ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03755/2021 от 20.04.2022 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 2-200/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2022 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе

председательствующего судьи Бесаевой М.В.,

при секретаре Герасимовой О.П.,

с участием

представителя истца Векленко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хисамова ИС к Авиакомпании «Победа» о взыскании денежных средств, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском к ответчику, просил взыскать с ответчика в пользу истца убытки в размере 74744,00 рублей, штраф в размере 37372,00 рублей, неустойку в размере 74744,00 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

В обоснование своих требований истец указал, что 06 января 2021г. он приобрел авиабилеты в город Стамбул Республики Турция, код брони: 06 января 2021г. и 10 января 2021г. на всю семью, в том числе на себя, супругу, двоих детей и на двоих родственников. Общая стоимость авиабилетов составила 74 744, 00 рублей. Указанная сумма была истцом оплачена в полном объеме, однако в этот период разгара пандемии коронавируса члены семьи заболели, в связи с чем, истец был вынужден отказаться от поездки.Учитывая, что денежные средства за авиабилеты были истцом оплачены ответчику заблаговременно и в полном объеме, а поездка не состоялась по независящей от него причине, он 17 января 2021г. вынужден был обратится к ответчику с просьбой вернуть оплаченные за авиабилеты денежные средства. Несмотря на устное согласие ответчика произвести возврат денежных средств в полном объеме через кассу авиакомпании «Победа» (ООО «ЦВП»), ответчик так до настоящего времени деньги за авиабилеты не возвратил.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 31.01.2022 года было привлечено ООО «Центр визовой поддержки», ООО "Альфа Страхование".

Истец Хисамов И.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Векленко Н.С., действующая по доверенности, в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, пояснения дала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения на иск, из которых следует, что указанные исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению. Истцом были приобретены билеты у ООО «Авиакомпания «Победа» на рейс по невозвратному тарифу. Из искового заявления следует, что Истец не смог совершить перелет указанным рейсом по причине заболевания, что подтверждается справкой. Решение о возврате или отказе в возврате денежных средств принимается работниками ООО «Авиакомпания «Победа» исключительно в соответствии с требованиями нормативных и законодательных документов, а именно пункта 227 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», в соответствии с положениями которого «Требования к таким медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, определяются правилами перевозчика». Применение Правил авиакомпании является обязательным. Так, согласно данным правилам, в случае вынужденного отказа от перевозки по причине внезапной болезни Пассажира либо болезни члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, факт болезни должен быть подтвержден нотариально заверенной копией листка нетрудоспособности, содержащего сведения (отметки) или иные ссылки на наличие медицинских противопоказаний к полёту на воздушном судне при данном виде заболевания, а в случае болезни несовершеннолетнего Пассажира - нотариально заверенной копией листка нетрудоспособности, выданного одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход, и содержащего отметки о наличии у несовершеннолетнего Пассажира медицинских противопоказаний к полету на воздушном судне при данном виде заболевания. Требования, предъявляемые к предоставляемым медицинским документам в соответствии с правом, предоставленным действующим законодательством, требует наличия листка нетрудоспособности на дату вылета и (дополнительно) справку с противопоказаниями на дату вылета. Данные документы не должны противоречить друг другу, что имеет место в рассматриваемом случае. Для ответчика Листок нетрудоспособности, являясь документом строгой отчетности, является необходимым для проведения финансовых операций, в частности, таких как вынужденный возврат денежных средств. Медицинская справка (особенно выписанная частным медучреждением) не обладает для ответчика указанными характеристиками в части достоверности и серьезности. Она не может являться основанием для проведения финансовых операций. В этой связи, ООО «Авиакомпания «Победа» рассматривает данный медицинский документ, как не содержащий противопоказания к полету на определенную дату, как того требует действующее законодательство, а также Правила авиакомпании. Принимая во внимание, что отказ Истца от договора воздушной перевозки не относится к категории вынужденного отказа, предусмотренного пунктом 227 ФАП-82, данный отказ расценивается ООО «Авиакомпания «Победа», как добровольный. Просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представители третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 указанного кодекса односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

На основании пункта 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Согласно ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

На основании ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.

Согласно ст.784 ГК РФ, Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В силу ч. 2 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

В силу пункта 227 Общих Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007г. №82 (далее общих Правил), вынужденным отказом пассажира от перевозки признается, в том числе, отказ в случае болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, а также болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете.

