ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 030003-01-2018-009721-28 от 26.03.2019 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД № 03RS0003-01-2018-009721-28,

№ 2-422/2019;

УИД № 03RS0003-01-2018-009722-25,

№ 2-423/2019;

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа 26 марта 2019 года

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан

в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,

при секретаре Нуртдиновой Э. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давлетовой Эльвиры Фаридовны, Емцева Дениса Александровича к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф», ООО «Проектно-внедренческий центр Организации труда и экономического анализа» о признании результатов специальной оценки условий труда нарушающими трудовые права, о признании незаконными результаты специальной оценки условий труда, об отмене результатов специальной оценки условий труда, о возложении обязанности провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочем месте, о компенсации морального вреда,

установил:

Давлетова Э. Ф. обратилась в суд с иском (последующими уточнениями к иску) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф» (далее по тексту - ГБУЗ «РССМП и ЦМК»), ООО «Проектно-внедренческий центр Организации труда и экономического анализа» (далее по тексту - ООО «ПВЦ ОТ и ЭА») о признании результатов специальной оценки условий труда нарушающими трудовые права, о признании незаконными результаты специальной оценки условий труда, об отмене результатов специальной оценки условий труда, о возложении обязанности провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочем месте, о компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что мотивируя свои требования тем, что с 1993 года по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ «РССМП и ЦМК» в должности медицинская сестра анестезист групп анестезиологии реанимации. Приказом ответчика от 16 июля 2018 года «О проведении специальной оценки условий труда» в ГБУЗ «РССМП и ЦМК» проведена внеплановая СОУТ. Согласно карте СОУТ по биологическому фактору на рабочем месте истца установлен допустимый 2 класс вредности, с чем истец не согласен. Истец полагает, что при проведении СОУТ её рабочего места имелись нарушения со стороны ответчика и ООО «ПВЦ ОТ и ЭА», привлеченного для проведения СОУТ рабочего места истца. При проведении СОУТ рабочего места истца отнесение биологического фактора к допустимому 2 классу вредности произведено без учета нормативного документа Приказа Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 апреля 2015 года -н; без проведения измерений; без учета реальных биологических факторов, с которыми истец имеет контакт при проведении исследований крови пациентов; без учета предложений и документов, предоставленных работниками. Как следствие, это повлияло на итоговую оценку условий труда истца в части отнесения к подклассу вредных условий труда. Невыполнение ответчиком обязанности по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством, является недопустимым, влечет за собой нарушение прав истца на безопасные условия труда и предоставление рабочего места, соответствующего требованиям охраны труда и безопасности, предоставление установленных государством компенсаций.

Емцев Д. А. обратился в суд с иском (последующими уточнениями к иску) к ГБУЗ «РССМП и ЦМК», ООО «ПВЦ ОТ и ЭА» о признании результатов специальной оценки условий труда нарушающими трудовые права, о признании незаконными результаты специальной оценки условий труда, об отмене результатов специальной оценки условий труда, о возложении обязанности провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочем месте, о компенсации морального вреда, с 2010 года по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ «РССМП и ЦМК» в должности медицинский брат анестезист групп анестезиологии реанимации. Приказом ответчика от 16 июля 2018 года «О проведении специальной оценки условий труда» проведена внеплановая СОУТ. Согласно карте СОУТ по биологическому фактору на рабочем месте истца установлен допустимый 2 класс вредности, с чем истец не согласен. Истец полагает, что при проведении СОУТ его рабочего места имелись нарушения со стороны ответчика и ООО «Проектно-внедренческий центр Организации труда и экономического анализа», привлеченного для проведения СОУТ рабочего места истца. При проведении СОУТ рабочего места истца отнесение биологического фактора к допустимому 2 классу вредности произведено без учета нормативного документа Приказа Министра труда и социальной защиты Российской Федерации
от ДД.ММ.ГГГГ-н; без проведения измерений; без учета реальных биологических факторов, с которыми истец имеет контакт при проведении исследований крови пациентов; без учета предложений и документов, предоставленных работниками. Как следствие, это повлияло на итоговую оценку условий труда истца в части отнесения к подклассу вредных условий труда. Невыполнение ответчиком обязанности по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством, является недопустимым, влечет за собой нарушение прав истца на безопасные условия труда и предоставление рабочего места, соответствующего требованиям охраны труда и безопасности, предоставление установленных государством компенсаций.

Определением судьи Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2018 года постановлено: «объединить гражданское дело по иску Давлетовой Э. Ф. к ГБУЗ «РССМП и ЦМК» о признании незаконной процедуры проведения специальной оценки условий труда, об отмене результатов специальной оценки условий труда, признании недействительной карты специальной оценки условий труда, в одно производство с гражданским делом
по иску Емцева Д. А. к ГБУЗ «РССМП и ЦМК» о признании незаконной процедуры проведения специальной оценки условий труда, об отмене результатов специальной оценки условий труда, признании недействительной карты специальной оценки условий труда, для совместного рассмотрения».

Определением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 13 марта 2019 года постановлено: привлечь ООО «ПВЦ ОТ и ЭА» в качестве соответчика по делу.

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц (истцы - Давлетова Э. Ф., Емцев Д. А., представители истцов - представителей Явгильдина М. В., Тишина И. Ю.; представитель ответчика ГБУЗ «РССМП и ЦМК» - Батыев Г. Г., по доверенности от 09 января 2019 года; представители ответчика ООО «ПВЦ ОТ и ЭА» - ФИО8, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ); заслушав эксперта -
ФИО18, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ч. 2 ст. 7), каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 2 ст. 37), каждый имеет право на охрану здоровья (ч. 2 ст. 41), каждому гарантируется право на судебную защиту (ч. 1 ст. 46).

