Дело №03а-6/23
УИН 53ОS0000-01-2023-000116-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2023 года Великий Новгород
Новгородский областной суд Новгородской области в составе председательствующего Комаровской Е.И.,
при секретаре Лютовой В.С., Краснюк Н.Л.,
с участием прокурора Жуковой Е.С.,
представителей административного истца ПАО «Россети Северо-Запад» Главацкой А.Н., Баранова И.И.,
представителя Комитета по тарифной политике Новгородской области Крутяковой Н.А.,
специалистов Соловьевой Н.В., Синицыной А.В., Малькова А.Ю., Скорокиржа Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ПАО «Россети Северо-Запад» о признании недействующими в части постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 18 ноября 2022 года №63/4 «Об установлении платы и ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области на 2023 год» (в редакции постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 17 января 2023 года №2»), постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 25 ноября 2022 года №68/19 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области»,
установил:
Комитетом по тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет) 18 ноября 2022 года принято Постановление № 63/4 «Об установлении платы и ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области на 2023 год» (далее – Постановление№63/4), которым на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года установлены для всех территориальных сетевых организаций:
стандартизированные тарифные ставки для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области на декабрь 2022 года и на 2023 год согласно приложению №1;
формулы расчета платы за технологическое присоединение исходя из стандартизированных тарифных ставок и способа технологического присоединения к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области на 2023 год согласно приложению №2;
выпадающие доходы от технологического присоединения, включаемые в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ПАО «Россети Северо-Запад» на 2023 год согласно приложению №3.
Постановление № 63/4 действует в редакции Постановлений Комитета от 16 декабря 2022 года №75, от 17 января 2023 года №2, от 27 февраля 2023 года №12, от 12 апреля 2023 года №23/1 и от 26 мая 2023 года №30.
25 ноября 2022 года Комитетом принято постановление №68/19 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области (далее – Постановление №68/19).
Пунктом 1 таблицы 2 приложения №1 к указанному Постановлению установлен «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче услуг по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2023-2027 годов ПАО «Россети Северо-Запад».
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области согласно приложениям №1 и №2 введены в действие с 1 декабря 2022 года (пункт 2 Постановления №68/19).
Указанные нормативные акты Комитета опубликованы в газете «Новгородские ведомости» и размещены на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» (далее – Общество) - территориальная сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии на территории Новгородской области, включая услуги по технологическому присоединению потребителей электрической энергии к принадлежащим ему электрическим сетям, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету о признании недействующим Постановления № 63/4 (в редакции Постановлений Комитета от 17 января 2023 года №2) в части:
пунктов 1.1, 1.2, 1.3 таблицы 1 (Ставки С1 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю и проверку сетевой организацией выполнения технических условий заявителем, руб./1 присоединение) приложения №1 к указанному постановлению);
пунктов 1.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12, 2.13, 2.15, 2.17, 2.18, 2.19, 2.20, 2.21, 2.22, 2.23, 2.25, 2.26, 2.27, 2.28, 2.29, 2.33, 2.36, 2.37, 2.38, 2.40, 2.42, 2.44, 2.45, 2.47, 2.50, 2.51, 3.1, 4.3, 4.4, 4.6, 4.10, 4.19, 4.20, 4.21 таблицы 2 (Ставки С2-С5 – стандартизированные тарифные ставки на покрытие затрат сетевой организации на строительство энергообъектов) приложения №1 к указанному постановлению;
приложения №3 («Выпадающие доходы от технологического присоединения, включаемые в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» на территории Новгородской области»);
а также признании недействующим Постановления Комитета №68/19 в части пункта 1 «Публичное акционерное общество Россети Северо-Запад» графы «Учтенные расходы сетевых организаций, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение» таблицы 2 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче услуг по передаче электрической энергии по сетям новгородской области на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2023-2027 годов» приложения №1 к указанному постановлению.
В обоснование заявленных требований Общество указало на несоответствие оспариваемых (в части) нормативных правовых актов положениям части 1 статьи 6, части 1 статьи 20, пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике», пунктам 14, 15, 25 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 30 июня 2022 года №490/22, что выразилось в применении Комитетом при расчете стандартизированных тарифных ставок для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, метода расчета не предусмотренного законом, а именно, методом индексации установленных на 2022 год стандартизированных ставок, что привело к существенному занижению размера ставок, установленных на 2023 год, и, как следствие, к занижению размера плановых выпадающих доходов Общества от технологического присоединения, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии, что влечет убыточность деятельности Общества, связанной с технологическим присоединением.