Требования к таким медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, определяются правилами перевозчика.

Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

В соответствии с пунктом 229 Общих Правил, Отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в пункте 227 настоящих Правил, признается добровольным отказом от перевозки.

Установлено, что 02.01.2021 года истец приобрел авиабилеты в город Стамбул Республики Турция и обратно, код брони: - 06 января 2021г. и -10 января 2021г., что подтверждается электронными билетами в авиакассе Победа, на всю семью, в том числе на себя, супругу, двоих детей и на двоих родственников (родственные отношения подтверждаются свидетельствами о рождении: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельством о заключении брака между Хисамовым И.С. и ФИО15. от ДД.ММ.ГГГГ.). Общая стоимость авиабилетов составила 74 744, 00 рублей, что подтверждается распечаткой деталей заказа с сайта авиакасса Победа. Указанная сумма была истцом оплачена в полном объеме, что подтверждается выпиской по счету от 19.01.2022г. АО «Альфа Банк», открытого на имя Хисамова И.С., операция по карте дата совершения операции 02.01.2021г., дата проводки - 05.01.2021г., код операции:

04.01.2021г. истец обратился в авиакомпанию Победа, путем направления сообщения на официальный сайт авиакомпании Победа, с просьбой отменить бронь в связи с болезнью, и уточнением медицинских документов, которые необходимо представить, данный текст был продублирован и направлен на электронную почту авиакассы Победа, что подтверждается скриншотом сообщения.

04.01.2021г. от авиакомпании Победа поступило сообщение о том, что билеты аннулированы, бронь закрыта, что подтверждается скриншотами сообщений.

Согласно справке ООО «КДЦ» от 19.01.2021г., ФИО16. находилась на амбулаторном лечении с 06.01.2021г. по 19.01.2021г., в связи с заболеванием и последующей реабилитацией рекомендовано отказаться от авиаперелетов до 19.02.2021г.

Согласно справке ГАУЗ «Оренбургская областная клиническая инфекционная больница» от 15.01.2021г., и ответу на запрос от 12.01.2022г. исх., Хисамов И.С. находился на круглосуточном стационарном лечении в 7 отделении ГАУЗ «ООКИБ» с 08.01.2021г. по 15.01.2021г. с диагнозом: <данные изъяты>. рекомендовано отказаться от авиаперелетов до 15.02.2021г.

Согласно сведениям из ГАУЗ «ООКИБ» от 11.01.2022г. исх. и справке, ФИО17. обращалась в приемное отделение 08.01.2021г. в 19:56 часов с диагнозом: <данные изъяты> От госпитализации отказалась, направлена на амбулаторное лечение.

В соответствии со сведениями ООО «КДЦ» от 07.12.2021г. исх., ФИО18 09.06.2021г. обращалась с целью проведения лабораторных исследований, 17.06.2021г. консультирована врачами маммологом, эндокринологом, 23.11.2021г. консультирована врачом оториноларингологом.

Согласно сведениям ООО «КДЦ» от 11.01.2022г. , ФИО19 находилась на амбулаторном лечении с 06.01.2021г. по 19.01.2021г. с диагнозом: <данные изъяты>.

По сведениям из ГБУЗ «ООКССМП» от 25.01.2022г. , за период с 07.01.2021г. по 02.04.2021г. зарегистрированы вызовы для оказания скорой медицинской помощи Хисамову И.С. по адресу: <адрес>: 07.01.2021г. в 17:37 часов с диагнозом: <данные изъяты>. Медицинская помощь оказана. Больной эвакуирован для госпитализации в ГАУЗ «ГКИБ» по адресу: г. Оренбург, ул.Комсомольская, д. 180;

08.01.2021 в 03:27 часов с диагнозом: <данные изъяты>. Медицинская помощь оказана. Отказ от транспортирования для госпитализации в стационар.

Таким образом, как установлено, истец отказался от перевозки в связи с болезнью, при этом, сообщил об этом перевозчику заблаговременно, билеты были аннулированы до перелета.

Как пояснил истец, 20.01.2021г. его супруга ФИО20 на сайт авиакассы направила медицинские документы, которые были перенаправлены в авиакомпанию Победа для подтверждения возврата денежных средств, в том числе документы, подтверждающие родственные отношения, а также медицинские документы: справку, выданную на имя Хисамсова И.С., в которой ему рекомендовано отказаться от авиаперелета, а также справку на имя ФИО21 о том, что ей установлен диагноз в ГАУЗ "ООКИБ" <данные изъяты>, от госпитализации отказалась.