Статьей 209 ТК Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1).

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ч. 5 ст. 209 ТК Российской Федерации).

Согласно ст. 21 ТК Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (ст. 22, 212 ТК Российской Федерации).

Так, в силу абзаца одиннадцатого ч. 2 ст. 212 ТК Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01 января 2014 года.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведения специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.

Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона (ч. 1).

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона (ч. 2).

При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться: 1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников; 2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; 3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов; 4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 3).

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся (ч. 4).

В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона (ч. 5).

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: 1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; 2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда (ч. 6).

Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в части 6 настоящей статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (ч. 7).

Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 настоящей статьи, может осуществлять: 1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте; 2) обследование рабочего места; 3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте; 4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда (ч. 8).

Согласно ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 426-ФЗ по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 426-ФЗ, в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды: 1) физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Герц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности); 2) химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа; 3) биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса: 1) тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника; 2) напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч. 3).

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: 1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья; 2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет); 3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности; 4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности (ч. 4).

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч. 5).

В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 6).

По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи (ч. 7).

В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 8).

Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона методикой проведения специальной оценки условий труда (ч. 9).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе: карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (ч. 5).

Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне (ч. 5.1).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п. 1 ч. 1 ст. 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п. 2 ч. 1 ст. 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона).

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 1 ст. 26).

Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (ч. 2 ст. 26 названного закона).

Таким образом, законом установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда, в том числе в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Установлено, что приказом ответчика ГБУЗ «РССМП и ЦМК» от 16 июля 2018 года «О проведении специальной оценки условий труда» в ГБУЗ «РССМП и ЦМК» в период с 16 июля 2018 года по 31 июля 2018 года проведена специальная оценка условий труда на 74 рабочих местах с привлечением экспертов ООО «ПВЦ ОТ и ЭА» в составе комиссии: председатель комиссии – заместитель главного врача по ЭВ ФИО9, члены комиссии – руководитель службы охраны труда ФИО10, заведующий центральной подстанции ФИО11, и. о. старшего врача филиала ФИО12, и. о. председателя ППО ФИО13 (л. д. 96-97, 98, том 1).

16 июля 2018 года между ГБУЗ «РССМП и ЦМК» и ООО «ПВЦ ОТ и ЭА» заключен договор на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (л. д. 210-213, 214-218, том 1).

19 июля 2018 года составлен перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценки условий труда (л. д. 236-241, том 1).

31 июля 2018 года составлены протокол проведения измерения химического фактора (л. д. 119-124, том 1), протокол оценки биологического фактора (л. д. 125-128, том 1), протокол проведения измерений шума (л. д. 129-135, том 1), протокол проведения измерений общей вибрации (л. д. 136-142, том 1), протокол проведения измерений параметров микроклимата (л. д. 143-149, том 1), протокол проведения измерений (оценки) тяжести трудового процесса (л. д. 150-187, том 1), протокол проведения измерений (оценки) напряженности трудового процесса (л. д. 188-196, том 1), 20 июля 2018 года составлен протокол оценки травмоопасности рабочих мест (л. д. 79-80, том 1), 06 августа 2018 года - сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда (л. д. 102-105, том 1).

Приказом ГБУЗ «РССМП и ЦМК» от 06 августа 2018 года постановлено: считать завершенной специальную оценку условий труда, проведенную в структурных подразделениях ГБУЗ «РССМП и ЦМК»
с 16 июля 2018 года по 31 июля 2018 года, учесть классы условий труда на рабочих местах по итогам специальной оценки условий труда с утверждением перечень мероприятий по улучшению условий труда работников (л. д. 99, 100-101, том 1).

Истцы Давлетова Э. Ф., Емцев Д. А. состоят в трудовых отношениях с ГБУЗ «РССМП и ЦМК»; на их рабочих местах была проведена специальная оценка условий труда, с результатами которой истцы не согласны.

Так, Давлетова Э. Ф. с 1993 года состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ «РССМП и ЦМК» в должности медицинская сестра анестезист групп анестезиологии реанимации (л. д. 71, 72-75, 78, том 1).

Согласно карте СОУТ Давлетовой Э. Ф. № от 31 июля 2018 года в разделе 030 «Оценка условий труда по вредным (опасным) факторам» наименованию фактора производственной среды и трудового процесса «химический» установлен 2 класс условий труда, «биологический» - 2, «шум» - 2, «вибрация общая» - 2, «параметры микроклимата» - 2, «тяжесть трудового процесса» - 2, «напряженность трудового процесса» 3.1, «итоговый класс условий труда (с учетом фактора «травмоопасность»» - 3.2; даны рекомендации по улучшению условий труда (л. д. 76-77, том 2).

Емцев Д. А. с 2010 года состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ «РССМП и ЦМК» в должности фельдшер скорой медицинской помощи (л. д. 61, 62-65, 68, том 1).

