ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 05519/19 от 01.06.2020 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 2-569/2020

Решение

Именем Российской Федерации

01 июня 2020 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи Лабузовой Е.В.,

при секретаре Донских М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузулукского межрайонного прокурора к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области об обязании совершить действия,

установил:

Бузулукский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что Бузулукской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки исполнения законодательства при создании, использовании и содержании объектов гражданской обороны» проведена проверка в указанной сфере правоотношений. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-Ф3 "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как следует из требований ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28Ф3 "О гражданской обороне органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с п. 3 Постановлений Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации» федеральные органы исполнителе власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления и организации в целях решения заде области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты граждане обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицине и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по граждане обороне.

Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации 26.11.2007 №804 определено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защите являются:

- строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

- приспособление в мирное время и при приведении гражданской обор в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

- подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

- обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объем гражданской обороны.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемые в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного химического оружия и обычные средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах. Противорадиационные укрытия создаются для населения и работни организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учрежден здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенные в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнение за пределами зоны возможных сильные разрушений (пункт 3).

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за с приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий

и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12).

Согласно пункту 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений), статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации. Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской

обороны.

В соответствии с п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительстве Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309,к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия специализированные складские помещения для хранения имуществ гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В силу пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации с 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" федеральные органы государственной власти по согласованию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Как следует из пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Бузулукской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста ОНД и ПР по г. Бузулуку и Бузулукскому, Грачёвскому и Курманаевскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области проверены защитные сооружения гражданской обороны на предмет поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению.

Так, в результате проведенной проверки в Административно хозяйственном центре Южно-Уральской ж/д филиал ОАО «РЖД» убежище инв. , расположенное по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения:

Отсутствуют документы, подтверждающие, определяющие потребность в объектах гражданской обороны (пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ; пункт 10 положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункты 2, 3 - 6, 10 - 12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительств Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок создание убежищ и иных объектов гражданской обороны); пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образования) и организациях);

Объект не поддерживается в состоянии постоянной готовности использованию объекта гражданской обороны (пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 28-Ф3; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункты 2, 3 - 6, 10 - 12 Порядка создания убежищ и иных объекта гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок создания убежим и иных объектов гражданской обороны); пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях организациях пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункты 2, 3 - 6, 10 - 12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях);

В защитном сооружении гражданской обороны - убежище инв. , расположенном на территории не обеспечена сохранность:

- защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных элементов: входов, аварийных выходов из убежища (на входе в убежище защитно геометрическая дверь не закрывается, имеются следы коррозии на элементах конструкций дверей, ставней);

- нарушена герметизация и гидроизоляция убежища (п.3, п.10 постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; п. 1.7, п. 1.8, п. 3.2.1, п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарег. в Минюсте РФ №4317); п. 2, п. 3, п. 5, п. 6, п. 9 приказа МЧС РФ от 21.07.2005 №575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.09.2005 N 7032);

Инженерно - техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны - убежища инв. , расположенного на территории содержится в неисправном состоянии, демонтирована вентиляционное оборудование (электровентиляторы ЭРВ-49, фильтры ПФП-1000, ФПУ-200), в сан. узлах демонтированы раковины и унитаз, системы вентиляции и водоснабжения убежища находятся в неисправном состоянии. (п.3, п.10 постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; п. 1.7, п. 1.8, п. 3.2.1, п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 (зарег. в Минюсте РФ №4317); п. 2, п. 3, п. 5, п. 6, п. 9 приказа МЧС РФ от 21.07.2005 №575 "О6 утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 7032);

Не осуществляется техническое обслуживание и ремонт защитного сооружения гражданской обороны - убежища инв. , расположенного на территории (п. 10, п. 13 постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; п. 5.1.1 - п. 5.2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарег. в Минюсте РФ №4317); п. 5, п. 6, п. 9 приказа МЧС РФ от 21.07.2005 № 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.09.2005 N 7032);

Отсутствует журнал учета защитных сооружений гражданской обороны (пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованияхи организациях; пункт 2.1, приложение N 5 к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

