ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 05479/19 от 30.01.2020 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

дело № 2а-499/2020 (2а-6055/2019)

56RS0042-01-2019-008866-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2020 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,

при секретаре Мустакимовой В.А.,

с участием представителя административных истцом ООО «ТФК», ООО «Аккорд» Валаховой Е.Ю.,

представителя административного ответчика – администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области Абушахминой Т.И.,

помощника прокурора Центрального района г. Оренбурга Поповой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Рекламное агентство «Вега», ООО «ТФК», ООО «Аккорд» к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании недействующим нормативного правового акта

УСТАНОВИЛ:

ООО «Рекламное агентство «Вега», ООО «ТФК», ООО «Аккорд» обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании недействующим нормативного правового акта - Постановления администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 19.09.2019 года № 2009-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район». В обоснование требований указывают, что Постановлением администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 19.09.2019 года № 2009-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район» утверждена новая схема размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район, и признано утратившим силу Постановление администрации МО Оренбургский район от 28.09.2015 года № 12-п «Об утверждении схемы». В соответствии с п.10 Постановления администрации МО Оренбургский район Оренбургской области от 13.04.2017 № 516-п «О рекламных конструкциях на территории муниципального образования Оренбургский район» рассмотрение вопроса о необходимости внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций производится не реже чем раз в 5 лет. В силу данного пункта постановления, ранее действовавшая схема размещения рекламных конструкций в соответствии с указанным постановлением должна была быть пересмотрена не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, оспариваемым Постановлением от 19.09.2019 года № 2009-п нарушены права и законные интересы административных истцов по размещению и эксплуатации рекламных конструкций, которые, в соответствии с Постановлением от 13.04.2017 года № 516-п имеют право до ДД.ММ.ГГГГ размещать рекламу на рекламных конструкциях в соответствии с выданными разрешениями и, соответственно, извлекать из этого выгоду, поскольку новая схема размещения рекламных конструкций не должна была рассматриваться и утверждаться ранее этой даты. Кроме того, как указывают административные истцы, нарушен порядок при согласовании новой схемы размещения с уполномоченным органом – Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее – Минэкономразвития Оренбургской области), который установлен постановлением Правительства Оренбургской области от 21.01.2014 № 24-п «О предварительном согласовании схем размещения рекламных конструкций на территории Оренбургской области и вносимых в них изменений», поскольку отсутствует мотивированное заключение Минэкономразвития Оренбургской области. В связи с этим просят признать недействующим с даты вступления в законную силу решения суда постановление администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 19.09.2019 года № 2009-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район.

В судебное заседание представитель административного истца ООО «Рекламное агентство «Вега» не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие административного истца ООО «Рекламное агентство «Вега».

Представитель административных истцов ООО «ТФК», ООО «Аккорд» Валахова Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала по доводам, изложенным в иске и дополнениям к нему.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области Абушахмина Т.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления возражала, указав, что в соответствии с п. 15.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 5.8 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» полномочия по утверждению схемы размещения рекламных конструкций относятся к полномочиям муниципального образования Оренбургский район. Осуществление полномочий в сфере размещения объектов наружной рекламы на территории МО Оренбургский район возложено на отдел муниципального заказа администрации МО Оренбургский район, который является отраслевым органом администрации и не наделен правами юридического лица. Проект был подготовлен отделом муниципального заказа администрации МО Оренбургский район, согласован с Минэкономразвития Оренбургской области. Постановлением администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 19.09.2019 года № 2009-п схема утверждена, постановление опубликовано в газете «Сельские вести» в рамках действующего законодательства, схема размещения рекламных конструкций размещена на официальном сайте. Таким образом, порядок утверждения и опубликования схемы размещения рекламных конструкций администрацией МО Оренбургский район был соблюден. Кроме того, Законом о рекламе и Постановлением администрации МО Оренбургский район от 13.04.2017 № 516-п установлено, что рассмотрение вопроса о необходимости внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций проводится не реже, чем раз в 5 лет, то есть раз в пять лет обязательно, но вносить изменения чаще не запрещено. Дополнительно указала, что схема размещения рекламных конструкций была согласована с Минэкономразвития Оренбургской области, что подтверждается заключением Минэкономразвития Оренбургской области.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Центрального района г. Оренбурга Поповой Е.А., полагавшей необоснованными требования административных истцов о признании нормативно-правового акта незаконным, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно п.п. 7, 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Как следует из материалов дела, администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области вынесено Постановление от 19.09.2019 года № 2009-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район», и признано утратившим силу постановление администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 28.09.2015 № 12-п «Об утверждении схемы».

