ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 03А-19/18 от 13.08.2018 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Адм. дело № 03а-19/18 Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 августа 2018 года Новгородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Макаровой Л.В.,

при секретаре Дмитриевой Е.Г.,

с участием прокуроров Смирновой М.В., Мостовщикова Е.А.,

административного истца Салтан-Слуцкер С.И.,

представителя административного истца Салтан-Слуцкер С.И., заинтересованных лиц Антонова В.Д., Наймана В.Н., Бохана А.А., Салтана М.В., Наймана Г.Н., Морозова В.И. Федоровой Г.В.,

представителей административного ответчика Правительства Новгородской области Поморжанского-Авдеева А.А., Алексеевой О.Б.,

представителя заинтересованного лица Специализированной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области» Николаевой Ю.Н.,

представителя заинтересованного лица Администрации Великого Новгорода Скидановой В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Салтан-Слуцкер С.И. к Правительству Новгородской области о признании не действующим в части Постановления Правительства Новгородской области от 03 февраля 2014 года № 46 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014 - 2043 годы» со дня принятия,

у с т а н о в и л:

Правительством Новгородской области 03 февраля 2014 года принято Постановление № 46 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014 - 2043 годы», пунктом 1 которого утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014 - 2043 годы (далее Региональная программа).

Первоначальный текст данного Постановления опубликован в печатном издании – газета «Новгородские ведомости» (официальный выпуск) от 12 февраля 2014 года № 4.

Указанное Постановление действует в редакции Постановлений от 08 апреля 2014 года № 209, от 30 мая 2014 года № 301, от 17 июля 2014 года № 380, от 22 декабря 2014 года № 631, от 09 ноября 2015 года № 439, от 15 августа 2016 года № 305, от 21 февраля 2017 года № 54, от 30 июня 2017 года № 225, от 01 июня 2018 года № 256.

Приложением к Региональной программе является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, с указанием услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества и планируемых сроков их проведения (далее Перечень многоквартирных домов), в строку 230 раздела «Городской округ Великий Новгород» которого включен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <...>, с указанием планируемых сроков проведения капитального ремонта его общего имущества в 2020-2043 годах.

Салтан-Слуцкер С.И., являясь собственником квартиры <...> в названном жилом доме, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Новгородской области о признании не действующим со дня принятия Постановления Правительства Новгородской области № 46 в части включения этого жилого дома в Региональную программу.

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемая норма противоречит положениям статей 158, 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает ее права, поскольку указанный жилой дом не обладает признаками многоквартирного в связи с тем, что не имеет общих помещений и общего имущества и относится к домам блокированной застройки, с момента ввода его в эксплуатацию косметический и капитальный ремонт производился исключительно за счет собственных средств собственников помещений в этом доме, в связи с чем не подлежал включению в Региональную программу. Оспариваемая норма нарушает ее права и законные интересы, незаконно возлагая на нее обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества.

Определениями судьи от 14 мая 2018 года, от 28 мая 2018 года, от 29 мая 2018 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лица привлечены Специализированная некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области» (далее СНКО «Региональный фонд»), Антонов В.Д., Найман В.Н., Бохан А.А., Салтан М.В., Найман Г.Н., Морозов В.И., Виноградов А.М., Администрация Великого Новгорода.

В судебном заседании, назначенном на 18 июня 2018 года, объявлялся перерыв до 26 июля 2018 года, до 10 августа 2018 года, до 13 августа 2018 года.

В судебном заседании административный истец Салтан-Слуцкер С.И. и ее представитель Федорова Г.В. административный иск поддержали по указанным выше мотивам.

Заинтересованные лица Антонов В.Д., Найман В.Н., Бохан А.А., Салтан М.В., Найман Г.Н., Морозов В.И. и их представитель Федорова Г.В. в судебном заседании считали административный иск обоснованным, ссылаясь в объяснениях на обстоятельства, изложенные Салтан-Слуцкер С.И.

