ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 04-02/10-192 от 05.07.2010 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

                                                                                    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №12-

297

/2010

РЕШЕНИЕ

05

июля

2010 г.

Судья Центрального районного суда города Новосибирска Зинина И.В.,

при участии:

секретаря судебного заседания Туля О.Е.,

рассмотрев жалобу Сенчука Михаила Игнатьевича на постановление МРУ Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу № 04-02/10-192П от 09 июня 2010г. по делу о назначении административного наказания в отношении Сенчука М.И. по ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

09 июня 2010г. заместителем руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу Каргиной И.В. было вынесено постановление № 04-02/10-192П по делу о назначении административного наказания по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с данным постановлением на генерального директора ООО «Беркут» Сенчука М.И. было наложено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Основанием для привлечения его к ответственности, как следует из постановления, явилось то, что генеральный директор ООО «Беркут» Сенчук М.И. допустил нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля, а именно, не информировал МРУ Росфинмониторинга по СФО о совершенных сделках с недвижимостью в период с 21 мая 2009г. по 02 ноября 2009г.

Сенчук М.И. с постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу Каргиной И.В. не согласился и направил в суд жалобу, в которой просит суд Центрального района г. Новосибирска постановление № 04-02/10-192П о назначении административного наказания отменить.

В обоснование жалобы представитель Сенчука М.И. по доверенности № 1-10902 от 11 декабря 2008г. Райский С.Е. указывает, что в апреле-июне 2007г. ООО «Беркут» проводило разовую акцию – стимулирующую лотерею «Формула Удачи», в связи с чем было поставлено на учет в МРУ Росфинмониторинга по СФО, поскольку отсутствие постановки на учет является основанием для отказа в выдаче Разрешения на проведение лотереи Управлением по физической культуре спорту. Учитывая факт постановки на учет ООО «Беркут», МРУ Росфинмониторинга по СФО необоснованно пришло к выводу о том, что ООО «Беркут» является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и на него распространяется обязанность по информированию об осуществленных сделках с недвижимым имуществом. Это явилось основанием для привлечения генерального директора ООО «Беркут» Сенчука М.И. к административной ответственности по ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако статья 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 07 августа 2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» содержит исчерпывающий перечень организаций, которые считаются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами. И постановка на учет в МРУ Росфинмониторинга не предусмотрена в данной статье в качестве критерия для того, чтобы считать организацию, находящуюся на учете в МРУ Росфинмониторинга осуществляющей операции с денежными средствами.

Райский С.Е. указывает, что ООО «Беркут» с 01 июля 2007г. до настоящего времени не провело ни одно мероприятия, которое могло бы считаться розыгрышем или лотереей, следовательно нет оснований считать ООО «Беркут» организацией, осуществляющей операции с денежными средствами, перечень которых указан в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 07 августа 2001г. Кроме того, Уставом ООО «Беркут» лотерейная деятельность не предусмотрена. Для устранения неопределенности в дальнейшей деятельности, ООО «Беркут» направило в МРУ Росфинмониторинга заявление о снятии с учета и 17 мая 2010г. получило уведомление о снятии с учета.

Райский С.Е. считает, что ООО «Беркут» не является субъектом, указанным в качестве субъекта правонарушения в статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует состав правонарушения и событие правонарушения и просит постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу Каргиной И.В. № 04-02/10-192П о назначении административного наказания в отношении Сенчука М.И. отменить.

Представитель заявителя Райский С.Е. в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме и дал соответствующие пояснения.

Заявитель Сенчук М.И. в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

Представитель МРУ Росфинмониторинга по СФО Овсянников В.Ю. в судебном заседании просил постановление № 04-02/10-192П от 09 июня 2010г. о назначении административного наказания оставить в силе, а жалобу директора ООО «Беркут» Сенчука М.И. – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы. При этом суд исходит из следующего.

