ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 04283/2021 от 27.01.2022 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

дело № 2а-471/2022

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

27 января 2022 года г. Оренбург

Центральный районный су г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Гречишниковой М.А.

при секретаре: Волковой А.Ю.

с участием:

представителя административного истца – старшего помощника прокурора г.ОренбургаМирошниковой Е.А,

представителя заинтересованного лица Драчева А.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора города Оренбурга действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Оренбурга, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Оренбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском в обоснование указав, что прокуратурой города Оренбурга выявлены нарушения требований законодательства в межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург», управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга. Из анализа положений пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 8, 9 части 1 статьи 14, части 4 статьи 15, части 1, 2, пункта 2 части 5, пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493, пунктов 1, 2, 7, 42, 44 - 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживанияи многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение), следует, что жилищная инспекция обладает полномочиями по обследованию и экспертизе жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением. Постановлением администрации города Оренбурга от <данные изъяты>- путверждено положение и состав межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным для проживания) и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург (далее - МВК).Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области результате обследования многоквартирных домов по адресам: <данные изъяты>выявила факты, свидетельствующие о признаках аварийности дома. По результатам обследования инспекция составила заключения соответственно <данные изъяты> которые направила в администрацию для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующей решения. Межведомственная комиссия в результате рассмотрения заключений инспекции решила предложить собственникам жилых помещений представить пакет документов предусмотренных пунктом 45 Положения. Однако вопрос о признании спорной многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу не разрешен. Решения межведомственной комиссией по названному вопросу не являются тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции. Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и вынесла формальное решение об истребовании документов.Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей.В межведомственную комиссию обращались не собственника помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтом) комиссия не вправе требовать от собственников получения заключение специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.На основании ст. 39 КАС РФ, ст.ст. 6, 21, 22 27 и 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» просит признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга управления жилищно-коммунального хозяйства города Оренбурга, выраженное в непринятии мер по организации проведения обследования многоквартирных домов по адресам: <данные изъяты> специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» вопроса о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.Обязать администрацию города Оренбурга, управление жилищно- коммунального хозяйства администрации города Оренбурга в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержден ноге постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в отношении многоквартирных домов по адресам: <данные изъяты>, с учетом заключений специализированной организации.

Административные ответчики в судебное заседание представителя не направили, извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой рассматривать дело без их участия.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Оренбурга поддержала административный иск по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель заинтересованного лица, в судебном заседании считал заявленные административные требования законными и обоснованными.

Административными ответчиками представлен отзыв, согласно которого во исполнение положений ч.4 ст.15 ЖК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 «Об утверждении Положения о признании помещения жилы помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дом садовым домом» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположении на территории Российской Федерации.В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживани граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.Состав межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее - межведомственная комиссия) утвержден постановлением администрации города Оренбурга от 24.09.2012 № 2359-п.Согласно абзацу семь пункта 44 Положения решение комиссии в части выявления оснований для признаниямногоквартирного домааварийными подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключение специализированной организации, проводящей обследование.При этом процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно- изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям.В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.В связи с тем, что на дату рассмотрения актов-заключений в межведомственную комиссии не были представленызаключения специализированной организации, основания для принятия решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, отсутствовали.В межведомственную комиссию заявления о признании многоквартирных домов расположенных по адресу: г. <данные изъяты> аварийными и подлежащими сносу или реконструкции не поступали.Администрация города Оренбурга считает, что оснований да обязательного принятия решения межведомственной комиссией о проведении дополнительной обследования многоквартирных домов отсутствуют.

Суд, рассмотрев административное исковое заявление, выяснив мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из анализа положений пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 8, 9 части 1 статьи 14, части 4 статьи 15, части 1, 2, пункта 2 части 5, пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493, пунктов 1, 2, 7, 42, 44 - 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, следует, что жилищная инспекция обладает полномочиями по обследованию и экспертизе жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением и при выявлении нарушений может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В свою очередь, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (п.47 Положения).

Постановлением администрации города Оренбурга от 24.09.2012 № 2359- путверждено положение и состав межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным для проживания) и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург (далее - МВК).

Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области результате обследования многоквартирных домов по адресам: <данные изъяты>,выявила факты, свидетельствующие о признаках аварийности дома.

По результатам обследования инспекция составила заключения соответственно <данные изъяты>, которые направила в администрацию для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующей решения.

<данные изъяты> в администрацию города Оренбурга поступил акт-заключение осмотра жилого дома, расположенного по адресу: г<данные изъяты> межведомственной комиссией рассмотрен указанный акт-заключение(протокол <данные изъяты>В соответствии с пунктом 45.1 Положения межведомственной комиссией принято решение о направлении предложений собственникам помещений в многоквартирном доме <данные изъяты> представить документы, указанные в Положении. УЖКХ администрации г. Оренбурга собственникам помещений в указанном доме направлены предложения предусмотренные пунктом 45.1 Положения.

<данные изъяты> администрацию города Оренбурга поступил акт-заключение осмотра жилого дома, расположенного по адресу: г<данные изъяты> в администрацию города Оренбурга поступил акт-заключение осмотра жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> межведомственной комиссией рассмотрены указанные акты-заключения (протокол <данные изъяты>).В соответствии с пунктом 45.1 Положения межведомственной комиссией принято решение о направлениипредложений собственникампомещенийвмногоквартирных домах <данные изъяты> представить документы, указанные в Положении.УЖКХ администрации г.Оренбургасобственникам помещений в указанных домах направлены предложения, предусмотренные пунктом 45.1 Положения.

<данные изъяты> в администрацию города Оренбурга поступил акт-заключение осмотра жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> межведомственной комиссией рассмотрен указанный акт-заключение (протокол <данные изъяты>).В соответствии с пунктом 45.1 Положения межведомственной комиссией принято решение о направлении предложений собственникам помещений в многоквартирном доме <данные изъяты> представить документы, указанные в Положении. УЖКХ администрации г. Оренбурга собственникам помещений в указанном доме направлены предложения предусмотренные пунктом 45.1 Положения.

Суд, исследуя представленные заключения жилищной комиссии, установил, что жилищная инспекция в ходе обследования спорных домов выявила факты, свидетельствующие о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома, состояние несущих и ограждающих конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию дома.

Судом установлено, что межведомственной комиссией вопрос о признании спорных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции по существу не разрешен. Изложенные в протоколах заседания межведомственной комиссии решение по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции.

Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и вынесла формальное решение об истребовании документов.

Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей. Кроме того, в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.

Согласно п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования дома, в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора города Оренбурга действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Оренбурга, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга о признании бездействия незаконным –удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Оренбурга, управления жилищно-коммунального хозяйства города Оренбурга, выраженное в непринятии мер по организации проведения обследования многоквартирных домов по адресам: <данные изъяты> специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» вопроса о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Обязать администрацию города Оренбурга, управление жилищно- коммунального хозяйства администрации города Оренбурга в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в отношении многоквартирных домов по адресам: <данные изъяты>, с учетом заключений специализированной организации.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья М.А.Гречишникова

..