17.08.2021г. от авиакассы Победа получено сообщение о том, что авиакасса направила уточняющий запрос по возврату денежных средств за авиабилеты в авиакомпанию.

26.11.2021г. истцом в адрес ответчика направлена претензия о возврате денежных средств в полном объеме. Ответа получено не было.

Неисполнение авиакомпанией Победа требований потребителя о возврате уплаченной стоимости авиабилетов послужило поводом для обращения Хисамова И.С. в суд с вышеназванными требованиями.

Согласно части 1 статьи 108 ВК РФ, в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;

3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;

4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

Как указано выше, часть 2 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Требования к таким медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, определяются правилами перевозчика. ( пункт 227 Правил)

Согласно пояснениям ответчика, по данным, содержащимся в автоматизированной системе бронирования, Истцом были приобретены билеты у ООО «Авиакомпания «Победа» на рейс по невозвратному тарифу. Решение о возврате или отказе в возврате денежных средств принимается работниками ООО «Авиакомпания «Победа» исключительно в соответствии с требованиями нормативных и законодательных документов, а именно пункта 227 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», в соответствии с положениями которого «Требования к таким медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, определяются правилами перевозчика». Применение Правил авиакомпании является обязательным.

На основании п.1 Главы 1 Правил перевозки ООО «Авиакомпания «Победа», утвержденные генеральным директором ООО «Авиакомпания «Победа» 30.09.2019 года, настоящие правила перевозки утверждены на основании п.4 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок клиентов, багажа, грузов и требования к обслуживанию клиентов, грузоотправителей, гразополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России и являются неотъемлемой частью договора воздушной перевозки.

Правилами ООО «Авиакомпания «Победа» (размещенными на официальном сайге авиакомпании но адресу https://www.pobeda.aero/information/travel/transport regulations) установлено:

В случае вынужденного отказа от полета по причине болезни, либо болезни совместно следующего с Клиентом члена семьи, медицинским документом, подтверждающим болезнь, является листок нетрудоспособности на бумажном носителе (либо его копия, заверенная нотариусом), оформленный в порядке, установленном Приказом Минздрава России от 01.09.2020г. N 925н), с приложением медицинского документа о противопоказаниях к полету и сроке их действия. Результаты лабораторных и других медицинских исследований без интерпретации врача не могут рассматриваться в качестве подтверждения вынужденности причин возврата.

Допускается предоставление листка нетрудоспособности Клиентом из числа граждан, перечисленных в п.32 и п.46 Приказа Минздрава России от 01.09.2020 № 925н, без указания сведений о работодателе.

При невозможности получения листка нетрудоспособности неработающим Клиентом предоставляется лист нетрудоспособности по уходу за неработающим Клиент, с приложением медицинского документа о противопоказаниях к полету и сроке их действия. Допускается предоставление неработающим пенсионером и неработающим студентом иного медицинского документа, подтверждающего диагноз, наличие медицинских противопоказаний к полету и срок их действия, при условии подтверждения принадлежности Клиента к указанной группе граждан и справки о том, что Клиент не работает.

Лист нетрудоспособности и документальное подтверждения противопоказаний к полету должны быть направлены заказным письмом по почтовому адресу авиакомпании: 108811, г.Москва, п.Московский, Киевское ш., 22-й км., домовладение 4 на имя ООО «Авиакомпания «Победа». (Глава 2 пункт 2)

Глава 8 пункт 3 предусматривает, что возврат денежных средств, уплаченных за перевозку, осуществляет в соответствии с пунктами 231-240 ФАП-82, а в части, не урегулированной указанными пунктами, - в соответствии с правилами применения тарифов ООО «Авиакомпания «Победа».

Глава 8 пункт 4 предусматривает, Если заявленное Клиентом добровольное изменение договора перевозки не допускается правилами применения тарифа, то договор воздушной перевозки прекращается в порядке, предусмотренном для добровольного отказа Клиента от перевозки (пункт 229 ФАП-82).

Для возврата денежных средств необходимо оформить уведомление о возврате денежных средств. Уведомления о возврате денежных средств принимаются в течение 90 дней с даты вылета рейса, указанного в Маршрут-квитанции. (пункт 6 Глава 8)

Принятые Истцом Правила авиакомпании являются для Истца обязательными для соблюдения, как часть договора воздушной перевозки.

