ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 05-1016/17 от 12.02.2018 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

№ 12-77/18

(№05-1016/17 мирового судьи)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

12 февраля 2018 года Первомайский районный суд

г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Мордовиной С.Н.

при секретаре Ковалевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Т2 Мобайл» на постановление мирового судьи судебного участка № 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 08.12.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ ,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Т2 Мобайл» обратилось в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 08.12.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ .

В обоснование жалобы указано, что запросом от 25.08.2017г. -ПШ УФССП России по Мурманской области требовало от ООО «Т2 Мобайл» предоставления сведений о лицах, которым принадлежат абонентские номера, указанные в запросе. При этом управлению было обращено особое внимание, что указанный запрос направлен в рамках исполнения управлением функций государственного органа, осуществляющего ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр. Ответом от 05.09.2017г. ООО «Т2 Мобайл» сообщило, что интересующие управление абонентские номера принадлежат абонентам - физическим лицам, а не микрофинансовой организации или иному юридическому лицу. Обосновывая постановление по делу об административном правонарушении, судья ссылается на ст. 64 ФЗ «О связи», согласно которой операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами. В то же время ссылка на данную норму не является правомерной, поскольку ФССП не является государственным органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ. Таким образом, из ст. 64 ФЗ «О связи» не следует обязанность оператора связи предоставлять в адрес ФССП персональные данные абонентов. Также не следует право УФССП по Мурманской области запрашивать и обязанность ООО «Т2 Мобайл» предоставлять персональные данные абонентов - физических лиц и из Указа Президента РФ от 13.10.2004г. № 1316 «Вопросы федеральной службы судебных приставов». На основании изложенного, просит суд постановление мирового судьи судебного участка № 63 ЦВО г. Краснодара от 08.12.2017г. отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель ООО «Т2 Мобайл» - ФИО1, действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении требований, просила суд постановление мирового судьи судебного участка № 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 08.12.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

Представители управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области по доверенности ФИО2 и ФИО3, возражали против удовлетворения жалобы по доводам, изложенных в письменных возражениях, просят суд оставить постановление мирового судьи без изменения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением мирового судьи судебного участка № 63 ЦВО г. Краснодара от 08.012.2017г. юридическое лицо – ООО «Т2 Мобайл» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.

Суд, проверив законность и обоснованность постановления мирового судьи, пришел к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка №63 ЦВО г. Краснодара от 08.12.2017г. отмене не подлежит по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в УФССП России по Мурманской области поступило обращение ФИО6 о нарушении неустановленными лицами при звонках на её номер телефона положений Федерального закона от 3 июля 2016г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», на основании чего ООО «Т2 Мобайл» 25 августа 2017г. направлен мотивированный запрос -ПГИ о предоставлении сведений о принадлежности телефонных номеров. Письмом от 5 сентября 2017г. поступившим в адрес УФССП по Мурманской области 12 сентября 2017г. (вх. ) в предоставлении указанных сведений отказано.

Согласно Положению о Федеральной службе судебных приставов, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. № 1316 (ред. от 15.12.2016) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017г.), Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр), и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включённых в государственный реестр.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016г. № 1402 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном осуществлять ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включённых в указанный реестр» федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включённых в указанный реестр, определена Федеральная служба судебных приставов.

На основании пп. 1 п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. № 1316 Федеральная служба судебных приставов в целях реализации своих полномочий имеет право запрашивать и безвозмездно получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, осуществляется уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом установленных Федеральным законом от 03.07.2016г. № 230-ФЗ особенностей организации и проведения проверок.

В соответствии с пп. 104 ч. 2 ст. 28.3 КоАП Российской Федерации, должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП Российской Федерации.

Статьей 14.57 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. В т.ч. частью 4 данной статьи предусмотрена ответственность за незаконное осуществление лицом, не включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, действий, которые в соответствии с Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» могут осуществляться только включенным в указанный реестр юридическим лицом.

Запрос информации у ООО «Т2 Мобайл» был направлен на установление субъекта правонарушения, а также на возможное установление лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

Установление принадлежности телефона лицу, включенному в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, впоследствии предоставляет управлению возможность реализовать свои полномочия в рамках приказа министерства юстиции России от 30.12.2016г. № Зз2, которым утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (зарегистрирован в Минюсте России 27.01.2017г. № 45447).

В соответствии с пп. 6, 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях: обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно; обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц. в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Гарантией соблюдения установленных законом ограничений в предоставлении персональных данных является статья 24 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которой лица, виновные в нарушении требований Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Получение информации (о принадлежности абонентского номера телефона, о контактных данных абонентов, использующих данный телефонный номер (адреса, номера телефонов), указанные при заключении договора с оператором сотовой связи) при осуществлении Управлением функций по надзору в указанной сфере деятельности является, практически, единственным способом получения информации о неустановленных лицах, осуществляющих посредством телефонной связи незаконные действия по взысканию кредиторской задолженности, иногда сопряженные с угрозами применения насилия. И как следствие, неполучение данной информации может нанести вред правам и законным интересам граждан.

Истребуемая информация необходима для достижения общественно значимых целей, возложенных на Федеральную службу судебных приставов Указом Президента Российской Федерации № 1316 от 13.10.2004г., постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016г. №1402, а также защиты прав и законных интересов физических лиц.

Не предоставление запрошенной информации препятствует управлению, а также должностному лицу в реализации своих функций, установленных Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. № 1316, что в свою очередь, не согласуется с ч. 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

ООО «Т2 Мобайл» является оператором связи. В силу положений ч. 1 ст. 53 Федерального закона «О связи», п. 1 ст. 3, ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных», сведения об абонентах как персональные данные по общему правилу не содержат раскрытию операторами связи перед третьими лицами.

В то же время нормами федерального законодательства предусмотрены случаи обязательного представления персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 64 Федерального закона «О связи», предоставление третьим лицам сведений об абонентах- гражданах может осуществляться только с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом и другими федеральными законами. Операторы связи обязаны предоставить уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

Служба судебных приставов наделена правом получения такой информации. Задачами законодательства об административных правонарушениях является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, в том числе применительно к настоящему случаю предупреждение административных правонарушений, осуществляемых физическими, должностными, юридическими лицами, в рамках возврата просроченной задолженности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «Т2 Мобайл» совершено административное правонарушение, а именно, допустило непредставление сведений (информации) в государственный орган (должностному лицу).

Таким образом, в действиях данного юридического лица усматриваются признаки совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ.

В связи с чем, мировой судья обоснованно пришел к выводу о привлечении ООО «Т2 Мобайл» к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу оставить жалобу «Т2 Мобайл» без удовлетворения, а постановление мирового судьи судебного участка № 63 ЦВО г. Краснодара от 08.12.2017г. – без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 63 Центрального внутригородского округа г.Краснодара от 08.12.2017г. оставить без изменения, а жалобу «Т2 Мобайл» – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента оглашения.

Судья