УИД № 05RS0047-01-2020-003102-75
Дело № 2а-778/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хасавюрт 27 октября 2020 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Азизова С.А., при секретаре судебного заседания Иманалиевой М.А., с участием помощника прокурора Хасавюртовского района Турабова Т.З., административного истца ФИО1, представителей административных ответчиков – председателя УИК № 1575 ФИО2 и председателя Собрания депутатов сельского поселения МО «село Эндирей» Хасавюртовского района ФИО3, а также представителя заинтересованного лица – ТИК Хасавюртовского района ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УИК № 1575 МО «село Эндирей» Хасавюртовского района и Собранию Депутатов сельского поселения МО «село Эндирей» Хасавюртовского района о признании незаконным бездействия Собрания Депутатов сельского поселения МО «село Эндирей» Хасавюртовского района и УИК № 1575 МО «село Эндирей» Хасавюртовского района выразившиеся в не образовании избирательного округа,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением и в обоснование заявленного административного иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ Собрание Депутатов сельского поселения муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района РД приняла решение №, которым внесло изменения в Устав Поселения муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района РД. В частности внесено изменение в статью 12 Муниципальные выборы: «в статье 12 Муниципальные выборы часть 2 изложить в следующей редакции: «2.Выборы депутатов Собрания депутатов сельского поселения проводятся на муниципальных выборах по мажоритарной системе относительного большинства»». Текст в предыдущей редакции выглядел в таком виде - «2. Выборы депутатов Собрания депутатов сельского поселения проводятся на муниципальных выборах по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов». 22 июня 2020 года Собрание Депутатов Сельского Поселения Муниципального образования «Село Эндирей» Хасавюртовского района РД приняло решение о назначении выборов депутатов Собрания Депутатов Сельского Поселения Муниципального образования «Село Эндирей» Хасавюртовского района РД седьмого созыва. В нарушении ст. 18 п.2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представительный орган муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района РД не утвердил новую схему избирательного округа. В нарушении ст.18 п.3. избирательная комиссия муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района РД не утвердила новую схему избирательного округа. По указанным основаниям административный истец ФИО1 просит суд признать незаконным бездействие Собрание Депутатов Сельского Поселения Муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района РД выразившееся в не образовании (определении) избирательного округа и признать незаконным бездействия избирательной комиссии муниципального образования «село Эндирей» Хасавюртовского района РД (УИК 1575) выразившееся в не образовании (определении) избирательного округа.
В судебном заседании административный истец ФИО1 свой иск поддержал, просил удовлетворить его по указанным в нём основаниям и при этом пояснил суду, что в судебные заседание под председательством судьи Магомедова Г.М. ответчики не пришли потому, что не был создан избирательный округ. Они использовали время для того, чтобы придумать все бумаги и нарисовать, всё это подделка. Они были извещены и они не пришли и теперь хотят эти подложные документы представить в суде. О решении Собрания депутатов сельского поселения ему стало известно перед выборами, когда он ознакамливался соблюдён ли закон, всё ли принято. Он проверил все газеты, но объявлений не было, проверил сайт полностью, на сайте ничего не было. Он постоянно ходит в администрацию и на почту, читает все объявления, для которых там имеется маленький уголок, но нигде объявлений не было. Он узнал, что избирательный округ не образован и поэтому подал в суд, что нарушение закона. Ни в газете не было напечатано, ни на сайте. Он увидел, что нарушение закона и обратился в суд. Он обратился в суд ещё до проведения выборов в августе месяце, так как видел нарушение закона.
Представитель административного ответчика - председатель УИК № 1575 ФИО2 в судебное заседание административный иск не признал, представил в суд возражения на исковое заявление ФИО1 и просил суд в удовлетворении заявленных требований оказать по основаниям указанным в возражениях.
Представитель административного ответчика - председатель Собрания депутатов сельского поселения МО «село Эндирей» Хасавюртовского района ФИО3 также в судебном заседание административный иск не признал, представил в суд возражения на исковое заявление ФИО1 и просил суд в удовлетворении заявленных требований оказать по основаниям указанным в возражениях.
