ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 0328/20 от 02.09.2020 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 2-1050/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 02 сентября 2020 года

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе

председательствующего судьи Ю.В. Каркачевой,

при секретаре М.В. Волобуевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу «Мегафон- Поволжье», публичному акционерному обществу «Мегафон» о компенсации морального вреда вследствие нарушения прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что является абонентом ПАО «Мегафон- Поволжье» на основании договора об оказании услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, абонентский номер +, тарифный план «Переходи на ноль». Полагает, что из заключенного договора следует, что абонент не дает свое согласие на подключение каких- либо рекламных услуг, за которые впоследствии может взыматься плата. Однако, за время пользования связью у истца неоднократно происходили списания денежных средств с баланса абонентского номера, в связи с чем он неоднократно обращался к сотовому оператору с претензиями, однако рекламные услуги продолжали подключать без его согласия, чем нарушают право истца с взиманием платы за представленные услуги. Основывая свои требования на положениях Закона о защите прав потребителей, просил взыскать с отвтчикав свою пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела истец ФИО1 исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ увеличил, окончательно просил взыскать с ПАО «Мегафон- Поволжье» в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 60 000 рублей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено публичное акционерное общество «Мегафон».

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, обратился к суду с ходатайством посредством телефонограммы с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика ПАО «Мегафон- Поволжье» в судебное заседание не явился, о дате времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.

Представитель ответчика ПАО «Мегафон» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. Представил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что при заключении договора по предоставлению абонентского номера + истец ФИО1 путем проставления отметки в договоре на оказание услуг № от ДД.ММ.ГГГГ указал, что не согласен на получение рекламы при использовании услуг и использовании сведений о нем согласно п.14.14.2 Условий. ПАО «Мегафон» никакой рекламы абоненту не направляло, не является рекламодателем и распространителем рекламы, никаких технических и фактических действий по формированию содержания SMS- сообщений и списка адресатов не совершало. Оказывая услугу по передаче коротких смс- сообщений, ПАО «Мегафон» в силу соблюдения тайны связи не располагает сведениями о том, какая информация (рекламного или личного) будет передана получателю. При этом данная услуг передачи коротких смс- сообщений по сети подвижной связи отнесена к услугам связи и, следовательно, при ее оказании ПАО «Мегфаон» не вправе отказать в предоставлении услуги. Доказательств получения истцом смс- сообщений не представлено. Из детализации не усматривается рассылка рекламных сообщений. За период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время корректировок по лицевому счету не производилось. Все списания денежных средств происходили на основании заключенного договора, выбранного тарифного плана и дополнительных заказов абонента. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.

В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц участвующих в деле.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ, п. 1 ст. 425 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В силу ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 7 июля 2003 года "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи (п. 1). Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

Статьей 54 Федерального закона "О связи" установлено, что порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством РФ. Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.

Нормой пункта 1 статьи 54 Федерального закона "О связи" предусмотрено, что оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов - непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа.

Порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Основанием для осуществления расчетов за услуги связи согласно п. 2 данной статьи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.

В соответствии с п. 7 Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2014 года N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи" оказание услуг телефонной связи может сопровождаться предоставлением оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. п. 16.2., 16.3. Условий оказания услуг связи ПАО "Мегафон", Оператор обязан предоставлять Абоненту и любому иному лицу необходимую и достоверную информацию о настоящих Условиях, действующих тарифах Оператора, описаниях всех Услуг и иные сведения, связанные с Услугами, которые Абонент или иное лицо вправе получить. Технические показатели и нормы, характеризующие качество телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных, а также протоколы передачи данных и Абонентские интерфейсы бесплатно доводятся до всеобщего сведения в местах продаж и обслуживания Абонентов Оператора, указываются на сайте Оператора www.megafon.ru и являются неотъемлемой частью Договора; предоставлять необходимую для заключения и исполнения Договора информацию. Указанная информация на русском языке в наглядной и доступной форме бесплатно доводится до сведения Абонентов в местах продаж и обслуживания Абонентов Оператора.