Часть первая ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Как следует из материалов дела основанием для проведения проверки послужил приказ № 82 от 29 апреля 2010г., вынесенный руководителем МРУ Росфинмониторинга по СФО Тимошенко А.В. о проведении проверки организации ООО «Беркут», для осуществления проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (л.д. 77-78).

Актом проверки исполнения требований Федерального закона от 07 августа 2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 58 В от 06 мая 2010г. установлено нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования и предоставления информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля (л.д. 71-76). По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении № 04-02/10-192 от 06 мая 2010г., которым были установлены совершенные ООО «Беркут» сделки, подлежащие обязательному контролю, информация по которым не направлялась в Росфинмониторинг:

- договор ипотеки № 98-1И от 15.05.2009г. (сумма операции – 32532500 рублей, дата выявления операции – 21.05.2009г., срок направления сообщения – 22.05.2009г.);

- договор ипотеки № 113-1И от 01.06.2009г. (сумма операции – 20625500 рублей, дата выявления операции – 17.06.2009г., срок направления сообщения – 18.06.2009г.);

- договор ипотеки № 155-1И от 03.08.2009г. (сумма операции – 22230000 рублей, дата выявления операции – 10.08.2009г., срок направления сообщения – 11.08.2009г.);

- договор ипотеки № 166-1И от 12.08.2009г. (сумма операции – 21070000 рублей, дата выявления операции – 17.08.2009г., срок направления сообщения – 18.08.2009г.);

- договор ипотеки № 207-1И от 30.09.2009г. (сумма операции – 19810000 рублей, дата выявления операции – 22.10.2009г., срок направления сообщения – 23.10.2009г.);

- договор ипотеки № 229-1И от 22.10.2009г. (сумма операции – 38710000 рублей, дата выявления операции – 02.11.2009г., срок направления сообщения – 03.11.2009г.);

- договор аренды № 01-3-А от 01.03.2009г. (сумма операции – 8140000 рублей, дата выявления операции – 01.08.2009г., срок направления сообщения – 03.08.2009г.);

- договор купли-продажи недвижимости от 01.06.2009г. (сумма операции – 17000000 рублей, дата выявления операции – 11.06.2009г., срок направления сообщения – 11.06.2009г.) (л.д. 66-70).

09 июня 2010г. в отношении генерального директора ООО «Беркут» Сенчука М.И. было вынесено постановление о назначении административного наказания № 04-02/10-192П (л.д. 45-50).

Как следует из материалов дела ООО «Беркут» на основании заявления генерального директора Сенчука М.И. от 09 апреля 2007г. было поставлено на учет в МРУ Росфинмониторинга по СФО в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ от 07 августа 2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в связи с проведением ООО «Беркут» стимулирующей лотереи (л.д. 221). Решением о постановке организации на учет в МРУ Росфинмониторинга по СФО от 09 апреля 2007г. ООО «Беркут» был присвоен учетный номер 212005664 (л.д. 220), о чем в ООО «Беркут» было направлено соответствующее уведомление (л.д. 219). 10 апреля 2007г. в МРУ Росфинмониторинга по СФО были согласованы и утвержденные генеральным директором Сенчуком М.И. Правила внутреннего контроля ООО «Беркут» (л.д. 225).

Согласно статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ от 07 августа 2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

Согласно пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ от 07 августа 2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3000000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышает ее.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23 июня 2004г. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

И в соответствии с пунктом 5 части 2 Положения: - осуществляет проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения по представленной информации;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом и другое.

