ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 030063-01-2022-002042-64 от 07.07.2022 Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 2а-1911/2022

УИД № 03RS0063-01-2022-002042-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 июля 2022 г. г. ФИО1

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кабировой Л.М.

с участием помощника Туймазинского межрайонного прокурора РБ Мухаметова А.А.,

при секретаре Бургановой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Туймазинский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе мониторинга сети «Интернет» установлено, что по электронному адресу: https://velq.ru/ob-8379, на котором предлагается оказание услуг по обезличиванию денежных средств содержащая текст: «Услуги помочь обналичить деньги. Предлагаем вам обналичивание денежных средств во всех регионах РФ, коммерческих и бюджетных. Наши фирмы не однодневки, мы сдаем налоговую отчетность и проходим встречные проверки. Есть фирмы с лицензиями. Низкая комиссия и короткие сроки за счет использования собственных средств и схем. Коммерческие, бюджет. Транзит по РФ. При налаженной работе возможно предоставление нами наличных вперед. Имеем возможность проводить операции с большими суммами. Предоставляем полное документальное сопровождение, конфиденциальность проведение операций. Выдача наличных в нашем банке, офисе либо доставка инкоссационной службой по Москве и РФ, либо системой перевода. Тел. ; Эл.почта: Telegram: @Artem_panow».

На момент проверки указатель страниц сайтов, на которых размещена информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ni/).

На основании изложенного, прокурор просит признать материал, размещенный в сети Интернет по электронному адресу https://velq.ru/ob-8379, информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Включить информацию, размещенную в сети Интернет по адресу https://velq.ru/ob-8379 в « Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Помощник Туймазинского межрайонного прокурора РБ Мухаметов А.А. заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Далее Федеральный закон № 149-ФЗ) установлено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В соответствии с ч.1 ст. 9, ч.ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Из материалов дела следует, что межрайонной прокуратурой Туймазинского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в ходе которой осуществлен мониторинг сети «Интернет» и Интернет-ресурсов.

Проведенной проверкой установлено, что по электронному адресу в сети Интернет выявлен сайт https://velq.ru/ob-8379, на котором предлагается оказание услуг по обналичиванию денежных средств с текстом – «Услуги помочь обналичить деньги. Предлагаем вам обналичивание денежных средств во всех регионах РФ, коммерческих и бюджетных. Наши фирмы не однодневки, мы сдаем налоговую отчетность и проходим встречные проверки. Есть фирмы с лицензиями. Низкая комиссия и короткие сроки за счет использования собственных средств и схем. Коммерческие, бюджет. Транзит по РФ. При налаженной работе возможно предоставление нами наличных вперед. Имеем возможность проводить операции с большими суммами. Предоставляем полное документальное сопровождение, конфиденциальность проведение операций. Выдача наличных в нашем банке, офисе либо доставка инкоссационной службой по Москве и РФ, либо системой перевода. Тел. ; Эл.почта: Telegram: @Artem_panow». При этом вход на сайт является свободным, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием, сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения, на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за осуществление незаконной банковской деятельности.

Юридическая наука проводит аналогию между деятельностью «нелегальных банков» и банковскими операциями, предусмотренными ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»: 1) открытие и управление расчетными счетами фирм-однодневок соответствует банковской операции по открытия и ведению банковских счетов физических и юридических лиц; 2) незаконный транзит денег соответствует банковской операции по переводу денежных средств по поручению физических и юридических лиц; 3) незаконное обналичивание денег соответствует банковской операции по кассовому обслуживанию физических и юридических лиц. Вышеуказанные операции представляют собой квазибанковские операции, которые по существу, а не по юридической форме соответствуют указанным выше банковским операциям. Диспозиция ст. 172 УК РФ, предусматривающая ответственность за осуществление банковских операций без регистрации, предоставляет возможность отнесения таких операций к незаконной банковской деятельности.

В силу ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. В нарушение произведенных норм законодательства на указанном интернет-сайте осуществляется деятельность по обналичиванию денежных средств без лицензии.

Согласно п.п.2, 3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-Ф3 «О противодействии терроризму», террористическая деятельность, включающая в себя, в том числе, организацию, планирование, подготовку террористического акта, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.

В соответствии с п.п.7, 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-Ф3 «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризма относится приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.

Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правовою механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В силу ст.3Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», финансирование терроризма представляет собой предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации. Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Согласно ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 №1 15-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», установлен обязательных контроль по операциям с денежными средствами или иным имуществом.

Предоставление услуги по обналичиванию денежных средств носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических организаций.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Пунктом 6 ст. 10 указанного Федерального закона, установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2006. N1" 149-ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Согласно ст. 15 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.

Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством.

На момент проверки указатель страниц сайтов, на которых размещена информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).

В соответствии с обзором судебной практики Верховного суда РФ № 1, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018, решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства и положения закона, суд находит административное исковое заявление Туймазинского межрайонного прокурора РБ подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать материалы, размещенные в сети Интернет по электронному адресу: https://velq.ru/ob-8379, информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Включить страницу сайта с URL-адресом https://velq.ru/ob-8379 в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья Л.М. Кабирова