дело № 2-628/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2021 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Илясовой Т.В.,
при секретаре Липениной К.А.,
с участием представителя истца – заместителя Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Крылова Д.Н., представителя истца министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Степанова А.С., действующего на основании доверенности от 06 апреля 2021 года, представителя ответчика ООО «Геопро» Байракова В.Ю., действующего на основании доверенности от 05 марта 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, Оренбургской области в лице министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Геопро» о возмещении ущерба, причиненного недрам, возложении обязанности по согласованию отвода территории под разработку месторождения и размещения промышленных объектов, по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Геопро», указав, что прокуратурой проведена проверка деятельности общества на предмет исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования. Согласно представленным документам основным видом деятельности ответчика является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина. Свою деятельность ООО «Геопро» на основании полученной лицензии серии ОРБ № и договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ осуществляет на месторождении Салмышское, расположенном в 2,5 км. юго-западнее с. Архиповка Сакмарского района Оренбургской области на землях лесного фонда – Сакмарское лесничество (Сакмарское участковое лесничество) кварталы 5 часть выдела 22. Согласно формам государственной статистической отчетности № «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых» за 2018, 2019 годы и актам маркшейдерских замеров объемов горно-добычных работ на месторождении ПГС «Салмышское» Сакмарского района за 2017, 2018, 2019 годы, представленных ООО «Геопро», обществом добыто песчано-гравийных смесей: в 2017 году – 21 500 м3, в 2018 году – 51 132 м3, в 2019 году - 148 648 м3. При этом, при разработке обществом карьера в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства в установленные сроки ООО «Геопро» не исполнило обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществляло добычу полезного ископаемого без предварительного согласования с уполномоченным органом в установленном порядке отвода территории под разработку месторождения и размещение всех промышленных объектов на наличие объектов культурного наследия.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что ООО «Геопро» не обеспечило соблюдение объемов добычи полезного ископаемого в 2019 году: допустило добычу ПГС за границами горного отвода, без соблюдения утвержденного плана развития горных работ на 2019 год по соблюдению объемов добычи полезного ископаемого и по осуществлению добычных работ в утвержденных направлениях (на соответствующих участках месторождения), без осуществления достоверного учета извлекаемых и оставленных в недрах запасов полезного ископаемого. В связи с чем был причинен ущерб недрам, который составил согласно расчетам министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области 38 955 272,20 рублей. Согласно результатам маркшейдерского замера, выполненного ООО «Геотэк», объем добычи песчано-гравийной смеси за контуром подсчета на Салмышском месторождении составил 140 582 м3.
Просил суд взыскать с ООО «Геопро» денежные средства в сумме 38 955 272,20 рублей в счет возмещения причиненного недрам ущерба; возложить на ООО «Геопро» обязанность в срок до 01 мая 2021 года очистить арендуемый лесной участок от отходов производства; обеспечить наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с действующими нормативами; согласовать с министерством культуры Оренбургской области в установленном порядке отвод территории под разработку месторождения и размещение всех промышленных объектов на наличие объектов культурного наследия; возложить обязанность на ООО «Геопро» в срок до 01 июня 2021 года обратиться в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с заявлением о постановке на государственный учет эксплуатируемых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Определением суда от 07 апреля 2021 года производство по делу в части исковых требований о возложении на ООО «Геопро» обязанностей в срок до 01 мая 2021 года провести природоохранные мероприятия путем очистки арендуемого лесного участка от отходов производства и потребления (использованные бочки от моторных и трансмиссионных масел, металлолома, полиэтилена), доведения до нормативного значения средств пожаротушения, установленного приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов», прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в данной части ввиду добровольного исполнения ответчиком указанных требований.
В дальнейшем истец неоднократно уточнял исковые требования и окончательно просит суд взыскать с ООО «Геопром» денежные средства в сумме 38 955 272,20 рублей в счет возмещения причиненного недрам ущерба; возложить обязанность на ответчика в срок до 01 мая 2021 года обратиться в инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области для предварительного согласования в установленном порядке отвода территории под разработку месторождения и размещение всех промышленных объектов на наличие объектов культурного наследия; в срок до 01 июня 2021 года обратиться в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с заявлением о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Определениями суда от 25 января, 10 февраля и 16 марта 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены министерство культуры и внешних связей Оренбургской области, инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, администрация муниципального образования «Сакмарский район» Оренбургской области.