Представитель заинтересованного лица – председатель ТИК Хасавюртовского района ФИО4 просил суд отказать в удовлетворении иска по доводам указанным ответчиками в возражениях и пояснил суду, что округ был один, эта вся территория МО «село Эндирей», была утверждена схема округов 15 мандатов. Ему как руководителю ТИК района не поступали жалобы от ФИО1 или жителей села по поводу изменения формирования системы выборов.
Выслушав лиц, участвующих по делу, заключение прокурора полагавшего необходимым отказать в удовлетворении иска и исследовав материалы дела, суд полагает заявленный административный иск подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд, в том числе избирателями (пункты 1, 10).
В силу пунктов 18 и 26 статьи 2 названного Федерального закона избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Приведенной норме соответствует положение пункта 17 и 25 статьи 2 Закона Республики Дагестан от 06 июля 2009года № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан».
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.
Частью 2 той же статьи установлено, что одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.
Частью 3 данной статьи указано, что если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
В то же время, часть 7.1 данной статьи предусмотрено, что в случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.
Судом установлено, что решением Собрания депутатов МО «село Эндирей» Хасавюртовского района от 16.03.2020 г. за № 31 внесены изменения и дополнения в Устав МО СП «село Эндирей» в частности кроме иных изменений и дополнений в ст. 12 «Муниципальные выборы» Устава внесены изменения, и он изложен следующим образом: «2 Выборы депутатов Собрания депутатов сельского поселения проводятся на муниципальных выборах по мажоритарной системе относительного большинства».
Согласно главе III вышеуказанное решения указанное решение вступает в силу со дня его официального обнародования произведенного после его государственной регистрации.
Государственная регистрация указанного решения произведена ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из штампа о регистрации на указанном решении.
Согласно решения Собрания депутатов СП МО «село Эндирей» Хасавюртовского района от ДД.ММ.ГГГГ за №-VI-СД определено, что для проведения выборов депутатов Собрания депутатов СП МО « село Эндирей» Хасавюртовского района применяется единый 15-ти мандатный мажоритарный избирательный округ, утверждена схема избирательного округа согласно приложению. Также, данным решением постановлено обнародовать указанное решение путем вывешивания на доске объявлений внутри здания администрации СП МО «село Эндирей» Хасавюртовского района и направить указанное решение в ИК МО «село Эндирей».
Из справки МО «село Эндирей» Хасавюртовского района от ДД.ММ.ГГГГ за № усматривается, что решение Собрания депутатов СП МО «село Эндирей» от ДД.ММ.ГГГГ за № об образовании избирательного округа и утверждения схемы избирательного округа по выборам депутатов Собрания депутатов МО «село Эндирей» седьмого созыва и схема избирательного округа были обнародованы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ путем вывешивания на доске объявлений внутри здания администрации сельского поселения МО «село Эндирей».
В судебном заседании представитель ответчика – председатель Собрания депутатов МО «село Эндирей» ФИО3 суду пояснил, что в <адрес> не печатается сельская газета в связи с чем, указанное решение было обнародовано путем его вывешивания на доске объявлений в здании администрации села.
Схема округов, утвержденная решением Собрания депутатов СП МО «село Эндирей» Хасавюртовского района от ДД.ММ.ГГГГ за № соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
При установленных выше судом обстоятельствах дела суд приходит к выводу, что административными ответчиками в соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ доказаны доводы о законности своих действий по рассматриваемому предмету спора, а именно по образованию избирательного округа, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к УИК № 1575 МО «село Эндирей» Хасавюртовского района и Собранию Депутатов сельского поселения МО «село Эндирей» Хасавюртовского района о признании незаконным бездействия Собрания Депутатов сельского поселения МО «село Эндирей» Хасавюртовского района и УИК № 1575 МО «село Эндирей» Хасавюртовского района выразившиеся в не образовании избирательного округа отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд.
Мотивированное решение составлено 01 ноября 2020 года.
Председательствующий подпись С.А.Азизов