ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 0367/20 от 19.02.2020 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

дело № 2а-1064/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Оренбург 19 февраля 2020 года

Центральный районный суд города Оренбурга в составе: председательствующего, судьи Мельниковой Н.Б.,

при секретаре Ким Е.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Промышленного района г. Оренбурга Каратаева М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Промышленного района г.Оренбурга, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной

УСТАНОВИЛ:

прокурор Промышленного района г.Оренбурга в порядке ст. 39 КАС РФ, действующий в интересах Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной. В обоснование требований административный истец указал, что прокуратурой Промышленного района г.Оренбурга в рамках осуществления мероприятий по надзору за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ, законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации на системной основе осуществляется мониторинг размещенной на сайтах сети «Интернет» информации. В ходе проведения надзорных мероприятий с использованием персонального компьютера, имеющего выход в телекоммуникационную сеть «Интернет», установлено, что на Интерне-сайтах с URL-адресом:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

размещена информация о продаже счетчиков с пультами дистанционного управления, установка которых позволяет пользователю осуществлять хищение коммунальных ресурсов.

Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на данных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Установлено, что Интернет-сайты с вышеуказанными адресами не включены в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

Ссылаясь на то, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о продаже счетчиков с пультами дистанционного управления, установка которых позволяет пользователю осуществлять хищение коммунальных ресурсов, нарушает интересы РФ, неотъемлемые права неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве, просит суд признать информацию, размещенную на вышеуказанных сайтах в сети «Интернет»: информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца – помощник прокурора Промышленного района г. Оренбурга Каратаев М.А., в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил административный иск удовлетворить.

Представитель Управления Роскомнадзора по Оренбургской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором указал, что по состоянию на 14.02.2020 года Интернет-ресурс: <данные изъяты> ограничен на основании решения Старорусского районного суда Новгородской области №13а-67/2020 от 22.01.2020 года.

Представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 4 Положения о федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы Кодекса Правительством Российской Федерации утверждены Правила, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).

В соответствии с п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.

Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.

В соответствии со ст. 7.19 КоАП РФ административным правонарушением признается самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов.

Согласно п. 169 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения), проверка правильности снятия показания расчетных приборов учета (далее - контрольное снятие показаний) осуществляется не чаще 1 раза в месяц сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей (объекты по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), в отношении которых установлены указанные расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

На основании п. 2 Основных положений под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о продаже счетчиков с пультами дистанционного управления, установка которых позволяет пользователю осуществлять хищение коммунальных ресурсов, может способствовать безучетному потреблению энергии и как следствие не полной оплате коммунальных услуг.

Предоставление возможности доступа к Интернет–сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является по существу ее распространением.

Из представленных суду материалов усматривается, что в ходе проведения надзорных мероприятий прокуратурой Промышленного района г.Оренбурга с использованием персонального компьютера, имеющего выход в телекоммуникационную сеть «Интернет», выявлено, что на вышеуказанных страницах сайтов размещена информация о возможности хищения энергоресуров через Интернет.

Сведения, размещенные по указанным электронным адресам, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности, допустимости и способах продажи счетчиков с пультами дистанционного управления, установка которых позволяет пользователю осуществлять хищение коммунальных ресурсов, которые могут быть использованы в преступных целях и побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

По представленным административным ответчиком данным, по состоянию на 14.02.2020 года Интернет-ресурс: <данные изъяты> ограничен на основании решения Старорусского районного суда Новгородской области №13а-67/2020 от 22.01.2020 года.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства доступ к информации, размещенной на Интернет-ресурсах по электронным адресам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

следует ограничить, для чего признать содержащуюся на них информацию запрещенной к распространению и подлежащей внесению в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В силу п. 5.1.7. постановления Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, исходит из того, что, указанные Интернет-сайты содержат информацию о продаже счетчиков с пультами дистанционного управления, установка которых позволяет пользователю осуществлять хищение коммунальных ресурсов, которая может быть использована в преступных целях.

Таким образом, требования прокурора обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 264, 265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Промышленного района г.Оренбурга, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной – удовлетворить частично.

Признать информацию, содержащуюся в информационно- коммуникационной сети Интернет на Интернет-сайтах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

- запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда является основанием для внесения адреса Интернет-сайтов:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Б.Мельникова

Решение в окончательной форме принято 19 февраля 2020 года.