В судебном заседании заместитель Оренбургского межрайонного природоохранного прокурора Крылов Д.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель министерства природных ресурсов, экологии и имущественных правоотношений Оренбургской области Степанов А.С. также поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика ООО «Геопро» Байраков В.Ю. просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях, полагая, что в судебном заседании представленными доказательствами не нашло своего подтверждение наличие вины ответчика в причинении ущерба недрам, а также доказательств использования ООО «Геопро» объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Представители третьих лиц министерства культуры и внешних связей Оренбургской области, инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, администрация муниципального образования «Сакмарский район» Оренбургской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, уважительных причин неявки суду не сообщили.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав позицию представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральный закон от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «Об охране окружающей среды» устанавливает, что недра как компоненты природной среды являются природными ресурсами, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность (абзацы 4 и 5 статьи 1).
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. В границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, недра являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (абзац первый преамбулы и часть 1 статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).
Согласно пункту 3 статьи 6 вышеуказанного Закона к видам пользования недр относятся, в том числе разведка и добыча полезных ископаемых.
Абзацем первым статьи 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (абзац третий статьи 11).
Сведения, которые должна содержать лицензия и ее составные части, определены в статье 12 Закона о недрах.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Аналогичные требования содержаться в статье 23 Закона Оренбургской области от 07 мая 2013 года № 1441/424-V-ОЗ «Об участках недр местного значения».
Как установлено статьей 29 Закона о недрах добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды»).
В силу части 1 статьи 77 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (часть 3 статьи 77 указанного Закона).
Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (пункты 6, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «Геопро» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды № в отношении лесного участка площадью 3,6 га, расположенного в Сакмарском лесничестве (Сакмарское участковое лесничество) квартал – 5 часть выдела 22.
В соответствии с распоряжением министерства природных ресурсов Оренбургской области от 06 апреля 2015 года № 875-р «Об утверждении дополнительного перечня участков недр местного значения Оренбургской области» участок недр месторождение песчано-гравийных смесей Салмышское включен в перечень участков недр местного значения.
В соответствии с лицензией № на пользование недрами ООО «Геопро» предоставлено в пользование месторождение песчано-гравийных смесей Салмышское, расположенное на территории Сакмарского района Оренбургской области в 2,5 км юго-западнее с. Архиповка и в 2,0 км. южнее с. Ждановка на правой пойменной части р. Салмыш с целью разведки и добычи песчано-гравийных смесей. Лицензия выдана и зарегистрирована Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области 31 марта 2016 года. Срок действия лицензии с 31 марта 2016 года по 15 апреля 2036 года.
Пунктом 2.2 лицензионного соглашения установлено, что участку недр придается статус горного отвода с ограничением по глубине нижней границы подсчета запасов полезных ископаемых.
Уточнение границ горного отвода осуществляется в установленном порядке после согласования и утверждения в установленном порядке технического проекта разработки участка недр (пункт 2.4 лицензионного соглашения).
Согласно проекту уточненных границ горного отвода при построении границ карьера на конец отработки за нижнюю бровку добычного уступа принят контур подсчета запасов. Добычные и вскрышные уступы на конец отработки сбиваются в один уступ. Разнос бора за контур подсчета запасов производится с целью исключения потерь полезного ископаемого в бортах. Границы уточненного горного отвода в плане установлены по верхней бровке уступов карьера при разработке запасов блока 1-С1.
На основании решения и.о. Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора от 12 августа 2020 года № в период с 12 августа по 11 сентября 2020 года проведена проверка деятельности ООО «Геопро» на соответствие осуществляемых хозяйствующим субъектом деятельности или действий (бездействия) требованиям природоохранного законодательства, лицензионного законодательства, законодательства о недрах.