Как установлено из административного материала ООО «Беркут» в период с 09 апреля 2007г. по 04 мая 2010г. не была предоставлена информация в МРУ Росфинмониторинга по СФО по следующим сделкам:

- договор ипотеки № 98-1И от 15.05.2009г. (сумма операции – 32532500 рублей, дата выявления операции – 21.05.2009г., срок направления сообщения – 22.05.2009г.);

- договор ипотеки № 113-1И от 01.06.2009г. (сумма операции – 20625500 рублей, дата выявления операции – 17.06.2009г., срок направления сообщения – 18.06.2009г.);

- договор ипотеки № 155-1И от 03.08.2009г. (сумма операции – 22230000 рублей, дата выявления операции – 10.08.2009г., срок направления сообщения – 11.08.2009г.);

- договор ипотеки № 166-1И от 12.08.2009г. (сумма операции – 21070000 рублей, дата выявления операции – 17.08.2009г., срок направления сообщения – 18.08.2009г.);

- договор ипотеки № 207-1И от 30.09.2009г. (сумма операции – 19810000 рублей, дата выявления операции – 22.10.2009г., срок направления сообщения – 23.10.2009г.);

- договор ипотеки № 229-1И от 22.10.2009г. (сумма операции – 38710000 рублей, дата выявления операции – 02.11.2009г., срок направления сообщения – 03.11.2009г.);

- договор аренды № 01-3-А от 01.03.2009г. (сумма операции – 8140000 рублей, дата выявления операции – 01.08.2009г., срок направления сообщения – 03.08.2009г.);

- договор купли-продажи недвижимости от 01.06.2009г. (сумма операции – 17000000 рублей, дата выявления операции – 11.06.2009г., срок направления сообщения – 11.06.2009г.) (л.д. 66-70).

Кроме того на момент рассмотрения дела об административном правонарушении генеральным директором ООО «Беркут» Сенчуком М.И. выявленные нарушения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, не были устранены. Таким образом, вина Сенчука М.И. подтверждена собранными в результате проверки документами.

Довод представителя Сенчука М.И. - Райского С.Е. о том, что стимулирующая лотерея «Формула Удачи» была разовой, более ООО «Беркут» с 01 июля 2007г. лотерей и розыгрышей не проводило и в обозримом будущем проводить не будет, а также тот довод, что в Уставе ООО «Беркут» лотерейная деятельность не предусмотрена, суд не может принять во внимание, поскольку они не основаны на законе.

Так в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 28 от 18 января 2003г. «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу подлежат следующие организации:

а) лизинговые компании;

б) ломбарды;

в) организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и (или) проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

г) операторы по приему платежей;

д) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

е) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 138-ФЗ от 11 ноября 2003г. «О лотереях» лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 138-ФЗ от 11 ноября 2003г. «О лотереях» лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:

1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;

2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Согласно Информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу № 1 от 08 августа 2008г. в целях реализации Федерального закона от 07 августа 2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся также юридические лица, организующие и проводящие стимулирующие лотереи.

Кроме того следует отметить, что в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации № 28 от 18 января 2003г. «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» в случае ликвидации организации или изменения профиля ее деятельности организация направляет в Федеральную службу по финансовому мониторингу заявление (в произвольной форме) о снятии ее с учета, подписанное руководителем и заверенное печатью организации организация снимается с учета. А в соответствии с уведомлением № 04-24/у310 ООО «Беркут» было снято с учета в МРУ Росфинмониторинга по СФО лишь 17 мая 2010г. И поскольку ООО «Беркут» до 17 мая 2010г. состояло на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО и генеральный директор ООО «Беркут» или уполномоченное им лицо никаких действий по снятию организации с учета не предпринимало, то в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07 августа 2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ООО «Беркут» несло обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, необходимые сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

Таким образом, выводы заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу Каргиной И.В. являются мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах дела, соответствуют материальному закону и не опровергаются доводами жалобы. При назначении наказания были учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного.

При таких обстоятельствах, постановление заместителям руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу Каргиной И.В. является законным и обоснованным, а жалоба - не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь п.п. 1 п. 1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

р е ш и л :

Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу Каргиной И.В. № 04-02/10-192П от 09 июня 2010г. по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу Сенчука Михаила Игнатьевича без удовлетворения.

Судья И.В.Зинина