ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 04906/2016 от 12.01.2017 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№ 2-5391/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2017 года город Оренбург

Центральный районный суд г.Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи Жуковой О.С.

при секретаре Шиловой А.А.,

с участием прокурора Радостевой Е.К.,

представителей ответчиков ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Промышленного района города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Телеком Сервис», НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства» об обязании произвести работы и организовать приемку объекта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Промышленного района г.Оренбурга обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Телеком Сервис», в котором указал, что прокуратурой города Оренбурга проведена проверка соблюдения законодательства при реализации региональной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств, собранных на счете Регионального оператора в 2015г. Установлено, что 08.04.2015г. НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» по результатом торгов заключен договор подряда № 20/2016 на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту 11 МКД, в том числе по ремонту крыши по адресу <адрес>, с ООО «Телеком Сервис», стоимость – 24698690,7 руб. Работы должны быть завершены до 12.08.2016г. На момент 12.09.2016г. работы по капитальному ремонту крыши МКД по адресу <адрес> не выполнены. Просил обязать ООО «Телеком Сервис» в срок до 01.11.2016г. завершить работы по капитальному ремонту общего имущества МКД по адресу <адрес> в соответствии с условиями договора подряда № 20/2016 от 08.04.2016г.

Впоследствии истец неоднократно изменял исковые требования, в связи с чем в качестве ответчика привлечен НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области», окончательно просили суд обязать ООО «Телеком Сервис» в срок до 01.03.2017г. завершить работы по капитальному ремонту общего имущества МКД по адресу <адрес> в соответствии с условиями договора подряда № 20/2016 от 08.04.2016г. Обязать НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» создать рабочую (приемочную) комиссию и организовать приемку и ввод в эксплуатацию объекта после капитального ремонта крыши <адрес> в срок до 01.03.2016г.

Прокурор Промышленного района г.Оренбурга Радостева Е.К. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что до настоящего времени, несмотря на ссылки о полном выполнении работ, надлежащего подтверждения этому нет. Законом предусмотрена обязанность НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» принять работы с участием жильцов дома, органов власти. В договоре была прописана обязанность создать соответствующую комиссию по приемке. В настоящее время жильцы дома произвольно лишены своего права принять участие в приемке выполненных работ по капремонту, что нарушает их права. Поэтому сделать вывод, что работы ООО «Телеком Сервис» выполнены в полном объеме, невозможно. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Телеком Сервис» ФИО2, действующая на основании доверенности от 17.11.2016г., в судебном заседании исковые требования к организации не признала, ссылаясь на расторжение договора с НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области». Указала, что конкретно по дому по адресу <адрес> все работы по контракту выполнены, они приняты вторым ответчиком, акты приемки подписаны. Никаких новых работ в рамках контракта они произвести не могут, в силу его расторжения. В случае обнаружения в дальнейшем недостатков выполненных работ возможно лишь исправление недостатков в рамках требований ГК РФ. Просит в отношении себя в иске отказать.

Представитель ответчика НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» ФИО1, действующий на основании доверенности от 03.10.2016г., в судебном заседании исковые требования также не признал, указав, что договор с ООО «Телеком Сервис» расторгнут по обоюдному согласию сторон. Все обязательства по нему прекращены. НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» принял выполненные работы по дому по адресу <адрес>, подписал акты приемки выполненных работ, и более никаких обязанностей по расторгнутому договору не несет, в том числе не обязан создавать никакую приемочную комиссию. Соответственно попыток к этому не предпринималось. Просит в иске отказать.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 ГК РФ).

Как следует из части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, функциями регионального оператора являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в таких домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные данным Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (пункты 3, 4, 5 и 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации обязывает регионального оператора возместить убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств (часть 5 статьи 178 и часть 1 статьи 188), возлагает на регионального оператора ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными им подрядными организациями (часть 6 статьи 182).

На основании ст.190 ЖК РФ, основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).

Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Во исполнение его принят Закон Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ (ред. от 24.02.2016) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области", согласно ст.21 которого приемка услуги и (или) работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, осуществляется путем подписания акта приемки выполненных услуг и (или) работ. Такой акт должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).

Региональный оператор обязан уведомить председателя совета дома, собственников помещений в этом доме, лицо, осуществляющее деятельность по управлению данным многоквартирным домом, органы местного самоуправления не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты приемки услуг и (или) работ по капитальному ремонту о месте и времени их приемки. Уведомление должно также быть размещено на информационных стендах этого дома и на сайте регионального оператора в сети Интернет. Региональный оператор должен обеспечить возможность фактического осмотра представителями собственников помещений и органов местного самоуправления результатов выполненных работ (оказанных услуг) с учетом требований безопасности.