Согласно карте СОУТ Емцева Д. А. от 31 июля 2018 года в разделе 030 «Оценка условий труда по вредным (опасным) факторам» наименованию фактора производственной среды и трудового процесса «химический» установлен 2 класс условий труда, «биологический» - 2, «шум» - 2, «вибрация общая» - 2, «параметры микроклимата» - 2, «тяжесть трудового процесса» - 2, «напряженность трудового процесса» 3.1, «итоговый класс условий труда (с учетом фактора «травмоопасность»» - 3.2; даны рекомендации по улучшению условий труда (л. д. 66-67, том 1).

В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В суде стороны просили назначить судебную экспертизу специальной оценки условий труда; в том числе, представитель ответчика ГБУЗ «РССМП и ЦМК» просил поставить перед экспертом следующие вопросы: осуществляются ли на рабочих местах работников выездных бригад скорой медицинской помощи (врачей, фельдшеров, медицинских сестер) работы с патогенными микроорганизмами 1-2 групп патогенности; являются ли экспресс-анализ крови (глюкометрия) и исследование на кардиоселективный маркер диагностическим исследованием (согласно санитарно-эпидимиологическим понятиям) для учета биологического фактора при отнесении условий труда к классу условий труда 3.3; предусмотрена ли законодательством оценка биологического фактора для установления класса условий труда 3.1-3.3 на основе потенциальной возможности контакта (в нашем случае работников выездных бригад скорой медицинской помощи) с патогенным биологическими агентами; необходима ли ГБУЗ РССМП и ЦМК разрешительная документация на осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами; равнозначны ли понятия «контакт истца с биологическим фактором» и «выполнение истцом работ связанных непосредственно с патогенными микроорганизмами 1-4 групп» для оценки биологического фактора.

В соответствии с п. 1 ст. 79 ГПК Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Поскольку для определения правильности, полноты специальной оценки условий труда истцов необходимы специальные познания, суд, по ходатайству сторон нашел необходимым назначить судебную экспертизу.

Определением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 17 декабря 2018 года постановлено назначить судебную экспертизу, поставлены следующие вопросы: 1. каковы фактические специальные условия труда (провести экспертизу условий труда в целях оценки качества специальной оценки условий труда) работников ГБУЗ «РССМП и ЦМК» Давлетовой Э. Ф., Емцева Д. А.? 2. Осуществляются ли на рабочих местах работников выездных бригад скорой медицинской помощи (врачей, фельдшеров, медицинских сестер, медицинских братьев) работы с патогенными микроорганизмами 1-2 групп патогенности?
3. Являются ли экспресс-анализ крови (глюкометрия) и исследование на кардиоселективный маркер диагностическим исследованием (согласно санитарно-эпидимиологическим понятиям) для учета биологического фактора при отнесении условий труда к классу условий труда 3.3?
4. Предусмотрена ли законодательством оценка биологического фактора для установления класса условий труда 3.1-3.3 на основе потенциальной возможности контакта (работников выездных бригад скорой медицинской помощи) с патогенным биологическими агентами? 5. Необходима ли ГБУЗ «РССМП и ЦМК» разрешительная документация на осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами? 6. Равнозначны ли понятия «контакт истца с биологическим фактором» и «выполнение истцом работ связанных непосредственно с патогенными микроорганизмами 1-4 групп» для оценки биологического фактора? 7. Соответствуют ли действующему законодательству результаты специальной оценки условий труда, проведенной в 2018 году ООО «ПВЦ ОТ и ЭА», работников ГБУЗ «РССМП и ЦМК» Давлетовой Э. Ф., Емцева Д. А.? Проведение экспертизы поручено Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

В соответствии с положениями ст. 86 ГПК Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Согласно ч. 3 ст. 86 ГПК Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 ГПК Российской Федерации.В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Таким образом, заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Вместе с тем, это не означает право суда самостоятельно разрешить вопросы, требующие специальных познаний в определенной области науки. Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Согласно заключению эксперта Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан
от 18 февраля 2019 года , установлено следующее (л. д. 8-21, том 2).

Сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводилась государственная экспертиза условий труда: всего 2 рабочих места, на которых занято 2 работника (из них женщин - 1 чел., лиц в возрасте до 18 лет - нет, инвалидов - нет) ГБУЗ «РССМП и ЦМК». Индивидуальные номера рабочих мест, наименования профессий (должностей), фамилия, имя, отчество работников, занятых на рабочих местах: 43- медицинская сестра - анестезист (Давлетова Э. Ф.); 44 - медицинская брат - анестезист (Емцев Д. А.).

Сведения об организации, проводившей специальную оценку условий труда: ООО «ПВЦ ОТ и ЭА»; порядковый номер и дата внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда:
от 10 декабря 2015 года. Сведения об эксперте организации, проводившей специальную оценку условий труда - ФИО14, порядковый номер в реестре экспертов организаций, проводящих спецоценку: ; номер, дата выдачи, дата окончания срока действия сертификата эксперта: от ДД.ММ.ГГГГ действителен до 07 апреля 2021 года.

