ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03404/2016 от 28.11.2016 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№2-3991/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Именем Российской Федерации

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи Жуковой О.С.

при секретаре Шиловой А.А.,

с участием представителей истца ФИО1, ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Министерству социального развития Оренбургской области, Администрации Илекского района Оренбургской области о признании права на социальную выплату, признании недействительными распоряжений и решения, обязании восстановить в списке и выдать свидетельство,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с иском к Министерству социального развития Оренбургской области, указав, что имеет статус участника Великой Отечественной войны, удостоверение ветерана. Кроме того, является инвалидом <данные изъяты> группы. Принадлежащий ему жилой дом по адресу <данные изъяты> Илекского района Оренбургской области, <адрес> признан непригодным для проживания, а он сам поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Впоследствии он был включен в список на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, документы оформлены, выписано свидетельство о предоставлении выплаты в сумме 1105596 руб. № от 12.04.2016г. Однако затем ответчиком вынесено распоряжение об отказе в предоставлении социальной выплаты, со ссылкой на то, что истец, являясь участником боевых действий в Венгрии, не подпадает под перечень лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, на основании Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008г. С данным решением не согласен. Из буквального текста названного Указа следует, что его действие распространяется на ветеранов (участников) ВОВ при наличии 2 условий: 1)нуждаемость в улучшении жилищных условий; 2)наличие права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем по ФЗ «О ветеранах». Нормой п.п.а п.1 ч.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что к участникам ВОВ относятся военнослужащие, проходившую военную службу не только в период ВОВ, но и в период гражданской войны, а также других боевых операций по защите Отечества. Боевые действия в Венгрии 1956г. законодатель отнес к боевым действиям на территории других государств по защите Отечества. Отказ ответчика в предоставлении социальной выплаты основан на неправильном толковании закона, поскольку он относится к лицам, которым меры социальной поддержки предоставляются на основании ст.ст.15, 23.2 ФЗ «О ветеранах», т.е. по обеспечению жильем один раз. Учитывая статус участника ВОВ и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий, истец имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья. Просил признать его право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Признать незаконным распоряжение Министерства соцразвития Оренбургской области об отказе в предоставлении социальной выплаты. Обязать ответчика выдать ФИО4 свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета.

Впоследствии исковые требования неоднократно дополнялись, в связи с установлением факта исключения ФИО4 из списка на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, окончательно истец просил: признать его право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Признать незаконным распоряжение от 21.04.2016г. Министерства соцразвития Оренбургской области о признании недействительным свидетельства о предоставлении участнику ВОВ ФИО4 социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья; распоряжение от 21.04.2016г. Министерства соцразвития Оренбургской области об отказе в предоставлении денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета; решение Администрации Илекского района Оренбургской области о снятии ФИО4 с учета в районном списке участников ВОВ, инвалидов и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ от 20.05.2015г. Обязать Администрацию Илекского района Оренбургской области восстановить ФИО4 в районном списке участников ВОВ, инвалидов и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ; обязать Министерство соцразвития Оренбургской области выдать ФИО4 свидетельство о праве на единовременную денежную (социальную) выплату на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель истца ФИО2, действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, и показала, что считает законным и обоснованным первоначальную постановку на учет и включение ФИО4 в список лиц, подлежащих обеспечению единовременной социальной выплатой, а также выдачу ему свидетельства, поскольку он имеет статус ветерана ВОВ, и в действительности участвовал в боевых действиях по защите Отечества в 1956-57 годах в Венгрии. Ему вручена медаль как участнику ВОВ к юбилею Победы. Он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.е. выполняются все требования Указа № 714. Разъяснения Минстроя, на которые ссылается ответчик, правовым актом не являются и не прошли регистрацию в Минюсте. Не согласны с таким толкованием Указа. Просит иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования также поддержал, указывая, что отец участвовал в боях по защите Отечества, и заслужил такую выплату. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства соцразвития Оренбургской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что денежные средства, выделяемые по Указу № 714, носят целевой характер, и подлежат распределению только лицам, названным в нем, т.е. участникам ВОВ 1941-1945 годов, к которым истец не относится. Тем самым за счет средств федерального бюджета в рамках Указа № 714 он обеспечению социальной выплатой не подлежит. В то же время, являясь ветераном боевых действий по защите Отечества, а также инвалидом, а кроме того, лицом, поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, он имеет право на получение мер социальной поддержки за счет средств областного либо местного бюджета. Первичное решение о предоставлении социальной выплаты было принято ошибочно. Учетное дело формировалось в Администрации Илекского района, в Министерство соцразвития Оренбургской области переданы лишь списки лиц, подлежащих обеспечению единовременной выплатой. Позднее, когда учетное дело было получено и перепроверено ответчиком, обнаружено, что ФИО4 принимал участие не в ВОВ 1941-45 г.г., а в боевых действиях по защите Отечества в Венгрии, что не дает право на получение единовременной выплаты в рамках Указа № 714. По этой причине решение о предоставлении было отменено, а свидетельство признано недействительным. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика Администрации Илекского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом, об отложении разбирательства не ходатайствовало.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в ст. 1 которого перечислены категории ветеранов подпадающие под действие указанного Закона: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