В соответствии с актом от 03 сентября 2020 года, составленным по итогам проведенной Оренбургской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием специалистов министерства природных ресурсов, экологии и имущественных правоотношений Оренбургской области проверки деятельности ООО «Геопро», установлено, что ответчиком производилась добыча общераспространенных полезных ископаемых, не прошедших государственную экспертизу и не поставленных на учет (за контуром подсчета запасов), чем причинен ущерб окружающей среде.
Согласно постановлению от 30 сентября 2020 года № 470, вынесенному государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды Степановым А.С., ООО «Геопро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как общество не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению условий лицензии, в том числе: не обеспечило добычу общераспространенных полезных ископаемых, прошедших государственную экспертизу и поставленных на учет (за контуром подсчета запасов добыто песчано-гравийных смесей в объеме 140 582 м?).
В подтверждение причиненного ответчиком ущерба истцы ссылаются на маркшейдерское исследование ООО «Геотэк» и акт контрольного маркшейдерского замера объемов выемки на Салмышском месторождении ПГС, согласно которому 17 августа 2020 года был произведен визуальный осмотр карьера и инструментальная топографическая съёмка рельефа местности между линией подсчета запасов и кромкой карьера Салмышского месторождения песчано-гравийных смесей, в результате которых установлено осуществление горных работ (в том числе добычных работ) за границами контура подсчетов запасов полезных ископаемых; осуществление работ по размещению буртов за границами горного отвода. В результате произведенных замеров объём выемки (за контуром подсчета запасов) оставил 165 448 м?, из них: объем почвенно-растительного грунта 24 866 м?, песчано-гравийной смеси 140 582 м? (по геологическим данным проекта разработки, линия 1-1, 2-2 (скважины 1,2,3,4,5).
Согласно расчету размера вреда, причиненного недрам в результате деятельности ООО «Геопро», произведенного министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на основании представленных данных маркшейдерского исследования, размер вреда составил 38 955 272,20 рублей.
В ходе судебного разбирательства был допрошен свидетель ФИО1 уточнивший, что в представленном ООО «Геотэк» акте контрольного маркшейдерского замера объемов выемки на Салмышском месторождении ПГС, составленном 17 августа 2020 года, приведен общий объем выемки на всей территории карьера, включая объем вскрышных пород и ПГС, находящийся за пределами границы подсчета запасов. В акте фраза в скобках «за границей подсчета запасов» приведена ошибочно. Исходя из отметок рельефа, полученных при проведении съемки высота между нижними (по уровню зеркала воды) и верхними (по низу отвала породы), средняя толщина изъятого за границей подсчета запасов полезного ископаемого составит 2,5 м. Таким образом, за границей подсчета запасов изъято около 43 348 м?, о чем составлена справка по контрольному замеру объемов выемки.
Ввиду оспаривания ответчиком обстоятельств причинения вреда недрам, в том числе добычи полезного ископаемого за границами подсчета запасов, а также размера причиненного вреда, судом по ходатайству ООО «Геопро» по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО2
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ на месторождении Салмышское, расположенном в 2,5 км юго-западнее с. Архиповка Сакмарского района Оренбургской области на землях лесного фонда – Сакмарское участковое лесничество кварталы 5 часть выдела 22, за период с 31 марта 2016 года до момента проведения экспертизы за пределами подсчета запасов в границах лицензионного участка и уточненного горного отвода осуществлялась выемка горной массы, предполагаемый объем добычи полезного ископаемого не стоял на государственном балансе и не опробировался лабораторными испытаниями, соответственно может быть отнесен к вмещающим вскрышным породам при разработке карьера и разбортовке. Данный объем должен был быть заскладирован в границах месторождения для дальнейшей рекультивации, однако, заскладированным не обнаружен.
При этом, объем выемки горной массы составляет 57 654 м?. Ввиду близкого расположения геологоразведочных скважин № № 1-5 позволяет провести аналогию по мощности вскрышных пород 0,54 м, в том числе ПРС согласно действующей проектной документации, из них объем вскрышных пород должен был составить 9 700 м?, предполагаемый объем добычи полезного ископаемого – 47 954 м?.
Статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио - и видеозаписей, заключений экспертов.