В соответствии со ст.27 указанного Закона Оренбургской области, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, за счет субсидий, полученных из областного и (или) местного бюджетов, за счет иных не запрещенных законом средств. Региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ и (или) оказания услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти Оренбургской области, ответственных за реализацию региональной программы капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 2016 г. N 10-П, деятельность регионального оператора обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, собственники помещений в которых избрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Данный способ, по смыслу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе пункта 4 части 1 его статьи 180 и части 1 статьи 182, предполагает наличие у собственников помещений в многоквартирных домах права требовать от регионального оператора проведения капитального ремонта общего имущества в этих домах в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, а также финансирования расходов на капитальный ремонт, причем возможность реализации указанного права не зависит от суммы денежных средств, перечисленных в фонд капитального ремонта собственниками помещений в конкретном многоквартирном доме.

В силу ст.ст.450,453 ГК РФ, Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

Как установлено в судебном заседании, НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» является региональным оператором Оренбургской области по проведению капитального ремонта МКД.

Прокуратурой Промышленного района города Оренбурга проведена проверка исполнения законодательства при реализации региональной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств, собранных на счете Регионального оператора в 2015 году, в связи с поступлением заявления жильцов дома по адресу <адрес>. В заявлении отражено, что с конца 2015г. в доме начался капитальный ремонт, при этом ремонт крыши осуществляет ООО «Телеком Сервис», с существенными недостатками, работы начались 15.04.2016г., срок окончания 14.08.2016г., но работы не завершены. Просили прокуратуру изучить вопрос проведения ремонта и его оплаты.

Из ответа НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» № 6500/16 от 07.09.2016г. усматривается, что договор подряда с ООО «Телеком Сервис» подписан 08.04.2016г. за № 20/2016 по итогам открытого конкурса. Срок выполнения работ составил 120 календарных дней, истек 12.08.2016г., но на момент дачи ответа прокурору работы по ремонту крыши МКД по адресу <адрес> не завершены. Основной причиной этого являются низкие темпы работ, неоднократная замена строительных бригад на объектах.

Условиями договора подряда № 20/2016 от 08.04.2016г. предусмотрено, что ООО «Телеком Сервис» принял на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту МКД, в том числе по адресу <...> – крыша. Срок выполнения работ – 120 дней после выдачи аванса, оплата производится в 2 этапа, окончательный платеж осуществляется после завершения работ на основании акта по форме КС-2 и справки по форме КС-3. Фактической датой окончания работ на объекте является дата подписания акта о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ. В обязанности Заказчика входят, в частности, создание рабочей приемочной комиссии и организация приемки и ввода объекта в эксплуатацию, а также рассмотрение и подписание актов по форме КС-2 и КсС-3 (п.п.1,10, 11-13, 14.2, 14.3, 33).

Как следует из справки № 465пр/СП-1 от 09.09.2016г., Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области провела выездную проверку по вопросу проведения работ на крыше дома по адресу <адрес> и установила нарушения: не обеспечена защита от увлажнения конструкций перекрытий, стен от протечек кровли. Срок окончания работ истек 14.08.2016г., работы ООО «Телеком Сервис» не завершены. На потолке и стенах этажных площадок, на лестничных клетках, в помещении кв.29 обнаружены сухие следы от протечек кровли. На крыше завершены работы по устройству цементно-песчаной стяжки, замене водоприемных воронок трубопроводов внутреннего водостока, выполняется огрунтовка основания и наклейка нижнего слоя рулонного покрытия, заделка раствором разрушенных участков карнизных плит парапета.

На момент рассмотрения дела, как подтверждается материалами дела, между сторонами договора № 20/2016 от 08.04.2016г. произошел обмен письменными документами, согласно которым НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» и ООО «Телеком Сервис» пришли к соглашению о расторжении заключенного договора по обоюдному согласию. Основанием направления уведомления от 03.10.2016г. со стороны заказчика послужило нарушение сроков выполнения работ и начисление соответствующих штрафных санкций. В ответ на уведомление ООО «Телеком Сервис» направило письмо № 137/13 от 19.10.2016г. о согласии на расторжение договора, со ссылкой на неоднократное нарушение условий договора со стороны Заказчика, в том числе не организована работа по приемке рабочей комиссией объектов в эксплуатацию. Также сообщено о готовности работ по капитальному ремонту на различных объектах в размере от 15 до 100%, в том числе капитальный ремонт крыши МКД по адресу <адрес> – на 100%.

Письмо № 134 от 12.10.2016г. свидетельствует о направлении в адрес НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» комплекта исполнительной документации по капитальному ремонту крыши по адресу <адрес> с просьбой организовать рабочую комиссию для приемки работ.

Согласно актам о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 24.11.2016г. № 9 и от 02.12.2016г. № 1 (доп. объем), работы по капитальному ремонту крыши по адресу <адрес> на сумму по смете 1754399,04 руб. и 233214 руб. соответственно Заказчиком НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» приняты, акты подписаны только сторонами договора подряда - НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» и ООО «Телеком Сервис». Также составлена справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 от 02.12.2016г. № 1, подписанная теми же лицами.

