Дело № 2-5208/2023
УИД № 03RS0005-01-2023-006028-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2023 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Баженовой Е.Г.,
при секретаре Унанян А.В.,
с участием представителя ответчика МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан - ФИО1, действующей на основании доверенности, представителя третьего лица МУЭП «Уфагорсвет» городского округа город Уфа Республики Башкортостан - ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возмещении материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о возмещении материального ущерба, в обоснование исковых требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ автомобиль марки Мерседес Бенц, государственный номер № принадлежащий ФИО3 был припаркован напротив административного здания отдела полиции № Управления МВД России по г. Уфа, расположенному по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ внуку Истца сообщили, что на вышеуказанный автомобиль упало дерево.
В результате падения дерева автомобилю Истца причинены значительные механические повреждения.
Считает, что виновным лицом является Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, осуществляющая надлежащее содержание деревьев на данном участке.
С целью определения стоимости восстановительного ремонта транспортного средства поврежденного в результате падения дерева истец обратилась в ООО «ПроЭксперт».
Согласно результатам экспертного заключения ООО «ПроЭксперт» №, стоимость услуг восстановительного ремонта автомобиля марки Мерседес Бенц С180 государственный номер № составила 666 666 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (протокольно) к участию в деле в качестве соответчика привлечено МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
На основании вышеизложенного просит взыскать с ответчика в свою пользу причиненный материальный ущерб в размере 666666 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 9867 рублей, расходы по оплате услуг эксперта в размере 20000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 30000 рублей, почтовые расходы в размере 1 500 рублей.
Истец ФИО3 на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан - ФИО1 в судебном заседании требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, а также просила назначить по делу дендрологическую экспертизу с целью выяснения причины гибели и падения дерева, расположенного по адресу: <адрес>
Представитель третьего лица МУЭП «Уфагорсвет» ГО город Уфа Республики Башкортостан- ФИО2 в судебном заседании требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в возражении.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ, представитель третьего лица УКХ и Б Администрации ГО г.Уфа в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о рассмотрении дела на сайте суда в системе Интернет.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ автомобиль марки Мерседес Бенц, государственный номер №, принадлежащий ФИО3, был припаркован напротив административного здания отдела полиции № Управления МВД России по г. Уфа, расположенному по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ около 10:00 часов на указанный автомобиль упало дерево, причинив повреждения в виде царапин на капоте, и разбив заднее стекло.
По данному факту были вызваны сотрудники полиции.
Постановлением ОУУП и ПДН ОП №2 Управления МВД России по городу Уфе от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела отказано на основании п. 1. ч.1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием события преступления, предусмотренного статей 167 УК РФ.
Согласно результатам экспертного заключения №, представленного истцом, стоимость услуг восстановительного ремонта автомобиля марки Мерседес Бенц С180 государственный номер № составила 666 666 рублей.
Лицам, участвующим в деле, разъяснено их право представить доказательства, свидетельствующие об ином размере ущерба, в том числе право проведения экспертизы. Представитель ответчика МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебном заседании пояснила, что иных доказательств, свидетельствующих о возмещении ущерба, не имеется, ходатайствовать о назначении по делу экспертизы не намерена.
С учетом изложенного, суд принимает в качестве надлежащего доказательства размера ущерба, представленное истцом экспертное заключение, которое никем не оспорено.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п.25 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 23.06.2020 N 62/4, к зеленым насаждениям городского округа относятся дикорастущие и искусственно посаженные деревья и кустарники, травяной слой, газоны и цветы на всей территории городского округа, а также леса городского округа, которые образуют зеленый фонд.
Организация работ по благоустройству и санитарному содержанию территорий возлагается на балансодержателей, собственников, владельцев, пользователей, арендаторов зданий, строений, сооружений, земельных участков и специализированные организации по санитарной очистке территорий городского округа. Деятельность по благоустройству включает в себя разработку проектной документации, выполнение мероприятий по благоустройству и содержание объектов благоустройства.
Объектом комплексного благоустройства являются любые территории города, на которых осуществляется деятельность по комплексному благоустройству: площадки, дворы, парки, скверы, кварталы, функционально – планировочные образования, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально – пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории города. При проектировании комплексного благоустройства в качестве составных частей комплексного благоустройства используются следующие элементы: декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация.
