Дело № 03а-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2015 года г. Великий Новгород
Новгородский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Алещенковой И.А.,
при секретаре – Кораблевой Е.С.,
с участием представителя Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» ФИО1, представителя Думы Великого Новгорода ФИО3, а также прокурора Смирновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» о признании недействующим в части решения Думы Великого Новгорода от 27 ноября 2009 года № 533 «Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена»,
установила:
Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия решения суда Решения Думы Великого Новгорода от 27 ноября 2009 года № 533 «Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» в части раздела 10.01 пункта 10 приложения, устанавливающего коэффициент для расчета размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные (занятые) для размещения тепловых станций (теплоэлектроцентралей), обслуживающих их сооружений и объектов, об обязании Думы Великого Новгорода привести вышеназванное Решение в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 и Приказом Минэкономразвития России от 18 июня 2013 года № 347.
В обоснование заявления Общество указало, что вышеуказанный нормативный акт в оспариваемой части противоречит Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а также нарушает права и свободы Общества в сфере экономической деятельности, так как его применение влечет необоснованное завышение размера арендной платы для Общества. Так, Обществу на праве аренды предоставлен земельный участок из земель неразграниченной государственной собственности с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м по адресу: <...> для эксплуатации производственных зданий и сооружений ТЭЦ. Арендная плата за земельный участок рассчитывается с применением коэффициента, установленного оспариваемым Решением. Вместе с тем нормативные правые акты органов местного самоуправления должны согласоваться с общими нормами земельного законодательства. Применением для расчета арендной платы коэффициентов, установленных Решением, нарушаются основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков – экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений. Кроме того, ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения ТЭЦ, не могут превышать аналогичных ставок, установленных для земельных участков федеральной собственности. В настоящее время на территории Новгородской области порядок расчета арендной платы в отношении публичных земельных участков, используемых для одних и тех же видов деятельности, и арендная плата за пользование ими существенно различаются в зависимости от того, относятся они к собственности Российской Федерации или к неразграниченной государственной собственности. Кроме того, в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ прямо предусмотрено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, в отношении тепловых станций ТЭЦ ставки арендной платы за земельные участки государственной или муниципальной собственности не могут превышать аналогичных ставок, установленных для земельных участков федеральной собственности.
В судебном заседании представитель Общества заявление поддержала по мотивам, в нем изложенным.
Представитель Думы полагал заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по мотивам, изложенным в представленных письменных возражениях.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, заслушав заключение прокурора ФИО5, полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, между Комитетом по управлению государственным имуществом Новгородской области (арендодателем) и Обществом (арендатором) <...> заключен договор <...>-з аренды (далее - договор аренды) земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. метров, расположенный в производственной зоне <...> по адресу: <...>», для эксплуатации производственных зданий и сооружений ТЭЦ сроком до 10 декабря 2018 года (далее - спорный земельный участок).
Пунктом 4.1 договора аренды предусмотрено, что арендатор обязан вносить арендную плату в размере согласно прилагаемому к договору расчету (приложения № 2 и № 3). Размер арендной платы может пересматриваться арендодателем в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Новгородской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения.
Из приложений № 2 и № 3 к договору аренды следует, что арендная плата за пользование спорным земельным участком в 2008 и 2009 гг. рассчитывалась по формуле исходя из кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента для расчета арендной платы.
Размер годовой арендной платы за 2015 год определен исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а также вида разрешенного использования, вида функционального использования и объектов, расположенных на земельном участке данного вида, и коэффициента расчета, установленных на основании Решений Думы от 27 ноября 2009 года № 533 «Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», от 28 октября 2010 года № 812 «О применении коэффициентов, утвержденных Решением Думы Великого Новгорода от 27 ноября 2009 года № 533 для расчета арендной платы за земельные участки в 2011 году», от 28 октября 2011 года № 1087 «О применении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в 2012 году», от 28 декабря 2012 года № 1425 «О применении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в 2013 году», от 26 декабря 2013 года № 97 «О применении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в 2014 году», от 29 декабря 2014 года № 401 «О применении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в 2015 году».
