дело № 2а-550/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2021 года город Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Гречишниковой М.А.,
при секретаре Чудиной К.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности <данные изъяты>,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга к ФИО2 о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилась в суд с административным иском к ФИО2 указав, что ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц. В установленный законодательством о налогах и сборах срок задолженность по НДФЛ налогоплательщиком не уплачена. В соответствии со ст.75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога за каждый календарный день просрочки начислена пеня, а также направлено требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа. Поскольку суммы начисленного налога и пени не уплачена, инспекцией в адрес мирового судьи направлено заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с ФИО2 пени по налогу в размере 3 448,78 рублей. Налогоплательщиком <данные изъяты> представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3 – НДФЛ <данные изъяты> с суммой налога к уплате в бюджет в размере 104 000 рублей. Мировым судьей судебного участка №4 Центрального района г. Оренбурга <данные изъяты> вынесен судебный приказ о взыскании со ФИО2 суммы задолженности пени по налогу на доходы физических лиц в размере 3 448,78 рублей, который впоследствии был отменен определением <данные изъяты> произведена частичная уплата пени по НДФЛ в размере 537,47 рублей, уплата задолженности по пени с ЕНВД, задолженность по пени по налогу с продаж списана. Инспекция не заявляет требований о взыскании недоимки по НДФЛ <данные изъяты>, поскольку приняты меры взыскания в порядке ст.48 НК РФ. В установленный законодательством о налогах и сборах срок исчисленная налогоплательщиком сумма налога не уплачена, в связи с чем ФИО2 направлено требование <данные изъяты> об уплате налога, пени и по состоянию <данные изъяты> за налогоплательщиком числится задолженность по пени в размере 3 448 рублей в срок уплаты <данные изъяты>. Просит суд восстановить срок на предъявление административного искового заявления, взыскать с ФИО2 сумму пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1 835,86 рублей.
Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования административного иска поддержала в полном объеме, просила удовлетворить иск, срок восстановить.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
С учетом требований ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Налогового Кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст. 44 Налогового Кодекса РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 Налогового Кодекса РФ).
Статьей 45 Налогового Кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 70 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Каких-либо иных сроков для направления требования о взыскании налога и пеней, в частности в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.
Согласно пункту 1 ст. 75 Налогового Кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст. 75 Налогового Кодекса РФ). На основании пункта 6 ст. 75 Налогового Кодекса РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 - 48 НК РФ.
В пункте 1 ст. 48 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
Из материалов дела следует, что налогоплательщиком ФИО2 <данные изъяты> представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за <данные изъяты>, с суммой налога к уплате в бюджет в размере 104000 рублей.
В установленный законодательством о налогах и сборах срок исчисленная налогоплательщиком сумма налога не уплачена, исчисленная налогоплательщиком сумма налога уплачена в части в размере 55 000 рублей.
Сведений о принудительном взыскании неуплаченной суммы налога материалы дела не содержат.
В связи с тем, что в установленный законодательством о налогах и сборах срок исчисленная налогоплательщиком сумма налога не уплачена, то ФИО2 направлено требование <данные изъяты> об уплате налога, пени и по состоянию на <данные изъяты> за налогоплательщиком числится задолженность по пени в размере 3 448 рублей в срок уплаты <данные изъяты>
В период с <данные изъяты> ФИО2 произведена частичная уплата пени по НДФЛ в размере 537,47 рублей, уплата задолженности по пени с ЕНВД, задолженность по пени по налогу с продаж списана.
Мировым судьей судебного участка №4 Центрального района г. Оренбурга <данные изъяты> вынесен судебный приказ о взыскании со ФИО2 суммы задолженности пени по налогу на доходы физических лиц в размере 3 448,78 рублей, который впоследствии был отменен определением <данные изъяты>.
Согласно пункту 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, не только в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 названной статьи, но и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5 указанной нормы).
В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с суммами налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 февраля 2015 года № 422-О отметил, что принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ). С учетом изложенного, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носит акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (п. 57 Постановления от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросов, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ») пени взыскиваются, только если инспекция своевременно приняла меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. После истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Таким образом, налоговое законодательство устанавливает возможность начисления пени исключительно из того обстоятельства, что не утрачена возможность взыскания самой суммы налога.
Однако административным истцом не представлено доказательств, что налоговым органом предпринимались предусмотренные законом меры по принудительному взысканию с ответчика недоимки по налогу на доходы физических лиц.
Таким образом, из материалов дела и представленных доказательств следует, что право на взыскание суммы недоимки по налогу на доходы физических лиц <данные изъяты> на которую начислена пеня, на момент подачи административного искового заявления налоговым органом утрачено в связи с пропуском срока для взыскания недоимки. В связи с этим отсутствуют и основания для начисления административному ответчику и взыскания с него заявленной суммы пени по налогам на доходы физических лиц.
В административном исковом заявлении ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга просит восстановить срок на подачу административного искового заявления о взыскании со ФИО2 задолженности по пени.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
К уважительным причинам для восстановления срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
Между тем, уважительных причин пропуска срока ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга не указывает, в связи с чем пропущенный срок на подачу административного искового заявления не подлежит восстановлению, в с вязи с чем отказывает в удовлетворении ходатайства.
В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга к ФИО2 о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.А.Гречишникова
.