В судебном заседании представители административного истца Общества Главацкая А.Н., Баранов И.И., административный иск поддержали по основаниям, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика Комитета Крутякова Н.А., административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним, приобщенных к материалам дела.
Представитель ФАС России, привлеченной судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование в сфере технологического присоединения к электрическим сетям осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом ФАС России от 30 июня 2022 года №490/22 (далее – Методические указания №490/22), Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденные приказом ФТС России от 11 сентября 2014 года №215-э/1 (далее – Методические указания №215-э/1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы для территориальных сетевых организаций, входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике.
Комитет является органом исполнительной власти Новгородской области, к компетенции которого отнесено установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Новгородской области от 21 июля 2016 года №258 (пункт 3.4.5).
Оспариваемые в части нормативные правовые акты изданы уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа, размещены на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) и опубликованы в газете «Новгородские ведомости» и по этим обстоятельствам административным истцом не оспариваются.
К общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики относится, в том числе обеспечение соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).
Реализация указанных принципов осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в том числе государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину (абзац восьмой пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Согласно пункту 14 Методических указаний №490/22 стандартизированные тарифные ставки на период регулирования рассчитываются в соответствии с главой II Методических указаний на основании представленных территориальными сетевыми организациями в соответствии с абзацем двенадцатым пункта 87 Основ ценообразования сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства.
В плату за технологическое присоединение включаются экономически обоснованные расходы по мероприятиям «последней мили» пропорционально размеру присоединяемой мощности энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (абзац третий пункта 15 Методических указаний №490/22).
В соответствии с пунктом 22 Методических указаний №490/22 стандартизированные тарифные ставки за технологическое присоединение к электрическим сетям определяются в ценах периода регулирования едиными для всех территориальных сетевых организаций по субъекту Российской Федерации с разбивкой, в частности, по виду используемого материала и (или) способу выполнения работ, по уровню напряжения (приложение №5 к Методическим указаниям).
Согласно пункту 25 Методических указаний №490/22 на основании информации, представленной сетевыми организациями, регулирующим органом определяется величина фактических экономически обоснованных расходов отдельно по мероприятиям, указанным в пункте 16 (кроме подпункта «б») Методических указаний, на одно технологическое присоединение по каждой сетевой организации за каждый из трех предшествующих периодов регулирования.
Расчет стандартизированных тарифных ставок С1 производится по формулам 15-17, содержащимся в пункте 25 Методических указаний №490/2.
Так, в частности, формула 15 предусматривает расчет ставки С1.1 исходя из величины экономически обоснованных расходов территориальных сетевых организаций за три предшествующих периода (для расчета ставки на 2023 года – 2019, 2020, 2021 годы), скорректированных на фактические индексы потребительских цен 2020, 2021 годы и планируемые индексы потребительских цен, предусмотренные прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2022, 2023 годы.
Аналогичный порядок расчета ставокС1.2.1, С1.2.2 приведен в формулах 16 и 17 пункта 25 Методических указаний №490/22.
Расчет стандартизированных тарифных ставок С2-С5 производится в соответствии с формулами 40-43, приведенными в пункте 28 данных Методических указаний.
Формулы предусматривают расчет ставок на планируемый год исходя из среднего значения расходов территориальных сетевых организаций на строительство 1 км воздушной линии (с дифференциацией по уровням напряжения), а также в соответствии с определенной согласно приложению №5 к Методическим указаниям дифференциацией в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ за три предшествующих года (тыс. руб./км), фактических и плановых индексов цен производителей, определенных для подраздела «Строительство» раздела «Капитальные вложения (инвестиции)», публикуемых Министерством экономического развития Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, для расчета ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2023 год в Комитет обратилось шесть территориальных сетевых организаций, включая Общество.
Одновременно сетевыми организациями во исполнение требований пункта 87 Основ ценообразования до 1 ноября 2022 года в Комитет представлена информация о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий, а также расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, за три предшествующих периода – 2019, 2020, 2021 годы, прогнозные сведения о таких расходах на очередной календарный – 2023 год в соответствии с Методическими указаниями №490/22 с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и объемам присоединяемой мощности.
На основании представленных сведений Комитетом на 2023 год рассчитаны и установлены Постановлением №63/4 единые для всех территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области стандартизированные тарифные ставки для определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
При этом как следует из объяснений представителя Общества, представителя Комитета, а также разъяснений специалистов, участвующих в деле со стороны Общества и Комитета, при расчете стандартизированных тарифных ставок на 2023 год в тех случаях, когда имело место превышение расчетных значений стандартизированных тарифных ставок, рассчитанных по формулам Методических указаний №490/22, над установленными на 2022 год значениями, Комитетом применен подход по ограничению этих ставок к утвержденному уровню 2022 года индексом инфляции (индексом потребительских цен), в частности индексом 1,06 по ставке С1, и индексом цен производителей (ИЦП) 1,13 по ставкам С2-С6, который определен тарифным органом как превышение ожидаемого ИЦП на 2022 год (1.112%) над плановым ИЦП, учтенным при установлении стандартизированных ставок на 2022 год (1,043), скорректированный на индекс цен производителей на 2023 года (1,06).