В соответствии с п. 10 ст. 58 Правил благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 23.06.2020 N 62/4 в садах, парках, скверах, городских лесах и на иных территориях, относящихся к местам общественного пользования, где имеются зеленые насаждения, запрещается касание ветвей деревьев токонесущих проводов, закрывание ими указателей улиц и номерных знаков домов, дорожных знаков. Своевременную обрезку ветвей в охранной зоне (в радиусе 1 метр) токонесущих проводов, а также закрывающих указатели улиц и номерные знаки домов, должны обеспечивать обслуживающие организации зеленых насаждений. Обрезка ветвей должна производиться по графику, согласованному с владельцами линий электропередачи, и под их контролем с соблюдением технологии.
Согласно п. 4.13 Правил охраны, защиты и воспроизводства лесов и содержания зеленых насаждений г. Уфы, утвержденных решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 26.02.2010 года № 23/19, пользователи территорий, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны производить снос сухостойных деревьев и кустарников, вырезку сухих веток и т.д. в обусловленные сроки своими силами или по договору со специализированными организациями.
Согласно ответу Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г. Уфа РБ №86-04-07051 от 29.08.2023 года содержание и обслуживание зеленых насаждений, расположенных на красных линиях, находится в ведении муниципальных учреждений по благоустройству районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Содержание и обслуживание зеленых насаждений, которые расположены и специально посажены у входных групп в офисы, находится и в ведении юридических и физических лиц (предпринимателей).
Содержание и обслуживание зеленых насаждений, произрастающих на территории дворов многоквартирных домов, находится в ведении жилищно-эксплуатационных учреждений различных организационно-правовых форма (в том числе ООО).
Постановлением Администрации ГО г.Уфа РБ от 26.05.2022 г. № 818 утвержден перечень объектов внешнего благоустройства, расположенных в административных границах ГО г.Уфа РБ, подлежащих обслуживанию муниципальными бюджетными учреждениями по благоустройству районов ГО г.Уфа РБ.
На основании Приложения №1 к вышеуказанному Постановлению автомобильная дорога по <адрес> (от <адрес> до <адрес>), а также дорожное инженерное обустройство – тротуары площадью 35000 метров, газоны и древесно – кустарниковая растительность на них площадью 102000, переданы на обслуживание и содержание МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа г.Уфа Республики Башкортостан.
В соответствии с Уставом МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере коммунального хозяйства и внешнего благоустройства, а также иных муниципальных услуг, выполнения работ и исполнения муниципальных функций.
В соответствии с п. 2.2 Устава предметом деятельности учреждения является оказание услуг, выполнение работ по реализации полномочий городского округа город Уфа Республики Башкортостан в сфере коммунального хозяйства и благоустройства, предусмотренных федеральными законами Республики Башкортостан, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 2.3 и 2.4 Устава целями деятельности учреждения является содержание объектов внешнего благоустройства и благоустройство территории Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, закрепленных за учреждением, в соответствии с предусмотренными и техническими нормами.
Для выполнения поставленных целей учреждение осуществляет ряд видов деятельности, в том числе деятельность по благоустройству территории района, включая озеленение и содержание газонов и древесно – кустарниковой растительности на них.
Дерево, которое упало в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. по <адрес> на припаркованный автомобиль марки Мерседес Бенц, государственный регистрационный знак №, находилось в ведении МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» ГО г.Уфа Республики Башкортостан, которое не представило доказательств, свидетельствующих о том, что ими выполнены работы, по содержанию и обслуживанию зеленых насаждений.
Доводы представителя ответчика о том, что в соответствии с п. 2.6 устава деятельность по срезке деревьев, кустарников, вырубке деревьев является платной, отклоняются судом как несостоятельные, поскольку уставом данного учреждения предусмотрена обязанность учреждения по благоустройству территории района, включая озеленение и содержание газонов и древесно – кустарниковой растительности на них.