Материалы, представленные на экспертизу: 1. выписки из отчета о проведении спецоценки в ГБУЗ «РССМП и ЦМК», утвержденного
06 августа 2018 года; перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда; карты спецоценки работников, занятых на РМ , 44 с приложением протоколов измерений и оценки химического фактора, биологического фактора, шума, общей вибрации, микроклимата, тяжести трудового процесса, напряженности трудового процесса, травмоопасности; сводная ведомость результатов проведения спецоценки; перечень мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах Центральной подстанции, Филиала ; заключение эксперта по результатам специальной оценки условий труда
от ДД.ММ.ГГГГ; 2. приказ по ГБУЗ «РССМП и ЦМК»
от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении специальной оценки условий труда»; 3. аттестат аккредитации и область аккредитации испытательной лаборатории ООО «ПВЦ ОТ и ЭА» от ДД.ММ.ГГГГ
№ RA.RU.518239; 4. договор от ДД.ММ.ГГГГ
_143945 между ГБУЗ «РССМП и ЦМК» и ООО «ПВЦ ОТ и ЭА» об оказании услуг по проведению специальной оценки условий труда; 5. штатное расписание ГБУЗ «РССМП и ЦМК» на 2018 год (с ДД.ММ.ГГГГ), утвержденное Приказом ГБУЗ «РССМП и ЦМК»
от ДД.ММ.ГГГГ; 6. приказ по ГБУЗ «РССМП и ЦМК»
от ДД.ММ.ГГГГ «О завершении специальной оценки условий труда»; 7. должностная инструкция: медицинской сестры (медицинского брата) - анестезиста (группы анестезиологии - реаниматологии) (выездной бригады); 8. приказ ГБУЗ «РССМП и ЦМК» от ДД.ММ.ГГГГ «Об оснащении выездных бригад скорой медицинской помощи» с приложениями , , ; 9. инструкция по охране труда для медицинской сестры (медицинского брата) - анестезиста (группы анестезиологии-реанимации) (выездной бригады), утвержденная
ДД.ММ.ГГГГ главным врачом ГБУЗ «РССМП и ЦМК»
ФИО15; 10. журнал регистрации аварийных ситуаций при проведении медицинских манипуляций в ГБУЗ «РССМП и ЦМК» филиал (начат ДД.ММ.ГГГГ); 11. журнал учета аварийных ситуаций Орджоникидзевской подстанции (окончен ДД.ММ.ГГГГ); 12. журнал учета инфекционных заболеваний по филиалу (начат ДД.ММ.ГГГГ); 13. выписка из электронной базы РМИАС за 2018 год по оказанию скорой медицинской помощи; 14. перечень оснащения автомобилей скорой медицинской помощи оборудованием (приложение к приказу
от ДД.ММ.ГГГГ); 15. перечень оснащения укладок профильных для оказания скорой медицинской помощи лекарственными препаратами (приложение к приказу от ДД.ММ.ГГГГ); 16. перечень оснащения укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи медицинскими изделиями (приложение к приказу
от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно заключению эксперта Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан
от ДД.ММ.ГГГГ, даны ответы и сделаны следующие выводы по вопросам «1. каковы фактические специальные условия труда (провести экспертизу условий труда в целях оценки качества специальной оценки условий труда) работников ГБУЗ «РССМП и ЦМК» Давлетовой Э. Ф., Емцева Д. А.? 7. Соответствуют ли действующему законодательству результаты специальной оценки условий труда, проведенной в 2018 году ООО «ПВЦ ОТ и ЭА», работников ГБУЗ «РССМП и ЦМК»
Давлетовой Э. Ф., Емцева Д. А.»

1. На экспертизу представлен полный комплект документов в соответствии с пунктом 11 Порядка проведения ГЭУТ. Отчет подписан всеми членами комиссии по проведению спецоценки и утвержден председателем комиссии. 2. Состав комиссии утвержден Приказом ГБУЗ «РССМП и ЦМК» от ДД.ММ.ГГГГ и соответствует установленным требованиям (ч. 1, 2 и 4 ст. 9 Федерального закона
от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ)). 3. Организация, проводившая спецоценку, привлечена работодателем на основании гражданско-правового договора от ДД.ММ.ГГГГ. 4. На титульном листе Отчета данные о работодателе соответствуют данным, указанным в основании для государственной экспертизы условий труда. 5. Номер Отчета в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда , дата загрузки - ДД.ММ.ГГГГ. 6. В разделе I «Сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда» Отчета: 6.1. Данные об организации, проводившей спецоценку, соответствуют данным, содержащимся в Реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Данные об эксперте, участвовавшем в спецоценки, соответствуют данным, содержащимся в Реестре экспертов организаций, проводящих спецоценку. Данные об аккредитации испытательной лаборатории (далее - ИЛ) соответствуют данным, содержащимся в Реестре органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров). Отсутствуют сведения об исключении из таких реестров или приостановлении действия на период проведения спецоценки.
6.2. Использованные в ходе проведения спецоценки средства измерения (далее - СИ): зарегистрированы в Государственном реестре СИ; имели действующие в период проведения исследований (испытаний) и измерений свидетельства о поверке. 7. В разделе II «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» Отчета:
7.1. Сведения о рабочих местах соответствуют сведениям, указанным в основании для экспертизы. 7.2. Рабочие места аналогичные рабочим местам, представленным на экспертизу, отсутствуют. 7.3. Исследования и измерения напряженности трудового процесса и оценка травмоопасности на всех рабочих местах, представленных на экспертизу, проведены с учетом Приложения «Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации» к Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн. 7.4. Идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов и трудового процесса (далее - вредные (опасные) факторы) на рабочих местах, представленных на экспертизу, не осуществлялась на основании ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ. 7.5. В соответствии с установленными требованиями рабочие места, представленные на экспертизу, не отнесены к подлежащим декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ). 8. В протоколах исследований (испытаний) и измерений вредных факторов (далее - протоколы измерений): 8.1. Данные об организации, проводившей спецоценку, об ее эксперте, об ИЛ соответствуют данным, указанным в разделе I Отчета. 8.2. Данные о рабочих местах соответствуют данным, указанным в разделе II Отчета. 9. В разделе III «Карта специальной оценки условий труда работников» Отчета: 9.1. Данные о работодателе соответствуют данным, указанным в основании для государственной экспертизы условий труда, на титульном листе Отчета. 9.2. В строке 010 Карт спецоценки наименования профессий (должностей) работников соответствуют наименованиям профессий (должностей) работников, указанных в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ. 9.3. Класс (подкласс) условий труда, на рабочих местах, представленных на экспертизу, определен в соответствии с установленными критериями классификации условий труда: условия труда на 2 рабочих местах, на которых занято 2 работника (из них женщин - 1, лиц в возрасте до 18 лет - нет, инвалидов - нет), отнесены к вредным условиям труда класса (подкласса) 3.2. В процессе проведения спецоценки на 2 рабочих местах проводились исследования и оценка следующих производственных факторов: химического, биологического, шума, вибрации общей, микроклимата, тяжести трудового процесса, напряженности трудового процесса, а также травмоопасности. На обоих рабочих местах установлены вредные условия труда по напряженности трудового процесса и опасный класс травмоопасности (с учетом Приложения к Приказу 250н).
9.4. Сведения, указанные в строке 040 Карт спецоценки, соответствуют классу (подклассу) условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. 10. Данные раздела V «Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда» Отчета соответствуют данным, указанным в Картах спецоценки и прилагаемых к ним протоколах результатов измерений и оценки вредных факторов. 11. Руководствуясь п. 36 Порядка проведения ГЭУТ, а также Методическими рекомендациями по проведению государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, разработанными ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России и одобренными рабочей группой при Минтруде России по проведению мониторинга реализации специальной оценки условий труда (протокол от ДД.ММ.ГГГГГЛ), экспертизой отмечаются следующие обстоятельства. В нарушение требований пп. 8 п. 5 Приложения к Приказу Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн в строке 022 Карт спецоценки не указаны используемые материалы и сырье, тогда как в представленных на экспертизу материалах приведены перечни оснащения укладок профильных для оказания скорой медицинской помощи лекарственными препаратами.