Между тем, пункты 25, 28 Методических указаний №490/22 не содержат положений, позволяющих сопоставлять расчетные стандартизированные тарифные ставки с утвержденными ставками за предыдущий период регулирования, а также производить их индексацию в случае превышения расчетного уровня на период регулирования над утвержденными ставками.
Ограничения по предельному (максимальному) размеру стандартизированных ставок законодательно не установлены.
Как следует из содержания особого мнения к протоколу заседания Правления от 18 ноября 2022 года представителя Ассоциации «НП Совет рынка» (независимый эксперт) Купреева А.Н., причиной его голосования «против» принятия решения об установлении стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области на 2023 год явилось то, что стандартизированные тарифные ставки рассчитаны Комитетом методом индексации ранее установленных ставок на 2022 год, что не предусмотрено Методическими указаниями №490/22.
Таким образом, оспариваемые Обществом стандартизированные тарифные ставки С1, С2-С5, определены Комитетом без учета фактически понесенных территориальными сетевыми организациями, включая Общество, экономически обоснованными расходами, в связи с чем являются заниженными.
Приводимые представителем Комитета доводы о том, что примененный тарифным органом расчет оспариваемых Обществом стандартизированных ставок направлен на сдерживание роста платы за технологическое присоединение в целях соблюдения принципов тарифного регулирования – соблюдение баланса интересов поставщиков и потребителей, обеспечение доступности электрической энергии для потребителей, признаются судом несостоятельными, поскольку реализация принципов тарифного регулирования должна обеспечиваться соблюдением тарифным органом требований закона при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, утверждении ставок платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, что Комитетом в данном случае сделано не было, учитывая также то, что предоставленные Обществом сведения о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, под сомнение Комитетом не ставились и признаны экономически обоснованными.
Ссылка представителя Комитета на то, что проект Постановления №63/4 прошел согласование с ФАС России, замечаний на проект не поступило, в связи с чем признан антимонопольной службой соответствующим требованиям Методических указаний №490/22, состоятельной признана быть не может, поскольку отсутствие возражений со стороны ФАС на проект постановления само по себе не свидетельствует о соответствии оспариваемого нормативного акта (в части) требованиям Закона об электроэнергетике и Методическим указаниям №490/22. Кроме того, в проекте Постановления, а также в протоколе заседания Правления Комитета от 18 ноября 2022 года по установлению платы и ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области не содержится положений, позволяющих определить используемую Комитетом методику расчета оспариваемых Обществом стандартизированных тарифных ставок (С1, С2-С6), что, в частности, подтверждается направленным Обществом в адрес Комитета запросом от 12 декабря 2022 года №МР2/6/02-07/6272 о предоставлении пояснений относительно произведенного им расчета ставок.
Доводы административного ответчика о том, что согласно представленной сетевыми организациями информации отдельные стандартизированные ставки на 2023 год заявлялись территориальными сетевыми организациями к установлению с существенным превышением ставок, действующих в 2022 году, а заявленные расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства ведут к росту расходов потребителей на оплату услуг технологического присоединения, не может быть во внимание, поскольку на законе не основаны, кроме того указанные расходы сетевых организаций не признавались Комитетом экономически необоснованными.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденные приказом ФСТ России от 11 сентября 2014 года №215-э/1 (далее – Методические указания №215-э/1) к выпадающим доходам, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, относятся: 1) расходы на выполнение организационно-технических мероприятий; 2) расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (далее - расходы по мероприятиям «последней мили») и расходы на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (указанные в подпункте «б» пункта 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, связанные с осуществлением технологического присоединения, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение; 3) расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 и до 150 кВт включительно; 4) расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой платежа за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 150 кВт включительно.
В силу пунктов 7 и 9 Методических указаний №215-э/1 расчет величины расходов, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 3 пункта 4 Методических указаний №215-э/1, производится на основании приложений 1 и 3 к данным Методическим указаниям.
