ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 05-33 от 16.11.2011 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

                                                                                    Заволжский районный суд г. Твери                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Заволжский районный суд г. Твери — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3538/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года город Тверь

Заволжский районный суд города Твери в составе председательствующего судьи Богдановой М.В.

при секретаре Зеленковой В.А.

с участием представителя заявителя ФИО1 - ФИО2, представившей доверенность 69 НП № 0766600 от 04.07.2011 года

представителя заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области ФИО3, представившей доверенность № 05-33/33 от 21.02.2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 о признании бездействия Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области, выраженных в не принятии мер по внесению сведений об адресе налогоплательщика незаконным и понуждении внести изменения

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании бездействия Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области, выраженного в не принятии мер для внесения изменений в сведения об адресе налогоплательщика Середа А.Н. незаконным и понуждении внести изменения в сведения об адресе налогоплательщика Середа А.Н.

Свои требования мотивировала тем, что ей на праве собственности принадлежит домовладение . Ранее в доме был зарегистрирован Середа А.Н. Решением  от ДД.ММ.ГГГГ. Середа А.Н. признан не приобретшим право пользования принадлежащим заявителю домом, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета. Неоднократно ответчику сообщалось о том, что Середа А.Н. бомж и не имеет отношения к ее дому по адресу: . До настоящего времени ответчик игнорирует предоставленную информацию. Порядок постановки на учет налогоплательщиков осуществляется по правилам ст.ст. 83 и 84 НК РФ. Согласно указанным нормам физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно указать свое место жительства. Понятие места жительства налогоплательщика определено ст. 11 НК РФ, где указано, что местом жительства физического лица является адрес, по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством РФ. До настоящего времени мер об исключении Середы А.Н. из реестра налогоплательщиков ответчик не принял. Напротив, адрес, индивидуализирующий принадлежащее ей домовладение, ответчик использует в интересах Середа А.Н., обеспечивая последнему условия для занятия предпринимательской деятельностью с целью извлечения дохода. Незаконное использование адреса домовладения заявителя нарушает ее право на жилище (ст. 25 Конституции РФ). Под жилищем понимается всякое помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания, и имеющее признаки индивидуализации, в том числе адрес. Право частной собственности охраняется законом (ст. 35 Конституции РФ). Адрес находящегося в ее частной собственности домовладения также принадлежит ей. Использование адреса без согласия заявителя нарушает ее право на частную собственность.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, направленное в ее адрес судебное извещение вернулось в адрес суда за истечением срока хранения, ее интересы в судебном заседании на основании доверенности представляет ФИО2

Представитель истца ФИО2 поддержала заявленные требования в полном объеме, обосновав их теми же доводами, что изложены в заявлении.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Свои возражения мотивировала тем, что после подтверждения УФМС по Тверской области сведений о снятии Середа А.Н. с регистрационного учета по месту жительства по адресу , указанные сведения были внесены в Единый государственный реестр налогоплательщиков. При этом просила учесть, что Середа А.Н. осуществляет  деятельность и в соответствии с действующим законодательством обязан предоставлять в налоговый орган декларации о доходах. В указанных декларациях Середа А.Н. указывает в качестве места жительства адрес . Данный адрес указан в качестве адреса места жительства Середы А.Н. и в сведениях об , представленных в налоговый орган ННО «». Вины налогового органа в том, что этот адрес указывает ему налогоплательщик, в качестве адреса своего места жительства, нет. Налоговый орган лишь направляет корреспонденцию по указанному налогоплательщиком адресу.

Третье лицо Середа А.Н., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем судом определено о рассмотрении дела без участия указанного лица.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО1 требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Как установлено судом ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу:  на основании договора купли-продажи земельного участка с расположенным на нем жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.6) и не оспаривается сторонами.

Согласно адресному листку убытия, Середа А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставленный на регистрационный учет ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: , - на основании судебного решения по делу № от ДД.ММ.ГГГГ года снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу 09.07.2009 года.