Выявленные несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда документов, представленных на экспертизу:

1. В пункте 9 раздела I Отчета, в протоколе измерений показателей тяжести трудового процесса от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о средствах измерений, использованных при измерении перемещений работников в пространстве в течение рабочего дня (смены). В соответствии с п. 81 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн, отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса при перемещении работника в пространстве осуществляется с учетом такого перемещения по горизонтали и (или) вертикали, обусловленного технологическим процессом, в течение рабочего дня (смены) и определяется на основании подсчета количества шагов за рабочий день (смену) и измерения длины шага. При этом количество шагов за рабочий день (смену) определяется с помощью шагомера, помещаемого в карман работника или закрепленного на его поясе.

2. В протоколе оценки биологического фактора от ДД.ММ.ГГГГ указано, что работы с патогенными микроорганизмами I - IV групп патогенности, предусмотренные пунктом 29 Приложения к приказу Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн (в редакции приказа н от ДД.ММ.ГГГГ), на рабочих местах и 44 не выполняются, в связи с чем биологический фактор оценен классом 2. Данный вывод сделан экспертом организации, проводящей спецоценку, на основании письма ГБУЗ «РССМП и ЦМК» от ДД.ММ.ГГГГ на имя генерального директора ООО «ПВЦ ОТ и ЭА» ФИО16, в котором указано, что при оценке биологического фактора «оцениваются только фактически выполняемые в соответствии с должностными обязанностями виды работ, предусмотренные СП ДД.ММ.ГГГГ-13 "Безопасность работ с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)" и СП ДД.ММ.ГГГГ-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней"». Однако, в соответствии с Приложением к Методике проведения спецоценки и согласно Разъяснениям по вопросу отнесения условий труда на рабочих местах медицинских и иных работников к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (Письмо Минтруда России /В-7756, Минздрава России , Профсоюза работников здравоохранения РФ -А/475 от ДД.ММ.ГГГГ) СП ДД.ММ.ГГГГ-13 и СП ДД.ММ.ГГГГ-08 применяются только для установления групп патогенности микроорганизмов, иные положения указанных санитарно-эпидемиологических правил для целей специальной оценки условий труда не применяются. В соответствии с п. 29 Методики проведения спецоценки отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность. Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертизы, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Согласно должностной инструкции медицинские работники ГБУЗ «РССМП и ЦМК» (истцы) участвуют в оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз или медицинских осмотров, осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Согласно Разъяснениям
от ДД.ММ.ГГГГ «для подтверждения наличия на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, контакта с патогенными микроорганизмами - возбудителями инфекционных заболеваний (работы в условиях воздействия биологического фактора) и дальнейшего отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по биологическому фактору используются данные, имеющейся в медицинской организации документации, в которой отражены основные и сопутствующие заболевания пациентов (больных), а также данные из форм федерального статистического наблюдения». Настоящей экспертизой установлено, что оценка биологического фактора на рабочих местах и 44 проведена без учета данных электронной базы Республиканской медицинской информационно-аналитической системы Республики Башкортостан (далее - РМИАС) по оказанию медицинской помощи за 2018 год сотрудниками ГБУЗ «РССМП и ЦМК». Так, согласно представленным данным скорая медицинская помощь оказывалась пациентам с заболеваниями: ОРВИ (IV группа патогенности) - обоими истцами, пневмонией (IV группа патогенности) - обоими истцами, вирусным гепатитом (II группа патогенности) - обоими истцам. Также необходимо отметить, что истцами - Давлетовой Э. Ф. и ФИО17 при оказании медицинской помощи пациентам ГБУЗ «РССМП и ЦМК» 423 раза проводилась глюкометрия (глюкозометрия), предусматривающая забор крови пациента. Согласно Разъяснениям от ДД.ММ.ГГГГ «при специальной оценке условий труда учитываются все патогенные микроорганизмы (возбудители инфекционных заболеваний), которые воздействуют на работника в ходе осуществления медицинской деятельности, исходя из наличия потенциального контакта с инфицированными пациентами, или с инфицированным биологическим материалом, включая кровь, выделения (внешние и внутренние) организма человека, с учетом механизмов и путей передачи патогенных биологических агентов (патогенных микроорганизмов)». Также косвенным подтверждением выполнения истцами работ при воздействии биологического фактора является и инструкция по охране труда для медицинской сестры (медицинского брата) - анестезиста (группы анестезиологии - реанимации) (выездной бригады). В п. 1.3 представленной инструкции указано, что данные медицинские работники обязаны «соблюдать правила охраны труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы, включая: биологические факторы (опасность заражения при контакте с инфекционными больными; повышенное содержание в воздухе патогенной микрофлоры, возможный контакт с компонентами и препаратами крови, иммунобиологическими препаратами, материалом, зараженным патогенными микроорганизмами, вирусами и гельминтами)». Таким образом, из Отчета следует, что оценка биологического фактора на рабочих местах и 44 проведена без учета всех исходных документов, свидетельствующих о наличии контакта (в том числе потенциального) с инфицированными пациентами или с инфицированным биологическим материалом.