Обращаясь с административным исковым заявлением, административными истцами в качестве довода о признании недействующим Постановления администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 19.09.2019 года № 2009-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район» указывается на нарушение администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области пункта 10 Порядка внесения изменений в схему размещений рекламных конструкций.

Порядок внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций утвержден Постановлением администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 13.04.2017 № 516-п «О рекламных конструкциях на территории муниципального образования Оренбургский район».

Согласно вышеназванному порядку, администрация муниципального образования Оренбургский район разрабатывает схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Оренбургской области или муниципальной собственности на территории муниципального образования Оренбургский район, в том числе на опорах освещения, а также изменения и дополнения в схему размещения рекламных конструкций.

Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности, и содержать карты размещения рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций (п.1 Порядка внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций).

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области и утверждаются постановлением администрации муниципального образования Оренбургский район (п. 2 Порядка внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций).

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в них изменения подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов и размещению на официальном сайте администрации МО Оренбургский район в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 3 Порядка внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций).

Решение о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций принимает администрация муниципального образовании Оренбургский район на основании разработанного отделом по развитию потребительского рынка и предпринимательства проектов изменения Схемы размещения рекламных конструкций (п. 4 Порядка внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций).

Рассмотрение вопроса о необходимости внесения изменений в схему производится не реже чем раз в 5 лет (п. 10 Порядка внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций).

Пункт 10 Порядка внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций содержит указание на необходимость внесения изменений минимум один раз в пять лет и не содержит запрета на внесение изменений чаще, чем раз в 5 лет, в связи с чем вынесение Постановления администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 19.09.2019 года № 2009-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район» ранее истечения пятилетнего срока является законным.

Кроме того, административными истцами указывается, что был нарушен порядок согласования новой схемы размещения рекламных конструкций с уполномоченным органом – Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в связи с отсутствием мотивированного заключения.

Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 21.01.2014 № 24-п «О предварительном согласовании схем размещения рекламных конструкций на территории Оренбургской области и вносимых в них изменений».

В целях реализации положений Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и установления процедуры предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений на территории Оренбургской области уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области по предварительному согласованию схем размещения рекламных конструкций на территории Оренбургской области и вносимых в них изменений определено Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.

Согласно п. 4 Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций для предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган на бумажном и электронном носителях следующие документы и материалы:

1) заявление о предварительном согласовании схемы размещения рекламных конструкций с перечнем прилагаемых документов и материалов по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;

2) пояснительную записку, содержащую заключение о соответствии схемы размещения рекламных конструкций документам территориального планирования и обеспечении соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности при размещении наружных конструкций;

3) альбом схемы размещения рекламных конструкций, включающий в себя: титульный лист альбома по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; схему размещения рекламных конструкций, которая наносится на картографические материалы с указанием типов и видов рекламных конструкций в соответствии с предусмотренными для каждого типа и вида конструкций графическими и цветовыми обозначениями, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций;

4) адресную программу установки и эксплуатации рекламных конструкций (перечень адресов установки и эксплуатации рекламных конструкций) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, которая должна быть оформлена в виде таблицы и содержать: адресную характеристику (адрес предполагаемого места установки и эксплуатации рекламной конструкции, указание соответствующей альбому нумерации рекламной конструкции); техническую характеристику (тип и вид рекламной конструкции, размер информационного поля, количество сторон, площадь); имущественную характеристику (форма собственности земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция).

Поступивший в уполномоченный орган проект схемы размещения рекламных конструкций, включая прилагаемые документы и материалы, подлежит обязательной регистрации в день его поступления.

Срок согласования проекта схемы размещения рекламных конструкций составляет 30 рабочих дней, за исключением проекта схемы размещения рекламных конструкций, предусматривающего размещение рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в полосе отвода или придорожной полосе автомобильных дорог федерального значения, срок согласования которого не может превышать 90 рабочих дней с даты поступления в уполномоченный орган.