По смыслу положений статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение является одним из самых важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования, тем не менее, суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключения эксперта не может пренебрегать иными добытыми по делу доказательствами, в связи с чем, законодателем в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено правило о том, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, а в положениях части 3 статьи 86 настоящего Кодекса отмечено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается наряду с другими доказательствами.
Таким образом, экспертное заключение оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
Оценивая заключение судебной экспертизы от ФИО4, составленное экспертом ФИО3., суд полагает, что оснований не доверять данному заключению эксперта у суда не имеется, поскольку экспертиза проведена уполномоченным на то экспертом, имеющим высшее образование по квалификации «горный инженер» и специальности «маркшейдерское дело», имеющим лицензию на осуществление данного вида деятельности, эксперту разъяснены его права и обязанности, он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта от 08 июня 2021 года содержит описание проведенного исследования, выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Эксперт ФИО5 основывался на результатах масштабно-графических построений, замеров, произведенных средствами измерений, прошедших государственную поверку, программного обеспечения, имеющего сертификат соответствия. Экспертом совместно с участвующими в деле лицами произведен осмотр месторождения на месте, в ходе которого производилась полевая проверка заданных координат лицензионного участка месторождения Салмышского в местной системе координат МСК-56 и балтийской системе высот относительно расположения фактической выемки.
Выводы эксперта ясные, исключающие возможность двоякого толкования в той степени, в которой предусмотрены примененными методиками.
Допрошенный в ходе судебного разбирательства эксперт ФИО6 подтвердил выводы, изложенные в экспертном заключении. Указал, что в ходе визуального осмотра карьера, произведенных замеров им было установлено, что на территории месторождения велась добыча полезного ископаемого за пределами подсчета балансов (обозначенном на схеме зеленой линией) и в пределах горного отвода (красная линия на схеме). Находящиеся рядом скважины позволили ему подсчитать объем произведенной выемки, в том числе с учетом вскрышных пород. В ходе осмотра месторождения им не было установлено местонахождение ни вскрышных пород, ни песчано-гравийной смеси, которая должна была складироваться на месте. Ввиду ошибочности произведенных ранее замеров координаты, отраженных в проектной документации, им были скорректированы координаты, что отражено в заключении. Приведенные им в заключении данные о наличии выемки юго-западнее месторождения, не включены в подсчитанный объем полезного ископаемого, изъятой за пределами подсчета запасов.
Учитывая, что выводы эксперта в рамках судебной экспертизы фактически и исследовательски обоснованы, избранная методика исследования закону не противоречит, суд признает результат судебной экспертизы достоверным и допустимым доказательством по делу.
Доказательств, опровергающих выводы эксперта либо позволяющих усомниться в правильности и обоснованности этих выводов, ни стороной истца, ни ответчика в ходе судебного разбирательства представлено не было.
Изложенные в заключении эксперта выводы, в целом соответствую также показаниями свидетеля ФИО7 в ходе судебного заседания, уточнившего объем полезного ископаемого, изъятого за границей подсчета запасов.
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности в соответствии со статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждения факт причинения ответчиком ООО «Геопро» ущерба недрам, так как последним в нарушение требований Закона о недрах, лицензионного соглашения, осуществлялась добыча полезного ископаемого – песчано-гравийной смеси на территории Салмышского месторождения за границами подсчета запасов, в связи с чем последний в силу статьи 51 Закона о недрах, части 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и положений Гражданского кодекса Российской Федерации обязан возместить его в полном объеме.
Доводы представителя ответчика, что добыча полезного ископаемого за границами подсчета запасов ООО «Геопро» не производилась, опровергаются как приведенными выше доказательствами, так и представленной ответчиком в рамках проверки пояснительной запиской к отчетному балансу запасов полезных ископаемых за 2019 год (форма 5-ГР), согласно которому ООО «Геопро» производилась добыча песчано-гравийной смеси в районе скважин 1- 5 в контуре и за контуром подсчета запасов и горным отводом.