Сведения о новом месте жительства (месте пребывания) Середы А. Н. на момент рассмотрения дела у суда отсутствуют.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 в интересах ФИО1 обратилась в налоговый орган с заявлением о принятии мер для внесения изменений в отношении сведений об адресе налогоплательщика Середа А.Н., поскольку указанное лицо снято с регистрационного учета по адресу:

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Полагая, что бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии мер по внесении изменений в сведения об адресе налогоплательщика Середы А. Н., привело к тому, что налоговый орган незаконно использует адрес заявителя в интересах указанного лица, чем нарушено её конституционное право на жилище и право частной собственности, заявитель обратился в суд с указанным заявлением.

В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства, а также по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в пунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица. Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.

Согласно ст. 84 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет, снятие с учета организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 Налогового Кодекса РФ. Изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. В случаях изменения места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства. Снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться этим налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.

Согласно п. 3 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц.

Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Закона от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года сведения о снятии с регистрационного учета по месту жительства:  с ДД.ММ.ГГГГ года Середа А.Н. по решению суда, подтвержденные отделом адресно-справочной службы УФМС России по Тверской области, внесены в Единый государственный реестр налогоплательщиков, что подтверждается выпиской из реестра и письменным ответом Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ года(л.д.28-29).

Судом установлено, что в настоящее время Середа А.Н. как лицо, осуществляющее  деятельность, предоставляет в налоговую инспекцию отчетность, указывая в качестве места жительства жилой дом, расположенный по адресу: . Аналогичные сведения содержатся в Сведениях об  по форме А, представленных в налоговый орган Негосударственной некоммерческой организацией «»(л.д.26-27, 22-24) в соответствии с требованиями Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 (с изменениями от 13, 30 декабря 2005 г., 2 апреля, 8 декабря 2008 г.)

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков внесение изменений в сведения об организациях или индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в реестре, а также снятие с учета при изменении места нахождения юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя осуществляются на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи соответствующих государственных реестров.

Обязанность предоставления сведений об  возложена в соответствии с указанными правилами на советы .

До настоящего времени ни Середа А.Н., ни совет  в Межрайонную ИФНС России №12 по Тверской области с соответствующим заявлением о внесении изменений не обращались.

При таких обстоятельствах установленные законом основания для внесения изменений в сведения об адресе места жительства налогоплательщика - адвоката Середа А.Н. у Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области отсутствовали.

Вина налогового органа в том, что Середа А.Н. в своих документах предоставляемых в Межрайонную ИФНС № 12 по Тверской области, указывает в качестве места жительства адрес -  - отсутствует.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Довод заявителя о нарушении ее конституционного права на жилище (ст. 25 Конституции РФ) и права частной собственности (ст. 35 Конституции РФ) в результате незаконного использования ее адреса является неосновательным.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания любым способом проникать в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих там лиц. Под запретом находятся и иные способы получения сведений о том, что происходит в жилище: установка видеокамер, звукозаписывающих устройств. Законодательство четко регламентирует случаи, когда проникновение в жилище допустимо, и круг уполномоченных на то органов. Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц влечет уголовную ответственность по ст. 139 УК.

Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется.

Предусмотренное Конституцией право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими составляет содержание права собственности. Право владения означает право иметь вещь в своем доме или в хозяйстве. Право пользования - право извлекать из имущества полезные свойства, например, проживать в доме или квартире. Право распоряжения включает в себя право собственника совершать в отношении своего имущества любые, не противоречащие закону действия, в том числе сдачу его в аренду, безвозмездное пользование, имущественный наем, продажу, дарение или иное распоряжение имуществом. Конституция устанавливает важные юридические гарантии обеспечения права частной собственности и запрещает любые действия, направленные на незаконное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества.

Доказательств нарушения указанных конституционных прав заявителя со стороны налогового органа не представлено.

Факт использования Середой А. Н. почтового адреса жилого дома, принадлежащего на праве собственности ФИО1, не свидетельствует о нарушении её прав и законных интересов со стороны указанного налогового органа; не возлагает на неё каких-либо законом установленных обязанностей.

Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В ходе рассмотрения дела, доказательств нарушения прав и свобод ФИО1, бездействиями Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области не установлено.

На основании изложенного суд полагает, что законных оснований для удовлетворения заявления ФИО1 не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 193-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании бездействия Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области, выраженного в непринятии мер для внесения изменений в сведения об адресе налогоплательщика Середы А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ , незаконным и обязании Межрайонную ИФНС России № 12 по Тверской области внести изменения в сведения об адресе налогоплательщика Середа А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ  - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд города Твери в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: М.В. Богданова