Из изложенного следует, что по рассматриваемому дому запланированный объем работ со стороны ответчика ООО «Телеком Сервис» выполнен, что не опровергнуто в судебном заседании истцом, т.к. никаких доказательств меньшего, чем предусмотрено договором и сметой, объема работ, выполненного со стороны ООО «Телеком Сервис» по адресу <адрес>, в материалы дела не представлено.

Кроме того, поскольку указанный ответчик является хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и не несет публичных обязанностей перед неопределенным кругом лиц, суд приходит к выводу, что при расторжении договора между ООО «Телеком Сервис» и НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» обязательства Подрядчика прекращены в той мере, в которой они выполнены надлежаще. Качество произведенных работ по дому по адресу <адрес> в ходе разбирательства настоящего дела предметом рассмотрения не являлось, и не проверялось судом, что не опровергает возможности в дальнейшем при обнаружении недостатков выполненных работ разрешить спорные вопросы в досудебном или в самостоятельном судебном порядке, в рамках норм строительного подряда (гл.37 параграф 3 ГК РФ и сопутствующие нормативные акты).

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора к ООО «Телеком Сервис» о понуждении к завершению работ по капитальному ремонту МКД по адресу <адрес>, ввиду наличия подписанных актов приема выполненных работ и расторжения договора.

В то же время, анализируя требования законодательства, предъявленные к НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» как к Региональному оператору, суд приходит к выводу, что данное юридическое лицо несет не только обязанности и ответственность в рамках хозяйственной деятельности перед контрагентами по договору, но и в связи с осуществлением отдельных публичных функций независимо от сохранения либо прекращения обязательств по договору перед ООО «Телеком Сервис» на него возложены ранее перечисленные обязательства, предусмотренные законом (ЖК РФ, Закон Оренбургской области от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ (ред. от 24.02.2016) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области"), перед местными органами власти и жильцами МКД, избравшими способ аккумулирования взносов на капитальный ремонт на счетах регионального оператора.

Именно Региональный оператор несет полную ответственность за качестве произведенных подрядными организациями работ, и возмещает убытки, причиненные ими собственникам МКД, а также обязан обеспечить возможность фактического осмотра представителями собственников помещений и органов местного самоуправления результатов выполненных работ (оказанных услуг) с учетом требований безопасности.

Как подтверждено в судебном заседании специалистом ГЖИ Оренбургской области и не отрицалось региональным оператором, заявок о приемке выполненных работ с участием заинтересованных лиц НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» не направлял.

Возражения представителя НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» в части невозможности понуждения к созданию рабочей комиссии и организации приемки и ввода в эксплуатацию объекта после капитального ремонта крыши ввиду расторжения договора и прекращения соответствующей предусмотренной договором обязанности, а также отсутствия конкретизации состава комиссии и способа приемки значения для рассматриваемого спора не имеют, т.к. обязанность по организации приемки работ с участием заинтересованных лиц предусмотрена законом, и установлена не в рамках договорных отношений, а в силу осуществления публичных и контрольных функций, возложенных на регионального оператора.

В то же время суд находит возможным удовлетворить требования прокурора, заявленные к НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области», частично, исходя из требований законодательства, а не по формулировке п. 14.3 договора подряда от 08.04.2016г., что, по мнению суда, не является выходом за пределы заявленных требований, а относится к конкретизации и сужению возлагаемых на ответчика судом обязательств.

В силу ст.206 ГПК РФ, В случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Требование прокурора об установлении срока до 01.03.2017г. суд находит разумным, с учетом длительности периода времени, прошедшего с момента расторжения договора между ответчиками и подписания актов приемки выполненных работ, а потому удовлетворяет требования в заявленный срок.

Поскольку прокурор при обращении в суд освобожден от уплаты госпошлины, а подлежит уплате при обращении в суд госпошлина в размере 6000 руб., с ответчика, в отношении которого иск удовлетворен, госпошлина должна быть взыскана в бюджет муниципального образования на основании ст.103 ГПК РФ, в размере 1/2 от указанной суммы (т.к. ко второму ответчику в иске отказано).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Промышленного района города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Телеком Сервис», НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства» об обязании произвести работы и организовать приемку объекта удовлетворить частично.

Обязать Некоммерческую организацию «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства» организовать прием выполненных работ по капитальному ремонту крыши жилого дома по адресу <адрес> с участием исполнителя, регионального оператора, представителей собственников помещений, представителя органа местного самоуправления, в срок до 01.03.2016г.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с общества с Некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства» государственную пошлину в бюджет МО г.Оренбург в сумме 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись О.С. Жукова

Мотивированное решение составлено 17.01.2017 года.