При этом для каждой из указанной категории ветеранов приведенный Закон определяет свой объем прав и социальных гарантий.

Из анализа положений подп. "а" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" следует, что законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, участников других боевых действий по защите Отечества. Перечень боевых операций по защите Отечества, участники которых вправе претендовать на статус ветерана рассматриваемой категории, а также периоды их проведения содержатся в разделах 1 и 2 приложения к Закону.

В данном перечне указан период боевых действий в Венгрии: 1956 год. Отражено, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах".

В частности, ст.2 закона указывает, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся, в частности, участники ВОВ, в том числе, военнослужащие, проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества.

Вместе с тем, следует учесть, что Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории, и членов их семей. При этом меры социальной поддержки названных лиц в вопросе обеспечения жильем разнятся.

Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (п. 1).

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ, в соответствии с которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Принятие на учет граждан, проживающих на территории Оренбургской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации

Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Из материалов дела следует, что ФИО4 в период с июля 1952 по июль 1957 г. проходил службу в составе войсковой части , и принимал непосредственное участие в боевых действиях на территории Республики Венгрия с октября 1955г. по июль 1957г. (справка военкомата от 30.09.2015г. № 258, учетная карточка к военному билету). С 27.09.2006г. имеет удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны серии ВВ N , он имеет права и льготы установленные ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» как лицо, указанное в пп. "а" п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ.

С 15.03.1977г. истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: Оренбургская область, Илекский район, <адрес>. Жилой дом и земельный участок по указанному адресу принадлежат ФИО4 на праве собственности, что подтверждается имеющимися свидетельствами о государственной регистрации права. Справка ГУП «Облтехинвентаризация» от 16.02.2016г. свидетельствует о том, что общая площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв. м., жилая – <данные изъяты> кв.м., износ – <данные изъяты>%.

15.02.2016г.проведено исследование жилого помещения ФИО4 межведомственной комиссией, по результатам которого принято заключение о непригодности жилого дома для проживания.

24.02.2016 постановлением Администрации МО Кардаиловский сельсовет Илекского района дом истца признан непригодным для проживания, а постановлением этой же администрации № 47-п от 16.03.2016г. на основании решения жилищной комиссии (акт проверки жилищных условий от 16.03.2016г.) ФИО4 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет в качестве такового на состав семьи <данные изъяты> человека. В материалах учетного дела имеются также сведения о том, что ФИО4 не имеет приватизированного жилья на территории муниципального образования, не имеет права собственности на иное жилье, как и его <данные изъяты> ФИО5

21.03.2016 ФИО4 обратился с заявлением и предварительной заявкой в администрацию МО Илекского района Оренбургской области на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Как видно из протокола заседания районной комиссии по формированию районных списков участников, инвалидов и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 30.03.2016г., ФИО4 был включен в списки граждан, претендующих на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения как ветеран-участник Великой Отечественной войны, вставший на учет по улучшению жилищных условий с 16.03.2016г.

