1 приложения к Постановлению до вынесения решения суда не применялся и на основании этого акта не были реализованы права граждан и организаций, в связи с чем считает, что оспариваемое положение Постановления подлежит признанию не действующим с момента принятия Постановления.

В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на Комитет следует возложить обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в печатном издании - газете «Новгородские ведомости».

Вместе с тем не подлежит удовлетворению требование Общества о возложении обязанности на Комитет внести изменения в Постановление, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные частью 4 статьи 216 КАС РФ.

Поскольку решение состоялось в пользу Общества, ему в соответствии со ст. 111 КАС РФ из местного бюджета подлежат возмещению расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» к Комитету по ценовой и тарифной политике Новгородской области о признании недействующим пункта 1 приложения к Постановлению Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 22 ноября 2016 года № 47 "Об установлении стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям акционерного общества "Газпром газораспределение Великий Новгород" на 2017 год" и обязании внести изменения в указанное положение нормативного акта удовлетворить частично.

Признать пункт 1 приложения к Постановлению Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 22 ноября 2016 года № 47 "Об установлении стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям акционерного общества "Газпром газораспределение Великий Новгород" на 2017 год" недействующим со дня его принятия.

В остальной части административное исковое заявление акционерного общества «Газпром газораспределение Великий Новгород» оставить без удовлетворения.

Обязать Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в печатном издании - газете «Новгородские ведомости».

Возместить акционерному обществу «Газпром газораспределение Великий Новгород» за счет средств местного бюджета расходы по оплате госпошлины в размере 4500 рублей.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 1 мая 2017 года.

Председательствующий Е.Б. Павлова