В качестве нормативных правовых актов, имеющих большую силу, которым противоречит принятое Думой решение от 27 ноября 2009 года N 533, Заявитель указывает на постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", приказ Минэкономразвития России от 18 июня 2013 года № 347, статьи 39.7 и 49 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Оспариваемое Решение Думы является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, так как устанавливает коэффициенты, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по аренде земельных участков. Решение Думы N 533 официально опубликовано в газете "<...>" 16 декабря 2009 года, вступило в законную силу.
Полномочие Думы на принятие оспариваемых решений вытекает из статей 34, 35 Федерального закона N 131-ФЗ, статей 25 и 34 Устава Великого Новгорода.
Решением Думы Великого Новгорода от 27 ноября 2009 года N 533 (далее - решение Думы N 533) утверждены коэффициенты для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по коду функционального использования "10.01" установлен коэффициент расчета равный 0, 0408.
Решением Думы от 28 октября 2010 года N 812 к утвержденным решением Думы N 533 коэффициентам, кроме соответствующих коду 13.08, в 2011 году применен коэффициент-дефлятор 1,1 (опубликовано в газете «Новгород официальный» № 39 от 03 ноября 2010 года).
Решением Думы от 28 октября 2011 года № 1087 установлено, что коэффициенты для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, действовавшие в 2011 году в соответствии с решением Думы Великого Новгорода от 28 октября 2010 года N 812 "О применении коэффициентов, утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 27 ноября 2009 года N 533, для расчета арендной платы за земельные участки в 2011 году", применяются в 2012 году с коэффициентом-дефлятором 1,06. (опубликовано в газете «<...>», <...>, 11 ноября 2011 года).
Решением Думы от 28 декабря 2012 года № 1425 установлено, что коэффициенты для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, действовавшие в 2012 году в соответствии с вышеуказанным Решением от 28 октября 2011 года, применяются в 2013 году с коэффициентом-дефлятором 1,07. (опубликовано в газете «<...>», <...>, 18 января 2013 года).
Согласно Решению Думы от 26 декабря 2013 года № 97 коэффициенты, действовавшие в 2013 году в соответствии с вышеуказанным решением от 28 декабря 2012 года, применяются в 2014 году с коэффициентом-дефлятором 1, 056. (опубликовано в газете «<...>», <...>, 10 января 2014 года).
Решением Думы от 29 декабря 2014 года № 401 установлено, что коэффициенты, действовавшие в 2014 году в соответствии с вышеуказанным Решением от 26 декабря 2013 года, применяются в 2015 году с коэффициентом-дефлятором 1, 067. (опубликовано в газете «<...>», <...>, 26 января 2015 года).
Таким образом, Общество является участником правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в редакции, действовавшей до <...>, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) в редакции, также действовавшей до 01 марта 2015 года).
В настоящее время право органов государственной власти субъектов Российской Федерации на установление порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрено пунктом 2 части 3 статьи 39.7 ЗК РФ.
Постановлением Администрации Новгородской области от 20 декабря 2007 года N 301 утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области или государственная собственность на которые не разграничена (далее - Постановление N 301).
В силу раздела 1 Постановления N 301 размер арендной платы определяется по формуле:
АП = КС x К, где:
АП - годовой размер арендной платы (руб.);
КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.);
К - коэффициент, устанавливаемый в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, определяемый для различных видов функционального использования земельных участков (процент) (далее - коэффициент).
Пунктом 1.3 постановления N 301 предусмотрено, что для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, коэффициент устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области.
Согласно пункту 1.4 постановления N 301 при определении размера арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности области, применяются коэффициенты, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, полномочие Думы по установлению оспариваемых коэффициентов предусмотрено органом государственной власти субъекта.