Согласно письму Администрации Илекского района № от 06.04.2016г. ФИО4 государственной поддержки за счет средств федерального, областного и местного бюджета на приобретение (строительство) жилья не получал.

Из материалов дела усматривается, что свидетельство о предоставлении социальной выплаты ФИО4 было оформлено 12.04.2016г. за № , однако впоследствии распоряжениями № и № Министерства соцразвития Оренбургской области от 21.04.2016г. указанное свидетельство было признано недействительным, а в предоставлении социальной выплаты отказано.

В неоднократных дальнейших обращениях ФИО4 ему даны разъяснения порядка предоставления соответствующей выплаты и причин отказа ему в ее предоставлении (письмо Администрации Илекского района от 28.04.2016г. № 1765, письмо Министерства соцразвития Оренбургской области от 23.05.2016г. № 5508,5347,5254, пояснительная записка к распоряжению об отказе в предоставлении социальной выплаты, направленная в главе МО Илекский район сопроводительным письмом № 4129/09 от 22.04.2016г.), из которых явствует, что единственной причиной отказа послужил факт прохождения ФИО4 военной службы не в годы ВОВ 1941-1945г.г., а в Венгрии в 1956г., что исключает предоставление социальной выплаты, т.к. он не подпадает под перечень лиц, которым в целевом порядке предоставляется субвенция за счет средств федерального бюджета в рамках Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008г.

Согласно протоколу заседания районной комиссии по формированию районных списков участников, инвалидов и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий № от 20.05.2016г., комиссией принято решение об исключении ФИО4 из соответствующего списка. Письмом № 2838 от 08.07.2016г. Администрацией Илекского района направлено сообщение об этом в Министерство соцразвития Оренбургской области.

Требуя отменить решение районной комиссии № от 20.05.2016г., которым истец был исключен из списка граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, истец, приводит доводы относительно наличия у него права на получение мер социальной поддержки, как участнику Великой Отечественной войны в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Вместе с тем, данные доводы являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм прав, исходя из следующего.

Из содержания Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов" следует, что обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны связано с 65-летием Победы Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Данный нормативный акт имеет строго целевое назначение, устанавливая завершение обеспечения жилой площадью лишь названных в нем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Боевые действия в Венгрии 1956 гг. не входят в период Великой Отечественной войны.

Законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 не подлежат.

При таких обстоятельствах, ФИО4 являясь участником других боевых действий по защите Отечества, не принимавший участие в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714.

Письмо Минстроя России № 41209-НС /07 от 17.12.2015г. разъяснил, что такие категории граждан, как узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, а также граждане, принимавшие участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях), перечисленных в разделах I и II приложения к Федеральному закону «О ветеранах», под действие Указа № 714 не подпадают, выплаты носят строго целевой характер и направлены на обеспечение жильем только участников ВОВ 1941-1945 годов.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что реализация права ФИО4 на включение в список очередников не может осуществляться в соответствии с данным Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны", и он может быть обеспечен жилым помещением в рамках иных правовых норм.

Оснований для признания за ФИО4 права на получение мер социальной поддержки как участнику Великой Отечественной войны в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, а также для включения его в список граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, в ходе рассмотрения заявленных требований не установлено. Соответственно отсутствуют и основания для признания незаконными распоряжений Министерства соцразвития Оренбургской области № 127 и 128 от 21.04.2016г. о признании незаконным свидетельства и отказе в предоставлении социальной выплаты, а также решения от 20.05.2016г. об исключении ФИО4 из списка участников, инвалидов и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

При распределении судебных расходов суд учитывает требования ст. 103 ГПК РФ, о том, что при отказе в иске расходы по оплате государственной пошлины с ответчика взысканию не подлежат, и относятся на счет бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления ФИО4 к Министерству социального развития Оренбургской области, Администрации Илекского района Оренбургской области о признании права на социальную выплату, признании недействительными распоряжений и решения, обязании восстановить в списке и выдать свидетельство отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.С. Жукова

Мотивированное решение составлено 02.12.2016г.