Уполномоченный орган проводит проверку документов на соответствие требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Порядка, а также в случае необходимости осуществляет выездное обследование для установления соответствия проекта схемы размещения рекламных конструкций, требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка.

Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с даты регистрации проекта схемы направляет копию проекта схемы для рассмотрения в органы исполнительной власти Оренбургской области в сфере: управления и распоряжения имуществом Оренбургской области, в том

числе земельными ресурсами - в отношении размещения рекламных конструкций на земельных участках, зданиях и иных объектах недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности Оренбургской области; дорожного хозяйства - в отношении размещения рекламных конструкций в полосе отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог федерального и регионального значения; сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия - в отношении размещения рекламных конструкций на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

Заинтересованные органы исполнительной власти Оренбургской области рассматривают проект схемы размещения рекламных конструкций, готовят заключения по вопросам своей компетенции и направляют их со справкой согласования, составленной по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку, в уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления проекта схемы размещения рекламных конструкций на рассмотрение, за исключением проекта схемы размещения рекламных конструкций, предусматривающего размещение рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в полосе отвода или придорожной полосе автомобильных дорог федерального значения, срок согласования которого не может превышать 75 рабочих дней.

Уполномоченный орган, учитывая заключения заинтересованных органов исполнительной власти, осуществляет подготовку мотивированного заключения о согласовании или об отказе в согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций.

Заключение о предварительном согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций или об отказе в предварительном согласовании, с указанием причины отказа, оформляется в виде письма уполномоченного органа, подписываемого руководителем уполномоченного органа или уполномоченным им лицом, и направляется в орган местного самоуправления.

Администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области в целях согласования схем размещения рекламных конструкций в Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области были направлены ДД.ММ.ГГГГ за заявление о предварительном согласовании схемы размещения рекламных конструкций с приложением пояснительной записки, альбома схемы размещения рекламных конструкций и адресной программы установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в установленный законом срок ДД.ММ.ГГГГ за в адрес главы Оренбургского района Оренбургской области направлено заключение о согласовании изменений в схему размещения рекламных конструкций, оформленное в соответствии с пунктом 10 Порядка предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций в виде письма.

Из данного письма следует, что Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области направляет уже согласованные изменения в схему размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район, в связи с чем Постановлением администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 19.09.2019 № 2009-п схема размещения рекламных конструкции утверждена и опубликована в установленном порядке 21.09.2019 года в общественно-политической газете «Сельские вести» и на официальном сайте.

Кроме того, в материалы дела представлено письмо прокурора Оренбургского района Оренбургской области Курамшина В.З. от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении в целях проверки действующего законодательства проекта постановления администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район», из которого следует, что проект схемы размещения рекламных конструкций соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», подготовлен в пределах компетенции администрации МО Оренбургский район, содержит указание на контроль исполнения постановления, а также порядок вступления в силу и опубликования.

Доводы представителя административных истцов об отсутствии мотивированного заключения Минэкономразвития Оренбургской области о согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций, являются необоснованными в силу следующего.

Согласно п. 10 Порядка предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на территории Оренбургской области и вносимых в них изменений с уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области по предварительному согласованию схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 21.01.2014 года № 24-п, заключение о предварительном согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций оформляется в виде письма уполномоченного органа, подписываемого руководителем уполномоченного органа или уполномоченным им лицом, и направляется в орган местного самоуправления.

Иная форма заключения о согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций, а также требования к содержанию заключения, вышеуказанным либо каким-либо иным нормативно-правовым актом не предусмотрены.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Постановление администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 19.09.2019 года № 2009-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район» издано в пределах компетенции администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, положений, противоречащих требованиям действующего законодательства не содержит, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО «Рекламное агентство «Вега», ООО «ТФК», ООО «Аккорд» к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании недействующим нормативного правового акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ООО «Рекламное агентство «Вега», ООО «ТФК», ООО «Аккорд» к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании недействующим нормативного правового акта - Постановления администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 19.09.2019 года № 2009-п «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории МО Оренбургский район» - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 7 февраля 2020 года.

Судья Р.Т. Чувашаева