Вывод по результатам государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества специальной оценки условий труда: качество специальной оценки условий труда, проведенной на 2 рабочих местах работников ГБУЗ «РССМП и ЦМК» Давлетовой Э. Ф. и ФИО17, не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.

Согласно заключению эксперта Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, даны ответы и сделаны следующие выводы по вопросу: «2. осуществляются ли на рабочих местах работников выездных бригад скорой медицинской помощи (врачей, фельдшеров, медицинских сестер, медицинских братьев) работы с патогенными микроорганизмами 1-2 групп патогенности?».

Согласно Классификации биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности (приложение к Санитарно-эпидемиологическим правилами СП ДД.ММ.ГГГГ-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ), например: к I группе патогенности относятся: бактерии чумы; вирусы натуральной оспы человека; ко II группе относятся: бактерии сибирской язвы, бруцеллеза, холеры; вирусы бешенства, ящура, СПИДа, инфекционных гепатитов, высоковирулентные штаммы вируса гриппа А; токсины - ботулинические токсины всех типов, холерный токсин, столбнячный токсин. Подтверждением работы работников выездных бригад СМП (врачей, фельдшеров, медицинских сестер) с патогенными микроорганизмами могут служить документы, подтверждающие наличие инфекционных заболеваний у пациентов ГБУЗ «РССМП и ЦМК». Так, в представленной на экспертизу Выписке из электронной базы РМИАС по оказанию медицинской помощи за 2018 год сотрудниками ГБУЗ «РССМП и ЦМК» приведены данные о том, что медицинская помощь оказывалась 2 пациентам с вирусным гепатитом (указанное заболевание вызывается патогенным микроорганизмом (вирусом) относящимся ко II группе патогенности). При этом необходимо учесть, что работодателем представлены данные из электронной базы РМИАС только за 2018 год. Таким образом, на рабочих местах: работников выездных бригад СМП при оказании скорой медицинской помощи зарегистрировано наличие контакта с пациентами с заболеваниями, вызванными патогенными микроорганизмами, относящимися ко II группе патогенности.

Согласно заключению эксперта Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, даны ответы и сделаны следующие выводы по вопросу «3. являются ли экспресс-анализ крови (глюкометрия) и исследование на кардиоселективный маркер диагностическим исследованием (согласно санитарно-эпидимиологическим понятиям) для учета биологического фактора при отнесении условий труда к классу условий труда 3.3?».

Экспресс - анализ крови (глюкометрия) и исследование на кардиоселективный маркер являются диагностическими исследованиями, проводимыми с использованием крови пациентов. В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ указанные диагностические исследования связаны с медицинской деятельностью работников выездных бригад скорой медицинской помощи. В представленной на экспертизу Выписке из электронной базы РМИАС по оказанию медицинской помощи за 2018 год сотрудниками ГБУЗ «РССМП и ЦМК» указано, что глюкометрия проводилась истцами 423 раза. Согласно Разъяснениям от 09 октября 2018 года при спецоценке учитываются все патогенные микроорганизмы (возбудители инфекционных заболеваний), которые воздействуют на работника в ходе осуществления медицинской деятельности, исходя из наличия потенциального контакта с инфицированными пациентами, или с инфицированным биологическим материалом, включая кровь, выделения (внешние и внутренние) организма человека, с учетом механизмов и путей передачи патогенных биологических агентов (патогенных микроорганизмов). При проведении диагностических исследований (которым является и глюкометрия) возможен потенциальный контакт с кровью пациента с заболеваниями (СПИД, вирусный гепатит и др.), вызванными патогенными микроорганизмами II группы патогенности. Таким образом, отнесение условий труда к классу 3.3 при воздействии биологического фактора возможно в том случае, если при проведении глюкометрии имеется потенциальный контакт с патогенными микроорганизмами (возбудителями инфекционных заболеваний), отнесенных ко II группе патогенности.