Расчет размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области, департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области в пределах их компетенции в соответствии со статьей 3 областного закона от 05 декабря 2011 года № 1125-ОЗ «О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области».
Согласно части 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В период принятия оспариваемого Решения № 533 действовали положения части 4 статьи 22 ЗК РФ, согласно которым общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. (действующее с 04 августа 2009 года, далее - постановление N 582).
Постановление № 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В силу предписаний Постановления N 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.
В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с принципом запрета необоснованных предпочтений порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться
В обоснование принятого Решения № 533 Думой представлен отчет об экономическом обосновании коэффициентов, устанавливаемых в процентах от кадастровой стоимости земельных участков и применяемых для расчета арендной платы за земельные участки в Великом Новгороде.
В названном документе содержатся следующие сведения: пояснительная записка, описывающая ситуацию по арендной плате на территории Великого Новгорода, информация по арендной плате за землю по годам и по видам функционального использования, протоколы заседания комиссии по разработке обоснования коэффициентов для расчета размера арендной платы, классификатор кодов функционального использования территории (Новгородской области).
Указанным расчетом приводится обоснование предлагаемых к утверждению коэффициентов, в том числе путем проведения сравнительного анализа по видам функционального использования земель за 2007 - 2010 годы.
Оснований не доверять проведенным специализированной организацией расчетам у суда не имеется, предложенные коэффициенты являются результатом проведенной аналитической и сравнительной работы, нашедшей отражение в представленном отчете.
При определении значений коэффициентов Думой учитывались следующие факторы: категория и виды функционального использования земельных участков; кадастровая стоимость земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости; коэффициенты инфляции; учет инвестиционной привлекательности земельных участков для привлечения субъектов хозяйственной деятельности.
Представленные материалы свидетельствуют о проведении анализа и оценки различных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельных участков, на основании которого осуществляется дифференциация величины расчетного коэффициента.
Подобное определение коэффициента является, по мнению суда, непроизвольным и экономически обоснованным.
В соответствии с частью 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 (объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения) настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Приказом Минэкономразвития от 18 июня 2013 года N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (Зарегистрировано в Минюсте России 12 августа 2013 года N 29363) утверждена ставка арендной платы в размере 1,6 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов. Такая ставка не должна превышать предельных ставок, различающихся по субъектам Российской Федерации. Для Новгородской области такая ставка составляет 3, 36 руб. за кв.м.
Таким образом, размер арендной платы, установленный Обществу с применением оспариваемого Решения, значительно отличается от размера арендной платы для земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, основные принципы определения арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю являются общеобязательными во всех случаях, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Принцип запрета необоснованных предпочтений исключает возможность введения для земельных участков, расположенных в одном субъекте Российской Федерации, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Таким образом, оспариваемое Обществом положение Решения Думы № 533 с 1 марта 2015 года вступило в противоречие с положениями статьи 39.7 Земельного кодекса РФ в той части, в которой пунктом 10 приложения к указанному Решению установлен коэффициент 0, 0408 по коду функционального использования 10.01 для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные (занятые) для размещения тепловых станций (теплоэлектроцентралей), обслуживающих их сооружений и объектов.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемые положения нормативно-правового акта применялись сторонами при расчете арендной платы по гражданско-правовому договору, Решение Думы № 533 следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку внесение соответствующих изменений в оспариваемое Решение относится к полномочиям Думы, такое обязание, как об этом просит Общество, будет являться нарушением компетенции Думы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» удовлетворить частично.
Решение Думы Великого Новгорода от 27 ноября 2009 года № 533 «Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части пункта 10 приложения к указанному решению, устанавливающего коэффициент 0, 0408 по коду функционального использования 10.01 для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете «ФИО2» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Думы Великого Новгорода в пользу Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» судебные расходы в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
В остальной части заявление Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новгородский областной суд, начиная с 11 января 2016 года.
Судья И.А. Алещенкова
Мотивированное решение изготовлено 13 января 2016 года.
.