Допустимых и достоверных доказательств отсутствия вины в причинении ущерба недрам при установленных судом обстоятельствах в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
В ходе назначенной судом экспертизы и осмотра карьера, произведенного экспертом, в том числе в присутствии представителя ответчика, на территории земельного участка, отведенного ООО «Геопро» и близлежащей территории не было установлено складирование вскрышных пород, на что ссылался в судебном заседании представитель ответчика, а также наличие склада песчано-гравийной смеси.
Ссылки ответчика ООО «Геопро» на отсутствие обязанности по возмещению ущерба недрам ввиду уплаты налога исходя из объема добытых полезных ископаемых в 2019 году, не могут быть приняты во внимание, так как уплата налога при установлении факта причинения ответчиком вреда недрам не освобождает его от возмещения такого вреда в установленном законом порядке.
Принимая во внимание, что проведение рекультивационных работ на земельном участке предполагает наличие экспертизы и проекта рекультивации, которые не были представлены ответчиком в рамках настоящего спора, ссылки представителя ООО «Геопро» на изданные обществом приказы о проведении таких работ на территории Салмышского месторождения, не являются способом возмещения вреда, причиненного недрам, в настоящем случае. Кроме того, техническим проектом предусмотрена рекультивация земельного участка на Салмышском месторождении исходя из установленного лицензией и технической документацией объема добычи полезного ископаемого, в то время как в данном случае добыча полезного ископаемого осуществлена ООО «Геопро» за границами подсчета запасов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.
В соответствии с данными Правилами расчет размера вреда в отношении участков недр местного значения производится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по расчету размера вреда в отношении участков недр местного значения в Оренбургской области возложена на министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Судом предложено министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области произвести расчет размера вреда, исходя из данных судебной экспертизы.
Согласно представленному в материалы дела расчету в соответствии с пунктом 6 Правил стоимость учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного самовольным пользованием ООО «Геопро» недрами, исходя из средних рыночных цен реализации добытого полезного ископаемого, предоставленных Федеральной службой государственной статистки, за предшествующие шесть месяцев выявленному нарушению, составила 13 288 054,40 рублей.
Таким образом, согласно пункту 4 этих же Правил размер вреда, повлекший утрату полезных ископаемых, запасы которых не поставлены на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых составляет 13 288 053,40 рублей.
Судом проверен представленный истцом расчет, который соответствует требованиям действующего законодательства и установленным обстоятельствам дела, арифметически верен. При расчете истцом использованы данные ЕМИСС, размещенные на официальном сайте Росстата, данные судебной экспертизы.
При изложенных обстоятельствах, у суда, вопреки доводам ответчика ООО «Геопро», не имелось оснований для назначения судебной экспертизы для определения размера причиненного ущерба, так как в данном случае какие-либо специальные знания не требуются.
В соответствии с пунктом 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу приложения № 25 Закона Оренбургской области от 20 декабря 2019 года № 2010/527-VI-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 годы и плановый период 2021 и 2022 годов» министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области переданы бюджетные полномочия главного администратора доходов по платежам по искам возмещения о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащие зачислению в бюджет муниципального образования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что на ООО «Геопро» должна быть возложена ответственность за нарушение действующего природоохранного законодательства в виде обязанности возместить вред, причиненный недрам вследствие добычи полезного ископаемого в нарушение лицензионного соглашения за пределами границы подсчета запасов на месторождении Салмышское, в размере в размере 13 288 053,40 рублей, который подлежит зачету в бюджет муниципального образования «Сакмарский район» Оренбургской области путем перечисления денежных средств на счет министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, как главного администратора доходов.
Разрешая требования истцов о возложении обязанности на ООО «Геопро» по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
Федеральный закон от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно пункту 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 69 вышеназванного Закона государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Статья 1 Закона об охране окружающей среды содержит основные используемые в законе понятия:
объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;
негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Как установлено ранее, ООО «Геопро» осуществляет разработку месторождения Салмышское, что подтверждается предоставляемыми ответчиком сведениями государственной отчетности.
Согласно техническому проекту (таблица 11.10 технического проекта) на территории Салмышского месторождения выявлено 16 неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: карьер (5 источников), внутренний отвал вскрышных пород (2 источника), внешний отвал вскрышных пород (2 источника), транспортирование вскрышных пород (3 источника).