Кроме того, Абоненты имеют право воспользоваться услугами круглосуточной клиентской справочной службы компании "МегаФон" по телефону <***> или 8-800-550-<***> для получения всей информации относительно порядка и условий предоставления услуг связи.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ПАО «Мегафон» заключен договор об оказании услуг связи № GF0109809504, в рамках которого истец отказался от получения рекламы при использовании услуг и использовании сведений о нем согласно п.14.14.2 Условий. Истцу предоставлен номер + тарифный план "Переходи на ноль".

Согласно данным информационно-биллинговой системы оператора, ДД.ММ.ГГГГ с абонентского номера, принадлежащего ФИО1 + при помощи WAP - портала зафиксирована активация услуги через приложение Megafon Pro, которое позволяет отключать и настраивать услуги, пользоваться справочными развлекательными сервисами, скачивать музыку и виде, искать билеты в кинотеатр т.п., просматривая каталог можно подключать услуги разово или на регулярной основе. Оплата подписки списывается с баланса номера. Услуга подключена абонентом посредством СМС-сообщения по технологии push-сообщения. Для абонентского номера + вышеуказанный запрос был корректно зарегистрирован, как оборудованием ПАО "Мегафон", так и системами контент-провайдера, предоставляющего данную услугу, и протарифицирован в соответствии с действующими тарифами, стоимость услуги ДД.ММ.ГГГГ составила 7 рублей, аналогичные действия произведены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ стоимость услуги на портале Megafon Pro составила 15 рублей, аналогичные действия произведены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно начислениям по лицевому счету абонентского номера <***> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стоимость заказанных истцом контент-услуг в количестве 1 шт. составила 7 рублей, услуги «кто звонил» в количестве 2 шт. на сумму 1,60 рубль.

Согласно начислениям по лицевому счету абонентского номера <***> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стоимость заказанных истцом контент-услуг в количестве 15 шт. составила 169 рублей.

Согласно начислениям по лицевому счету по абонентскому номеру <***> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и последующие отчетные периоды контент – услуги не заказывались, и оплата не выставлялась.

Корректировки оплат за все время действия договора за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не производилось.

В п. 47 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 №1342 (далее - Правила оказания услуг телефонной связи), предусмотрено, что изменение договора осуществляется в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются договором.

Согласно п. 6.3. Условий, заказ на изменение перечня Услуг может быть передан Оператору способом, приемлемым техническими средствами Оператора, обеспечивающими идентификацию Абонента. При подаче заказа об изменении перечня Услуг Абонент использует Идентификаторы, определенные Оператором.

Согласно п. п. 7.1 - 7.4. Условий, идентификаторами Абонента, закрепляемыми за Абонентом в Сети связи Оператора, являются Абонентский номер, уникальный код идентификации, пароль, кодовое слово, номер SIM-карты и др., используемые по отдельности или совместно в соответствии с правилами Оператора. Идентификаторы Абонента используются при изменении перечня Услуг, оказываемых Абоненту, информационно-справочном обслуживании, при оплате Услуг и в иных случаях, предусмотренных настоящими Условиями и Оператором при оказании отдельных Услуг. В случаях, определенных Оператором, Абонент имеет возможность вносить платежи и изменения в набор Услуг, а также изменять другие условия Договора с помощью технических и/или электронных средств и другими способами с использованием Идентификаторов (кодов, паролей и иных средств), подтверждающих, что распоряжение дано Абонентом. Запросы и распоряжения Абонента, переданные Оператору с использованием Идентификаторов, подтверждающих, что распоряжение дано Абонентом, а также телефонограммы Абонента, переданные при условии идентификации Абонента, имеют такую же юридическую силу, как если бы они были поданы лично Абонентом в присутствии Представителя Оператора.

Таким образом, оператор установил перечень действий, которые необходимо совершить для подключения подписки, без совершения которых абонентом или пользователем абонентского номера услуга не будет подключена: зайти в приложение, ознакомиться с информацией о контенте и его стоимости; выбрать интересующий контент в приложении; перейти на лендинговую страницу оператора, где предоставлена вся информация о стоимости услуги, соответствующий ей период предоставления услуги, контакты службы поддержки, а также ссылка на полные правила услуги; нажать кнопку "подключить», что подтверждает согласие Абонента с правилами и перенаправляется обратно, где абоненту предоставляется доступ ко всему контенту, расположенному на ресурсе. После оплаты услуги абоненту направляется SMS-сообщение, информирующее о факте подключения услуги.