Согласно примечанию 1 к приложению 1 и примечанию 1 к приложению 3 к Методическим указаниям №215-э/1 для расчета плановых показателей на следующий период регулирования используются значения стандартизированных тарифных ставок, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Принимая во внимание, что такие ставки применяются при расчете вышеуказанных показателей, утверждение Комитетом стандартизированных тарифных ставок в заниженном размере повлекло занижение плановых выпадающих доходов Общества от технологического присоединения на 2023 год, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями №215-э/1.
Сумма выпадающих доходов Общества, связанных с осуществлением технологического присоединения «льготных» заявителей до 15 кВт, на 2023 год по данным Общества должна составлять 147 554, 05 тыс. руб., фактически Постановлениями Комитета №63/4 (приложение №3) и №68/19 (пункт 1 таблицы 2 приложения №1) утверждена в размере 131 783, 27 тыс. руб. Общая сумма выпадающих доходов Общества, связанных с осуществлением технологического присоединения, не учтенных Комитетом, составляет 15 770, 78 тыс. руб.
Таким образом, Постановление №63/4 и Постановление №68/19 в оспариваемой административным истцом части не соответствуют требованиям статей 6, 20 и 23 Закона об электроэнергетике, пунктам 14, 15, 25, 28 Методических указаний, нарушают права Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на установление экономически обоснованных величин стандартизированных тарифных ставок, влечет неполучение Обществом необходимой для его деятельности выручки в течение периода тарифного регулирования.
Приводимые представителем Комитета доводы относительно того, что недополученная выручка сетевой организации будет учитываться при корректировке необходимой валовой выручки на 2025 года противоречат положениям пункта 87 Основ ценообразования (абзац четырнадцатый), согласно которому компенсация убытков от заниженных ставок при последующем тарифном регулировании невозможна.
Положениями абзаца десятого пункта 7 и абзаца четырнадцатого пункта 87 Основ ценообразования предусмотрен учет экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены.
Вместе с тем, действие указанных норм применительно к технологическому присоединению законодательно ограничено. Так, согласно абзацу четырнадцатому пункта 87 Основ ценообразования, в случае, если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, за исключением расходов территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов, а если по итогам такого периода регулирования выявлены необоснованные расходы или излишне полученные доходы, то регулирующий орган принимает решение об их исключении из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.
Таким образом, установление экономически необоснованных заниженных стандартизированных тарифных ставок нарушает права Общества, поскольку приводит к убыткам, компенсация которых в последующие периоды посредством тарифного регулирования исключается.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемые в части нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что нормативные акты применялись и на их основании реализовывались права Общества и других организаций, в связи с чем считает, что оспариваемые в части нормативные правовые акты подлежат признанию не действующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на Комитет следует возложить обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в печатном издании - газете «Новгородские ведомости».
Поскольку решение состоялось в пользу Общества, с Комитета в соответствии со статьей 111 КАС РФ подлежат взысканию расходы Общества, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 9 000 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» к Комитету по тарифной политике Новгородской области о признании недействующими в части постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 18 ноября 2022 года №63/4 «Об установлении платы и ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области на 2023 год» (в редакции постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 17 января 2023 года №2») и постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 25 ноября 2022 года №68/19 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области» удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Комитета по тарифной политике Новгородской области от 18 ноября 2022 года №63/4 «Об установлении платы и ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Новгородской области на 2023 год» (в редакции постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области от 17 января 2023 года №2») в части:
пунктов 1.1, 1.2, 1.3 таблицы 1 (Ставки С1) приложения №1 к указанному постановлению;
пунктов 1.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 2.9, 2.10, 2.11, 2.12, 2.13, 2.15, 2.17, 2.18, 2.19, 2.20, 2.21, 2.22, 2.23, 2.25, 2.26, 2.27, 2.28, 2.29, 2.33, 2.36, 2.37, 2.38, 2.40, 2.42, 2.44, 2.45, 2.47, 2.50, 2.51, 3.1, 4.3, 4.4, 4.6, 4.10, 4.19, 4.20, 4.21 таблицы 2 (Ставки С2-С8) приложения №1 к указанному постановлению;
приложения №3 («Выпадающие доходы от технологического присоединения, включаемые в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» на территории Новгородской области»).
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Комитета по тарифной политике Новгородской области от 25 ноября 2022 года №68/19 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области» в части пункта 1 «Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» графы «Учтенные расходы сетевых организаций, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение» таблицы 2 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче услуг по передаче электрической энергии по сетям Новгородской области на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2023-2027 годов» приложения №1 к указанному постановлению.
Взыскать с Комитета по тарифной политике Новгородской области в пользу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 000 руб.
Возложить на Комитет по тарифной политике Новгородской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в печатном издании – газета «Новгородские ведомости».
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление, в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 12 июля 2023 года.
Председательствующий Е.И. Комаровская