Представители административного ответчика Правительства Новгородской области Поморжанский-Авдеев А.А., Алексеева О.Б. в судебном заседании административный иск не признали по мотивам, изложенным в письменном отзыве на административный иск, в дополнение пояснив, что в настоящее время проект Постановления Правительства Новгородской области об исключении из оспариваемого в части Постановления указанного выше жилого дома проходит согласование с заинтересованными лицами.

Представитель заинтересованного лица Администрации Великого Новгорода Скиданова (до перемены фамилии Семенова) В.Ф. в судебном заседании полагала административный иск обоснованным.

Представитель заинтересованного лица СНКО «Региональный фонд» Николаева Ю.Н. в судебном заседании считала административный иск не подлежащим удовлетворению по тем мотивам, что на основании протокола заседания Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, от 21 мая 2018 года № 5 о том, что указанный выше жилой дом подлежит исключению из Региональной программы как не являющийся многоквартирным, будет принят соответствующий нормативный правовой акт, исключающий данный жилой дом из Региональной программы.

Заинтересованное лицо Виноградов А.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное дело рассмотрено в его отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав письменные материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Смирновой М.В., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд считает, что административное исковое заявление Салтан-Слуцкер С.И. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно статье 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7).

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9).

Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее ЖК РФ).

Согласно подпункту 61 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166-191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ЖК РФ.

Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.

Из изложенного следует, что субъект Российской Федерации вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.

Статьей 2 Областного закона Новгородской области от 06 апреля 2005 года № 449-ОЗ «О разграничении полномочий Новгородской областной Думы и Правительства Новгородской области в области жилищных отношений» предусмотрено, что полномочия в области жилищных отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах отнесено к полномочиям Правительства Новгородской области.

Частью 1 статьи 8 Областного закона Новгородской области от 03 июля 2013 года № 291-ОЗ «О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области», в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта формируется по предложениям органов местного самоуправления поселений и городского округа области (далее - органы местного самоуправления) и утверждается Правительством Новгородской области с учетом особенностей, установленных настоящим областным законом, и подлежит актуализации не реже, чем один раз в год.

Пунктом 1 статьи 49, статьей 51 Устава Новгородской области, принятого Постановлением Новгородской областной Думы от 31 августа 1994 года № 65-ОД, предусмотрено, что Правительство Новгородской области формируется Губернатором Новгородской области и является постоянно действующим коллегиальным высшим исполнительным органом государственной власти Новгородской области.

Правительство Новгородской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава области и областных законов принимает постановления и распоряжения Правительства Новгородской области.

Губернатор Новгородской области является высшим должностным лицом области и возглавляет Правительство Новгородской области (статья 42 Устава Новгородской области).

Согласно части 1 статьи 13 Областного закона Новгородской области от 11 февраля 2013 года № 210-ОЗ «О Правительстве Новгородской области» правовые акты Правительства издаются в форме постановлений и распоряжений.

Частями 1 и 2 статьи 10, частью 2 статьи 13 того же Областного закона предусмотрено, что правовые акты Правительства подписываются уполномоченными должностными лицами, определенными Регламентом Правительства. Губернатор Новгородской области возглавляет Правительство, является Председателем Правительства

В соответствии с пунктом 7.2 Регламента Правительства Новгородской области, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 23 мая 2013 года, правовые акты Правительства подписываются Губернатором области, а в его отсутствие (отпуск, временная нетрудоспособность) – лицом, исполняющим обязанности Губернатора области в соответствии с Уставом Новгородской области.

В силу статей 15, 16 Областного закона Новгородской области от 06 января 1995 года № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области», пункта 7.1 вышеприведенного Регламента нормативные постановления Правительства подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания. Официальным опубликованием нормативного правового акта области считается первая публикация его полного текста в газете «Новгородские ведомости» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Нормативные правовые акты Правительства вступают в силу со дня, следующего за днем их официального опубликования, если в самих актах не установлен иной срок вступления в силу. Нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Постановление Правительства Новгородской области, которым утверждена Региональная программа, подписано Губернатором Новгородской области.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.

Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 168 ЖК РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, определено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Понятие многоквартирного дома приведено в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В состав общего имущества многоквартирного дома, как это предусмотрено статьей 36 ЖК РФ, входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (часть 1 статьи 166 ЖК РФ).

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ (часть 2 статьи 166 ЖК РФ).

При этом, как следует из положений части 1 статьи 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Под жилыми домами блокированной застройки в силу части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, спорный жилой дом, общей площадью <...> кв. м, в котором помещения принадлежат на праве собственности Салтан-Слуцкер С.И., Салтану М.В., Антонову В.Д., Найману В.Н., Бохану А.А., Найману Г.Н., Морозову В.И., Виноградову А.М., <...> года постройки, состоит из <...> этажей, в том числе цокольного и мансардного этажей, в данном доме расположено <...> блоков, именуемых квартирами, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, расположен на земельном участке, площадью <...> кв. м, на землях населенных пунктов.

В указанном жилом доме отсутствуют помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, как-то межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, технический этаж, чердак, подвал, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме и находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений оборудование (механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое).

Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на заседании 21 мая 2018 года (протокол № 5) было принято решение о том, что указанный выше жилой дом как жилой дом блокированной застройки подлежит исключению из Региональной программы как не являющийся многоквартирным.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный жилой дом не обладает признаками, перечисленными в пункте 1 части 1 статьи 168 ЖК РФ, на основании которых он подлежал включению в Региональную программу, включение данного дома в Региональную программу было осуществлено Правительством Новгородской области без учета вышеприведенных норм, имеющих большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, незаконно возлагая на нее обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, суд считает необходимым удовлетворить заявленные Салтан-Слуцкер С.И. административные исковые требования и признать строку 230 раздела «Городской округ Великий Новгород» Приложения к Региональной программы не действующей.

Определяя момент, с которого оспариваемое положение нормативного правового акта признается не действующим, суд учитывает, что оно применялось лишь к собственникам помещений вышеназванного жилого дома, привлеченным к участию в данном административном деле, порождая для них правовые последствия, следовательно, оспариваемое положение Приложения к Региональной программе подлежит признанию не действующим со дня принятия Постановления № 46.

То обстоятельство, что на момент принятия судом решения Правительством Новгородской области подготовлен проект Постановления Правительства Новгородской области о внесении изменений в Постановление № 46 в виде исключения строки 230 из раздела «Городской округ Великий Новгород» Приложения к Региональной программы и находится на согласовании у заинтересованных лиц, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований служить не может, поскольку названный проект в установленном законом порядке не принят и не введен в действие.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на Правительство Новгородской области следует возложить обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в печатном издании - газете «Новгородские ведомости».

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в пользу административного истца за счет средств местного бюджета подлежат взысканию понесенные ею при подаче административного иска расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Салтан-Слуцкер С.И. к Правительству Новгородской области о признании не действующим в части Постановления Правительства Новгородской области от 03 февраля 2014 года № 46 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014 - 2043 годы» со дня принятия удовлетворить.

Признать не действующей строку 230 раздела «Городской округ Великий Новгород» Приложения к региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014 - 2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства Новгородской области от 03 февраля 2014 года № 46, в редакции Постановлений Правительства Новгородской области от 08 апреля 2014 года № 209, от 30 мая 2014 года № 301, от 17 июля 2014 года № 380, от 22 декабря 2014 года № 631, от 09 ноября 2015 года № 439, от 15 августа 2016 года № 305, от 21 февраля 2017 года № 54, от 30 июня 2017 года № 225, от 01 июня 2018 года № 256, со дня принятия.

Взыскать за счет средств местного бюджета в пользу Салтан-Слуцкер С.И. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Возложить па Правительство Новгородской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в печатном издании - газете «Новгородские ведомости».

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 20 августа 2018 года.

Председательствующий Л.В.Макарова