Согласно заключению эксперта Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 18 февраля 2019 года , даны ответы и сделаны следующие выводы по вопросам «4. предусмотрена ли законодательством оценка биологического фактора для установления класса условий труда 3.1-3.3 на основе потенциальной возможности контакта (работников выездных бригад скорой медицинской помощи) с патогенным биологическими агентами?
6. Равнозначны ли понятия «контакт истца с биологическим фактором» и «выполнение истцом работ связанных непосредственно с патогенными микроорганизмами 1-4 групп» для оценки биологического фактора?».

Нормативным правовым актом, на основании которого при проведении спецоценки в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, оценивается воздействие биологического фактора, является Методика проведения спецоценки. Согласно абз. 2 п. 29 данной методики отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений. В соответствии с приложением к Методике проведения спецоценки предусмотрено установление вредных условий труда класса (подкласса) 3.1, 3.2, 3.3 и опасных условий труда класса 4 в зависимости от принадлежности патогенных биологических агентов к одной из четырех групп патогенности (согласно классификации по СП 1.3.3118-13). При этом указанная методика не содержит положений о возможности отнесения условий труда к классу (подклассу) условий труда на основе потенциальной возможности контакта работников с патогенными микроорганизмами. Вместе с тем, согласно Разъяснениям от 09 октября 2018 года потенциальный контакт с инфицированными пациентами или с инфицированным биологическим материалом при оценке биологического фактора необходимо учитывать. Таким образом, установление класса (подкласса) условий труда 3.1-3.3 возможно на основе потенциального контакта работников (в том числе выездных бригад СМП) с патогенными биологическими агентами.

Вопреки доводам стороны ответчиков о несогласии с выводами заключения эксперта Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и необходимости назначения повторной экспертизы в ином составе экспертной комиссии, суд учитывает следующее. Исходя из предмета спора и основания заявленных исков обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора, являлась оценка производственных факторов, идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса по занимаемой истцами должностям, то есть возникла необходимость установить названные факторы в отношении условий труда истцов; указанное обстоятельство, в том числе с учетом нормативно-правового регулирования проведения специальной оценки условий труда, относится к области специальных познаний с привлечением специалистов в области оценки производственных факторов, идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценки уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда; судебная экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществлена органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, каковым является Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Изучив заключение эксперта от 18 февраля 2019 года
, суд приходит к выводу, что оно составлено верно, сведения изложенные в данном заключении достоверны, подтверждаются материалами дела. На основании изложенного суд оценивает данную экспертизу как достоверное, допустимое, относимое и достаточное доказательство. Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения экспертизы от 18 февраля 2019 года
, выполненного главным специалистом-эксперт отдела государственной экспертизы условий труда Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ФИО18, поскольку заключение экспертизы в полном объеме отвечает требованиям статей 55, 59 - 60 ГПК Российской Федерации, содержит подробное описание результатов исследования, выводы эксперта мотивированы. Оснований не доверять выводам указанной экспертизы, сомневаться в них, у суда не имеется, эксперт имеет необходимую квалификацию, доказательства, указывающие на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящие под сомнение ее выводы, не представлены; эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обстоятельств, свидетельствующих о заинтересованности эксперта в исходе дела, не установлено.

Судом дается оценка заключению экспертизы в совокупности с другими доказательствами по делу. В том числе, судом дополнительно опрошен в качестве эксперта ФИО18, проводивший экспертизу оценки условий труда на основании определения суда. Так, эксперт ФИО18 указывал, что из совокупности представленных материалов достоверно следует, что не нашло отражения в картах СОУТ истцов, но установлено по результатам судебной экспертизы, что на рабочих местах работников выездных бригад СМП при оказании скорой медицинской помощи зарегистрировано наличие контакта с пациентами с заболеваниями, вызванными патогенными микроорганизмами, относящимися ко II группе патогенности; при этом указано, что эксперту ООО «ПВЦ ОТ и ЭА» работодателем представлены данные из электронной базы РМИАС и письмо о том, что при оценке биологического фактора оцениваются только фактически выполняемые в соответствии с должностными обязанностями виды работ. Для подтверждения наличия на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, контакта с патогенными микроорганизмами - возбудителями инфекционных заболеваний (работы в условиях воздействия биологического фактора) и дальнейшего отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по биологическому фактору используются данные, имеющейся в медицинской организации документации, в которой отражены основные и сопутствующие заболевания пациентов (больных), а также данные из форм федерального статистического наблюдения. При проведении судебной экспертизы, подтверждением оказания медицинской помощи сотрудниками выездных бригад СМП ГБУЗ «РССМП и ЦМК» – истцами пациентам с заболеваниями, вызванными патогенными микроорганизмами II группы патогенности, служили представленные на экспертизу данные электронной базы Республиканской медицинской информационно-аналитической системы Республики Башкортостан, которые свидетельствовали о том, что скорая медицинская помощь оказывалась пациентам с заболеваниями: ОРВИ (IV группа патогенности) - обоими истцами, пневмонией (IV группа патогенности) - обоими истцами, вирусным гепатитом (II группа патогенности) - обоими истцам, многократно проводилась глюкометрия (глюкозометрия), предусматривающая забор крови пациента. Оценка биологического фактора на рабочих местах и 44 проведена без учета всех исходных документов, свидетельствующих о наличии контакта (в том числе потенциального) с инфицированными пациентами или с инфицированным биологическим материалом.