Как следует из переписки истца с авиакомпанией Победа, истцу для рассмотрения возможности осуществления вынужденного возврата денежных средств 06.01.2021 года было разъяснено, что необходимо обращаться по месту приобретения билетов с документами: маршрут - квитанцией электронного билета, документами, подтверждающими родство Клиентов, оригинал или нотариально удостоверенную копию закрытого больничного листа, медицинскую справку с тремя печатями и противопоказаниями к перелету на фактическую дату вылета. Документы необходимо было направит в течение 90 дней с даты вылета рейса. (данные документы предоставлены самим истцом)

Как установлено, истцом не были направлены ответчику требуемые Правилами перевозчика документы, в том числе оригинал или нотариально удостоверенная копия закрытого больничного листа, медицинская справка с тремя печатями и противопоказаниями к перелету на фактическую дату вылета. Справки, предоставленные истцом, лишь свидетельствуют о том, что рекомендовано отказаться от перелета, что не подтверждает факт противопоказаний к перелету.

Согласно подпункту 4 части 1 статьи Воздушного кодекса РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, а требование Истца о взыскании с ООО «Авиакомпания «Победа» стоимости билетов является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Таким образом, требования, предъявляемые к предоставляемым медицинским документам в соответствии с правом, предоставленным действующим законодательством (п.227 ФАП №82), предусматривают предоставление наличия листка нетрудоспособности на дату вылета и (дополнительно) справку с противопоказаниями на дату вылета.

Для ответчика Листок нетрудоспособности, являясь документом строгой отчетности, является необходимым для проведения финансовых операций, в частности, таких как вынужденный возврат денежных средств.

Медицинские документы, направленные истцом ответчику, предоставленные медицинскими учреждениями Истцу и членам его семьи, а именно: его супруге – Габдулхаковой С.Ф., хоть и содержат сведения о необходимости отказаться от авиаперелета, но не являются медицинскими документами, а именно листком нетрудоспособности, указанными в правилах авиакомпании Победа, в связи с чем, не обладают для ответчика необходимыми характеристиками и не могут являться основанием для проведения финансовых операций.

Доказательств направления в адрес ответчика медицинских документов, предусмотренных правилами перевозчика, о вынужденном отказе от перевозки в связи с болезнью истца и члена его семьи (супруги), материалы дела не содержат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07 февраля 1992 года изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 12 вышеуказанного Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Хисамов И.С. посредством системы бронирования на сайте www.pobeda.aero, приобрел электронные билеты для себя и членов своей семьи, оплата произведена в безналичном виде, путем списания денежных средств с банковской карты Хисамова И.С., согласно выбранного тарифа, приобретенные авиабилеты являются «невозвратными», перед приобретением авиабилетов истец был ознакомлен с Правилами перевозки, утвержденными ООО «Авиакомпания «Победа» и размещенными на его официальном сайте, в том числе с положениями о случаях вынужденного отказа от полета по причине болезни, истцу предоставлялась дополнительно информация о необходимости предоставления в адрес ответчика 06.01.2021 года конкретного пакета документов, в том числе и листка нетрудоспособности, оформленного надлежащим образом. Вместе с тем, представленные им документы не соответствуют тому перечню медицинских документов, которые должен представить пассажир в случае вынужденного отказа от договора перевозки, утвержденных авиакомпанией.

Поскольку обстоятельств, свидетельствующих, что отказ пассажира от договора перевозки, имел вынужденный характер (пункт 2 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82), а также в связи с тем, что истцом заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата возврату не подлежит.

Принимая во внимание, что отказ Истца от договора воздушной перевозки не относится к категории вынужденного отказа, предусмотренного пунктом 227 ФАП-82, данный отказ расценивается судом, как добровольный.

Разрешая заявленные исковые требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами гражданского законодательства Российской Федерации, исходит из того, что в действиях ООО «Авиакомпании «Победа» не усматривается нарушений прав истца, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

В связи с тем, что основные исковые требования оставлены без удовлетворения, требования о взыскании неустойки, штрафа и компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, поскольку они являются производными от основного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Хисамова ИС к Авиакомпании «Победа» о взыскании денежных средств, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

СУДЬЯ М.В. Бесаева

Решение в окончательной форме принято 27.04.2022 года.