В результате эксплуатации неорганизованных источников в атмосферный воздух выбрасываются следующие загрязняющие вещества: азот (IV) оксид (азота диоксид), азот (II) оксид (азот оксид), углерод черный (сажа), сера диоксид, углерод оксид, керосин, формальдегид, взвешенные вещества (пыль).
Таким образом, эксплуатирующиеся ООО «Геопро» источники негативного воздействия на окружающую среду подлежат государственному учету.
Согласно акту проверки от 03 сентября 2020 года установлено, что ответчиком обязанность по постановке на государственный учет источников негативного воздействия на окружающую среду не исполнена, с заявкой о постановке на учет таких источников ответчик в государственные органы не обращался, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.
Доводы ответчика, что в ходе проверки инструментальные замеры загрязнения атмосферного воздуха не производились, не представлены доказательства эксплуатации ООО «Геопро» источников, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не могут быть в данном случае приняты во внимание, так как наличие у организации таких источников подтверждается технической документацией, разработанной самим ответчиком.
Доказательств постановки их на учет в материалы дела не представлены.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды).
Постановка на государственный учет ранее введенных в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна быть осуществлена до 01 января 2017 года (Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что ответчиком предусмотренная законом обязанность не исполнена, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными и обоснованными, и считает необходимым возложить обязанность на ООО «Геопро» по обращению в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области для постановки на государственный учет эксплуатируемых объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в срок до 24 марта 2022 года.
При этом, суд учитывает, что само по себе истечение срока договора аренды земельного участка, при наличии у общества лицензии на добычу полезных ископаемых, срок которой не окончен, не может являться основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенной на него обязанности, так как у ООО «Геопро» имеется возможность на заключение договора аренды земельного участка на новый срок в целях разработки месторождения.
Как следует из абзаца 7 пункта 3.5 лицензионного соглашения ООО «Геопро» добыча полезного ископаемого разрешается при наличии предварительного согласования с уполномоченным органом в установленном порядке отвода территории под разработку месторождения и размещения всех промышленных объектов на наличие объектов культурного наследия.
В силу статьи 28 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона проводится государственная историко-культурная экспертиза.
Из сообщения инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области обращение ООО «Геопро» с целью согласования земельного участка, подлежащего хозяйственному освоению в связи с разведкой и добычей песчано-гравийных смесей на месторождении Салмышское не поступало.
Учитывая, что на ООО «Геопро», как пользователя недрами, законом возложена обязанность по выполнению требований лицензионного соглашения, предусматривающего получение согласования уполномоченного органа отвода территории под разработку месторождения и размещения всех промышленных объектов на наличие объектов культурного наследия, которая не исполнена ответчиком, доказательства выполнения данной обязанности отсутствуют, при этом выявление памятников культурного наследия на земельных участках, землях лесного фонда, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотрено законом, суд также считает необходимым удовлетворить требования прокурора в данной части и возложить на ООО «Гепро» обязанность обратиться в инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области для согласования в установленном порядке отвода территории под разработку месторождения и размещение всех промышленных объектов на наличие объектов культурного наследия в срок до 24 марта 2022 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 198 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, Оренбургской области в лице министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Геопро» о возмещении ущерба, причиненного недрам, возложении обязанности по согласованию отвода территории под разработку месторождения и размещения промышленных объектов, по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Геопро» в бюджет муниципального образования «Сакмарский район» Оренбургской области в счет возмещения причиненного недрам ущерба 13 288 053,40 рублей путем перечисления денежных средств по реквизитам: УФК по Оренбургской области (Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области), расчетный счет 401018102000000100010, ИНН 5610128378, КПП 561001001, БИК 045354001, ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области (г. Оренбург), КБК 81711611050010000140, ОКТМО 53640000.
Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Геопро» обратиться в инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области для согласования в установленном порядке отвода территории под разработку месторождения и размещение всех промышленных объектов на наличие объектов культурного наследия в срок до 24 марта 2022 года.
Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Геопро» по обращению в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области для постановки на государственный учет эксплуатируемых объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в срок до 24 марта 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.В. Илясова
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2021 года.
Судья Т.В. Илясова