Вопреки доводам представителей ответчиков, положения нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусматривающих проведение специальной оценки условий труда, осуществляемой специализированной организацией, а также устанавливающих порядок оценки результатов специальной оценки условий труда рабочего места, в заключении от ДД.ММ.ГГГГ экспертом применены были верно. В процессе проведения экспертизы были выявлены как замечания по качеству проведения специальной оценки, отраженные в выводах, так и вывод о несоответствии требованиям законодательства результатов специальной оценки условий труда, проведенной на 2 рабочих местах работников ГБУЗ «РССМП и ЦМК» - Давлетовой Э. Ф., Емцева Д. А., поскольку, вопреки указанию ответчиков, имеется возможность установления класса (подкласса) условий труда при воздействии биологического фактора на рабочих местах поименованных работников на основе потенциального контакта работников (в том числе выездных бригад СМП) с патогенными биологическими агентами, что не нашло отражения в картах СОУТ. Кроме того, вопреки указанию ответчиков, при спецоценке должны учитывается все патогенные микроорганизмы (возбудители инфекционных заболеваний), которые воздействуют на работника в ходе осуществления медицинской деятельности, исходя из наличия потенциального контакта с инфицированными пациентами, или с инфицированным биологическим материалом, включая кровь, выделения (внешние и внутренние) организма человека, с учетом механизмов и путей передачи патогенных биологических агентов (патогенных микроорганизмов); при проведении диагностических исследований (которым является и глюкометрия) возможен потенциальный контакт с кровью пациента с заболеваниями (СПИД, вирусный гепатит и др.), вызванными патогенными микроорганизмами II группы патогенности; таким образом, отнесение условий труда к классу 3.3 при воздействии биологического фактора возможно в том случае, если при проведении глюкометрии имеется потенциальный контакт с патогенными микроорганизмами (возбудителями инфекционных заболеваний), отнесенных ко II группе патогенности.

С учетом изложенного, иски следует удовлетворить частично. Надлежит признать результаты специальной оценки условий труда Давлетовой Э. Ф., Емцева Д. А., проведенной на основании приказа ГБУЗ «РССМП и ЦМК» от ДД.ММ.ГГГГ, нарушающими их трудовые права; признать незаконными и отменить результаты специальной оценки условий труда Давлетовой Э. Ф., Емцева Д. А., проведенной на основании приказа ГБУЗ «РССМП и ЦМК» от ДД.ММ.ГГГГ, отраженные в картах специальной оценки условий труда Давлетовой Э. Ф. -
от ДД.ММ.ГГГГ, Емцева Д. А. - от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на ГБУЗ «РССМП и ЦМК» провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочих местах Давлетовой Э. Ф., Емцева Д. А.; в остальной части иска – отказать.

Далее. Разрешая иск в части требований истцов о компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 и ч. 9 ст. 394 ТК Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда о компенсации морального вреда.

Из содержания ст. 237 ТК Российской Федерации следует, что размер компенсации морального вреда в случае причинения его работнику неправомерными действиями работодателя определяется судом при наличии спора между работником и работодателем о размере такой компенсации.

Из изложенного следует, что ст. 237 ТК Российской Федерации применяется к сложившимся правоотношениям, поскольку имеет место спор между работником и работодателем по факту причинения работнику неправомерными действиями работодателя морального вреда и о размере его возмещения.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Суд отмечает, что Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда: суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 ТК Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Размер компенсации морального вреда определяется исходя из конкретных обстоятельств дела с учётом объёма и характера причинённых работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку при рассмотрении настоящего иска, суд признал незаконным действия работодателя при проведении специальной оценки условий труда работников-истцов, суд приходит к выводу о возможности взыскания компенсации морального вреда с ответчика в пользу каждого из истцов в размере по 5 000 руб. с учётом степени вины работодателя, принципов разумности и справедливости; в остальной части иска о компенсации морального вреда следует отказать.

Далее. На основании ст. 103 ГПК Российской Федерации, абз. 24 ст. 50, абз. 8 п. 2 статьи 61.1, абз. 5 п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика ГБУЗ «РССМП и ЦМК» надлежит взыскать в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб. (по требованию неимущественного характера).

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

иск Давлетовой Э. Ф., Емцева Д. А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф», ООО «Проектно-внедренческий центр Организации труда и экономического анализа» удовлетворить частично.

Признать результаты специальной оценки условий труда Давлетовой Эльвиры Фаридовны, Емцева Дениса Александровича, проведенной на основании приказа Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф» от 16 июля 2018 года, нарушающими их трудовые права.

Признать незаконными и отменить результаты специальной оценки условий труда Давлетовой Эльвиры Фаридовны, Емцева Дениса Александровича, проведенной на основании приказа Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф»
от 16 июля 2018 года, отраженные в картах специальной оценки условий труда Давлетовой Э. Ф. - от 31 июля 2018 года, Емцева Д. А. -
от 31 июля 2018 года.

Возложить обязанность на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф» провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочих местах Давлетовой Эльвиры Фаридовны, Емцева Дениса Александровича.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф» в пользу Давлетовой Эльвиры Фаридовны, Емцева Дениса Александровича компенсацию морального вреда
по 5 000 руб.

В остальной части иска – отказать.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Республиканская станция скорой медицинской помощи и центр медицины катастроф» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме – с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: И. Я. Индан