Доводы представителя ответчика о том, что дерево упало из за того, что посреди дерева был размещен фонарный столб, в связи с чем ответственность за причинение ущерба должна быть возложена на МУЭП «Уфагорсвет» суд отклоняет как несостоятельные на основании следующего.
МУЭП «Уфагорсвет» согласно уставной деятельности осуществляет содержание и текущий ремонт наружного освещения города Уфы (уличное, внутриквартальное освещение, освещение парков, садов, скверов, памятников культуры).
09 января 2023 года между Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Заказчик) и МУЭП «Уфагорсвет» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № № предметом которого является содержание и техническая эксплуатация объектов наружного освещения, технических средств организации дорожного движения, судовых сигнализаций на мостах, электронных и башенных часов на территории городского округа город Уфа РБ, в соответствии с которым подрядчик принимает на себя обязательства выполнения работ по содержанию и технической эксплуатации объектов наружного освещения, технических средств организации дорожного движения, судовых сигнализаций на мостах, электронных и башенных часов на территории городского округа город Уфа РБ, в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к контракту).
Согласно техническому заданию по содержанию и технической эксплуатации объектов наружного освещения городского округа город Уфа на 2023г. к муниципальному контракту от 09 января 2023г. №1125, заключенному между Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Заказчик) и МУЭП «Уфагорсвет» (Подрядчик) к работам по обслуживанию воздушных и кабельных линий наружного освещения относятся:
измерение сопротивления заземления;
обход и осмотр технического состояния линий электропередачи, в том числе внеочередные;
- ведение журналов обхода и осмотра линий электропередачи с регистрацией всех обнаруженных недостатков;
чистка поверхности опор, от объявлений и рекламных наклеек;
замена и выправка опор;
ремонт, перетяжка отдельных участков проводов линии, замена провода;
замена зажимов и комплектов промежуточных, при производстве работ по замене опор и/или провода;
окрашивание металлических частей, кронштейнов, консолей и траверс на металлических и железобетонных опорах, проверка надежности соединений проводов и контактов, проверка предохранителей и перемычек, восстановление нумерации опор, проверка габаритов линии, очистка проводов от набросов, ремонт кабельных спусков и концевых муфт;
аварийно-восстановительные работы, связанные с действием природных явлений и третьих лиц;
замена несущего троса кабельных линий - при повреждении или уменьшении несущей способности;
участие в приеме линий электропередачи после монтажа и ремонта;
окраска опор;
прочее техническое обслуживание.
То есть вырубка и опиловка деревьев и кустарников не относятся к работам по обслуживанию воздушных и кабельных линий наружного освещения предприятием «Уфагорсвет».
На электроопоре № наружного освещения по <адрес> отсутствуют воздушные линии электропередачи. Сеть наружного освещения по <адрес> выполнена кабельной линией, что подтверждается оборотной ведомостью материального отчета по содержанию наружного освещения, фото с места происшествия от 27.04.2023г.
Изложенное выше опровергает доводы ответчика о том, что лицом, ответственным за причинение истцу ущерба в результате падения дерева является МУЭП «Уфагорсвет».
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что лицом, ответственным за содержание дерева, с которого упало дерево на автомобиль истца, является МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в связи с чем с данного ответчика в пользу истца подлежит взысканию стоимость восстановительного ремонта в размере 666666 руб.
В силу положений ст. 15 ГК РФ с ответчика «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу истца подлежат взысканию расходы на составление экспертного заключения по определению стоимости восстановительного ремонта в размере 20000 руб.
В силу положений ст. 94, 98, 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя в размере 30000 руб., исходя из принципа разумности, сложности дела и объема оказанных услуг, а также почтовые расходы в размере 1500 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 9867 руб.
В удовлетворении требований к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан суд отказывает как к ненадлежащему ответчику, поскольку функции Администрации по содержанию и обслуживанию зеленых насаждений переданы МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Исковые требования ФИО3 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возмещении материального ущерба удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан ИНН <***> в пользу ФИО3 паспорт № сумму материального ущерба в размере 666666 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 9867 руб., расходы по оплате услуг эксперта в размере 20000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 30000 руб., почтовые расходы в размере 1500 руб.
В удовлетворении требований к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2023 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 октября 2023 года.
Судья Баженова Е.Г.