В том случае, когда абонент пользуется услугами оператора по передаче данных, оператор имеет технологическую возможность однозначно определять принадлежность SIM-карты конкретному абоненту, в частности для тарифицирования услуг связи и дополнительных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами связи. Идентификация абонента оператором производится при фиксации факта начала потребления услуг, оказываемых оператором.

Активными действиями абонента в данном случае являются переходы по ссылкам в сети Интернет, перечень которых установлен Оператором.

В качестве действий, позволяющих идентифицировать абонента, оператор рассматривает только те действия, которые совершены с использованием абонентского номера, выделенного по договору, и с использованием SIM-карты абонента, либо кодов и паролей, которые были направлены оператором на абонентский номер, то есть на абонентское устройство, в данном случае на мобильный телефон.

Следовательно, абонентский номер и SIM-карта являются достаточными идентификаторами абонента и действия, совершаемые с использованием абонентского номера и SIM-карты, признаются действиями абонента при оказании любых услуг оператора, в том числе контентных.

Условия оказания услуги "Подписки" содержат полный перечень действий, которые считаются запросом на получение услуги. Заказ услуги осуществляется путем отправки SMS, MMS, USSD-запроса, голосового вызова с абонентского устройства либо WEB-запроса или WAP-запроса, то есть исключительно путем активных конклюдентных действий абонента, о чем прямо указано на сайте ПАО "МегаФон". Под WEB/WAP-запросом понимается заказ, направленный Абонентом по URL-идентификатору направления информационного соединения в WEB/WAP. WAP-портал - это специализированный портал, обеспечивающий доступ к различным информационным и новостным ресурсам, а также к развлекательным услугам и каталогу контента с мобильного телефона со встроенным WAP-браузером. При помощи WAP-портала Абонент имеет возможность заказать услугу "Подписки", позволяющей получать Мобильный контент, а также определенный пакет Мобильного контента на периодической основе. Перечень URL - идентификаторов определен на сайте podpiski.megafon.ru.

Истец ФИО1 ранее в судебном заседании не отрицал, что использовал сеть передачи данных оператора, абонентский номер и SIM-карту, выделенные ему по договору. В связи с этим сведения о конкретном абоненте и его абонентском устройстве, с помощью которого осуществляется доступ к сети Интернет, фиксируются оборудованием оператора не только при переходе на лендинговую страницу, но и в момент начала использования услуг оператора для выхода в Интернет.

Установлено, что согласие истца было направлено на получение доступа к услуге, так как абонент совершал действия на указанных сайтах, получил коды доступа и использовал их, следовательно, совершаемые им действия были направлены на получение определенной услуги.

Таким образом, руководствуясь изложенными нормами материального права, принимая во внимание положения Закона РФ "О защите прав потребителей", условия заключенного между сторонами договора, оператор надлежащим образом выполнил требования действующего законодательства, осуществил все действия, для подключения контентных услуг. Услуга предоставлена абоненту в соответствии с дополнительными заказами, поданными абонентом в предусмотренной договором форме, согласие абонента получено, идентификация абонента осуществлена, его волеизъявление на получение данных услуг достоверно установлено, до момента заказа услуги абоненту была предоставлена вся информация, требуемая в соответствии с действующим законодательством. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствуют нарушения прав ФИО1 РФ как потребителя. Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Согласно статье 15 «Закона о защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 от 28.06.2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку нарушения прав потребителя ФИО1 судом не установлено, то приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований о компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к публичному акционерному обществу «Мегафон- Поволжье», публичному акционерному обществу «Мегафон» о компенсации морального вреда вследствие нарушения прав потребителя отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Ю.В. Каркачева

Решение в окончательной форме принято 09 сентября 2020 года.