Отсутствуют паспорта защитных сооружений гражданской обороны, поэтажный план, основные технические характеристики защитного сооружения гражданской обороны, перечень оборудования систем жизнеобеспечения (пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 28-Ф3; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пункт 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

Организацией не соблюдаются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны помещений в мирное время (пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пункты 3.5.1 - 3.5.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

Отсутствуют документы (планы, журналы, списки, инструкции) в соответствии с Ф3 (пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ; пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; пункт 16.4, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях пункт 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

Организацией не обеспечиваются условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время (пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ; пункт 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; пункты 2 15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 N 575).

Согласно Паспорту убежища , выданному Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Бузулука и Бузулукского района, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, представляет собой отдельно стоящее заглубленное сооружение вспомогательного назначения - убежище (противорадиационное укрытие) III класса, вместимостью 100 человек, общей площадью 530 кв.м. дата приемки в эксплуатацию - 28.12.1989. организацией, эксплуатирующей убежище в период составления паспорта убежища, выступало ГУЗ «Узловая больница ст. Бузулук» ФГУП «ЮУЖД МПС РФ». В настоящее время на основании Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником убежища инв. , расположенное по адресу: <адрес>, является Российская Федерация.

Просит суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие , расположенное по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, путем: подготовки документов, подтверждающих потребность в объектах гражданской обороны; поддержания объекта в состоянии постоянной готовности к использованию объекта гражданской обороны; обеспечения сохранности защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных элементов: входов, аварийных выходов из убежища (на входе в убежище защитно – герметическая дверь не закрывается, имеются следы коррозии на элементах конструкций дверей, ставней); восстановления герметизации и гидроизоляции убежища; привидение инженерно - технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправное состояние; обеспечения технического обслуживания и ремонта защитного сооружения гражданской обороны; оформления журнала учета защитных сооружений гражданской обороны; оформления паспорта защитных сооружений гражданской обороны, поэтажного плана, основных технических характеристик защитного сооружения гражданской обороны, перечня оборудования систем жизнеобеспечения; соблюдения противопожарных требований при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны помещений в мирное время; оформления документов (планы, журналы, списки, инструкции); обеспечения условий для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время.

Представители истца, третьих лиц ГАУ «ОПБ № 4», ГУЗ «Поликлиника «РЖД-медицина, ГБУЗ «ОПД», администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса, в порядке ст.167 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Оренбурга Пивоварова О.К. заявленные требования поддержала.

В судебном заседании представитель ответчика ТУ Росимущества в Оренбургской области – Байкарова С.А., действующая на основании доверенности, возражала по заявленным требованиям.

Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в лице Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» - Антонова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что бремя содержания имущества несет собственник, ОАО «РЖД» никогда не владело спорным помещением, в связи с чем полагала возможным удовлетворить требования прокурора.

В судебном заседании представитель третьего лица правительства Оренбургской области - Томина О.А., действующая на основании доверенности, разрешение требований прокурора оставила на усмотрение суда.

Представитель Министерства здравоохранения Оренбургской области – Феоктистова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что их интересы не затрагиваются, разрешение спора оставила на усмотрение суда.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пункт 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, предусматривает, что при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по адресу: <адрес> расположено убежище инв. .

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, расположенное по данному адресу нежилое здание является собственностью Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что Бузулукской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства при создании, использовании и содержании объектов гражданской обороны, входе которой выявлены нарушения действующего законодательства, а именно, в ходе визуального осмотра убежища инв. установлено, что отсутствуют документы, подтверждающие, определяющие потребность в объектах гражданской обороны; объект не поддерживается в состоянии постоянной готовности использованию объекта гражданской обороны; в защитном сооружении гражданской обороны не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных элементов: входов, аварийных выходов из убежища (на входе в убежище защитно геометрическая дверь не закрывается, имеются следы коррозии на элементах конструкций дверей, ставней), нарушена герметизация и гидроизоляция убежища, инженерно - техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны содержится в неисправном состоянии, демонтирована вентиляционное оборудование (электровентиляторы ЭРВ-49, фильтры ПФП-1000, ФПУ-200), в сан. узлах демонтированы раковины и унитаз, системы вентиляции и водоснабжения убежища находятся в неисправном состоянии; не осуществляется техническое обслуживание и ремонт защитного сооружения гражданской обороны; отсутствует журнал учета защитных сооружений гражданской обороны; отсутствуют паспорта защитных сооружений гражданской обороны, поэтажный план, основные технические характеристики защитного сооружения гражданской обороны, перечень оборудования систем жизнеобеспечения; организацией не соблюдаются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны помещений в мирное; отсутствуют документы (планы, журналы, списки, инструкции); организацией не обеспечиваются условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время.

В соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" запрещена приватизация защищенных объектов органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны (кроме объектов и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника), материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения (п. 2.1.37).

Согласно п. 2 раздела 3 (объекты оборонного производства) приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

В силу п. 1 приложения 3 к Постановлению № 3020-1 такие объекты государственной собственности как жилой и нежилой фонд, находящийся в ведении соответствующих Советов народных депутатов, отнесены к муниципальной собственности, собственности Москвы и Санкт-Петербурга.

Исходя из п. 3 Постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 прямо не указаны.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие п.2 раздела 3 (объекты оборонного производства) приложения 1 к Постановлению № 3020-1.

Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к Постановлению № 3020-1. Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к Постановлению № 3020-1 не упомянуты.

Таким образом, защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании п.3 Постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской грации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.п. 1 и 5.1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующее полномочие – осуществление в порядке и пределах определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.

Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.

Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно п. 2 которого, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 г. N 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) в мирное время.

Согласно п. 2 указанного Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).

Согласно пунктам 1.4, 3.4.4 Правил N 583 для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны. Для поддержания защитных сооружений гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых, создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости.

При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны.

Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).

Требования к содержанию защитных сооружений гражданской обороны установлены СНиП II-11-77 "Защитные сооружения гражданской обороны", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 13 октября 1977 года №158.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что спорное защитное сооружение гражданской обороны – убежище инв. , расположенное по адресу: <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается соответствующим актом проверки.

При этом достоверных и допустимых доказательств, опровергающих выводы комиссии, ответчиком не представлено.

Поскольку убежище, расположенное по адресу: <адрес>, своего статуса, как защитное сооружение гражданской обороны, не утратило, и в настоящее время требуются работы по приведению его в надлежащее состояние, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиком требований законодательства о надлежащем содержании данных защитных сооружений нарушает права неопределенного круга лиц на возможность укрытия в них граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.

Результаты проведенной проверки в установленном законом порядке ответчиками оспорены не были.

За ненадлежащее содержание объекта отвечает Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.

Доводы ответчиков о том, что акт обследования убежища составлен без привлечения специалистов, а, следовательно, не может быть признан надлежащим доказательством по делу, суд признает несостоятельными, поскольку сведений о том, что заявленный в исковом заявлении объект ГО соответствует предъявляемым к нему нормам в процессе рассмотрения дела не представлено.

на основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации - удовлетворить частично.

Возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие , расположенное по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, путем: подготовки документов, подтверждающих потребность в объектах гражданской обороны; поддержания объекта в состоянии постоянной готовности к использованию объекта гражданской обороны; обеспечения сохранности защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных элементов: входов, аварийных выходов из убежища; восстановления герметизации и гидроизоляции убежища; привидения инженерно - технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправное состояние; обеспечения технического обслуживания и ремонта защитного сооружения гражданской обороны; оформления журнала учета защитных сооружений гражданской обороны; оформления паспорта защитных сооружений гражданской обороны, поэтажного плана, основных технических характеристик защитного сооружения гражданской обороны, перечня оборудования систем жизнеобеспечения; соблюдения противопожарных требований при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны помещений в мирное время; оформления документов (планы, журналы, списки, инструкции); обеспечения условий для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Оренбургского областного суда через Центральный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 08 июня 2020 года

Судья Е.В. Лабузова