ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 0571/2022 от 27.05.2022 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 2-1224/2022

56RS0042-01-2022-001205-35

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 27 мая 2022 года

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе

председательствующего судьи Ю.В.Дмитриевой,

при секретаре М.В.Андреевой,

с участием представителя истца прокурора Абрамёнок Екатерины Александровны,

представителя третьего лица ГАУЗ «ООКБ» Сичевской Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оренбургской области в интересах Сороченко П.С. к Министерству здравоохранения Оренбургской области об обязании обеспечения лекарственным препаратом,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оренбургской области обратился в суд в интересах Сороченко П.С. с указанным иском, указав, что прокуратурой области на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ по обращению Сороченко А.А. в интересах Сороченко П.С. проведена проверка исполнения законодательства об основах здоровья граждан Министерством здравоохранения Оренбургской области. Проверкой установлено, что Сороченко П.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения страдает орфанным заболеванием <данные изъяты> получала назначенный ей лекарственный препарат «нусинерсен» (спинраза») за счет средств Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра» до достижения совершеннолетия согласно назначенной схеме лечения (последняя дата введения препарата - ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время Сороченко П.С. не обеспечена необходимым лекарственным препаратом. Считает, что Сороченко П.С. в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» подлежит обеспечению лекарственным препаратом нусинерсен (спинраза) на бесплатной основе в необходимых объемах. Отказ в обеспечении Сороченко П.С. как гражданина, страдающего редким (орфанным) заболеванием, за счет соответствующих бюджетных средств лекарственным препаратом «Нусинерсен» (спинраза) фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В целях досудебного урегулирования спора прокуратурой области ДД.ММ.ГГГГ в адрес министерства здравоохранения Оренбургской области внесено представление об устранении нарушений, однако, до настоящего времени Сороченко П.С. необходимым лекарственным препаратом не обеспечена.

Просит возложить обязанность на Министерство здравоохранения Оренбургской области по обеспечению Сороченко П.С. лекарственным препаратом «нусинерсен» (спинраза) в количестве необходимом в соответствии с назначенной схемой лечения со дня вступления в силу решения суда.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство финансов Оренбургской области.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ГАУЗ «Оренбургская районная больница», которая в настоящее время оказывает медицинскую помощь Сороченко П.С. в рамках обязательного медицинского страхования.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ГАУЗ «ООКБ» и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области.

Представитель истца прокурор отдела прокуратуры Оренбургской области Е.А.Арбамёнок в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Истец Сороченко П.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав, что доказанной эффективности применения и оснований для продолжения лечения препаратом Сороченко П.С. «Спинраза» (Нусинерсен) не имеется.

Представитель третьего лица ГАУЗ «Оренбургская районная больница» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв на исковое заявление указав, что Сороченко П.С. прикреплена к их медицинскому учреждению ДД.ММ.ГГГГ, состоит на диспансерном учете у врача- невролога. ДД.ММ.ГГГГ осмотрена консилиумом врачей. Консилиум принял решение о целесообразности продолжения нусинерсеном в соответствии с инструкцией к препарату: с 5-й инъекции дозу 12 мг следует вводить 1 раз в 4 месяца интраректально посредством люмбальной пункции. С учетом того, что нусинерсен применяется постоянно и длительно, необходимость в продолжении терапии определяется после каждого введения консилиумом на основании клинического состояния пациента. Осуществление процедуры люмбальной пункции препарата нусинерсен в условиях стационара ГАУЗ «Оренбургская РБ» невозможно.

Представитель третьего лица ГАУЗ «ООКБ» Сичевская Н.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании указала, что в случае необходимости и обеспечения лекарственным препаратом он будет введен при наличии соответствующего финансирования.

Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дате, времен и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия.

Представитель третьего лица Министерства финансов Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.

Выслушав позицию лиц, участвующих в деле, огласив в порядке ст. 180 ГПК РФ показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН).

Организация объединенных наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (далее- Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года), государства- участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства- участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства- участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства- участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства- участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности, обеспечения представления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико- санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства- участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года, далее Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети- инвалиды должны в полном объёме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне другими детьми, и напоминая в этой связи об обстоятельствах, взятых на себя государствами- участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «r» преамбулы), согласилась о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми- инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей- инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка 9 Пункты 1,2 статьи 7 данной конвенции).

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции РФ).

Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий ч. 2 ст.4 ФЗ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством РФ, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей- инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно- курортное лечение детей (ст.10 ФЗ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»)

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика РФ как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка- инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Согласно ст. 4. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в РФ основывается на ряде принципов, в числе которых- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч.1 и 1 статьи 7 ФЗ «Об Основах охраны здоровья граждан в РФ»).

Согласно частям 1 - 4 статьи 44 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет".

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 настоящей статьи, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

В соответствии с частью 5 статьи 37 и частью 1 статьи 48 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

Судом установлено и подтверждено, что Сороченко П.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом первой группы бессрочно с 2021 года, страдает заболеванием <данные изъяты>

Как следует из выписки из истории болезни ГАУЗ «ОДКБ» от ДД.ММ.ГГГГСороченко П.С. 03.05.22021, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в условиях хирургического отделения ЦДХ был интратекально, под контролем КТ, введен препарат Нусинерсен, осложнений после ведения не отмечалось. Оценить эффективность терапии у данной категории пациентов возможно только после одного года лечения. Препарат закупался за счет бюджета Оренбургской области, так и за счет фонда «Круг добра». Выписана под наблюдением невролога по месту жительства. Побочных проявлений от введения препарата не выявлено. Рекомендовано повторное введение препарата Нусинерсен.

Выпиской из истории болезни Сороченко П.С. ГАУЗ «ОДКБ» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что выраженной динамики заболевания в положительную либо отрицательную сторону нет.

Из протокола консилиума врачей ГАУЗ «Оренбургская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после введения препарата Нусинерсен осложнений после введения не отмечалось, переносимость была хорошая, наблюдалась положительная динамика в виде увеличения объёма движений верхних конечностей вынесено заключение согласно которого, учитывая характер основного заболевания, отсутствие противопоказаний к таргетной терапии, техническую возможность проведения терапии нусинерсеном, согласие пациента на данное лечение, хорошую переносимость предыдущих курсов лечения нусинерсеном, положительную динамику в виде увеличения объема движений верхних конечностей после 4-х кратного интертекального введения данного препарата, отсутствие противопоказаний к дальнейшему продолжению данной терапии консилиум врачей принял решение о целесообразности продолжения лечения нусинерсеном в соответствии с инструкцией к препарату: с 5-й инъекции дозу 12 мг следует вводить 1 раз в 4 месяца интратекально посредством люмбальной пункции. С учетом того, что нусинерсен применяется постоянно и длительно, необходимость в продолжении терапии определяется после каждого введения консилиумом на основании клинического состояния пациента. Учитывая, что процедура люмбальной пункции сопровождается риском возникновения нежелательных реакций, имеет технические сложности у пациента со сколиозом и оперированным позвоночником по решению врача- нейрохирурга могут быть использованы ультразвуковая или иные визуализационные техники для облегчения интратекального введения. При наличии клинических показаний, рекомендовано выполнять лабораторный тест для определения количества тромбоцитов и показателей свертываемости крови перед введением нусинерсена.

Так, протоколом заседания врачебной комиссии ГАУЗ «ОРБ» от ДД.ММ.ГГГГ вынесено заключение согласно которого, учитывая характер основного заболевания, отсутствие противопоказаний к таргетной терапии, техническую возможность проведения терапии нусинерсеном, согласие пациента на данное лечение, хорошую переносимость предыдущих курсов лечения нусинерсеном, положительную динамику в виде увеличения объема движений верхних конечностей после 4-х кратного интратекального введения данного препарата, отсутствие противопоказаний к дальнейшему продолжению данной терапии консилиум врачей принял решение о целесообразности продолжения лечения нусинерсеном в соответствии с инструкцией к препарату: с5-й инъекции дозу 12 мг следует вводить 1 раз в 4 месяца инттратекально посредством люмбальной пункции. С учетом того, что нусинерсен применяется постоянно и длительно, необходимость в продолжении терапии определяется после каждого введения консилиумом на основании клинического состояния пациента.

Как следует из ответа Министерства здравоохранения Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.04.2021 №454 «О порядке приобретения лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации для конкретного ребенка с тяжелыми жизнеугрожющими и хроническим заболеванием, в том числе для детей со спинальной мышечной атрофией. Согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ лекарственной препарат нусинерсен закупался и поставлялся в ГАУЗ «Областная детская клиническая больница», медицинскими работниками которого обеспечивалось его медицинское применение Сороченко П.С.- выраженная положительная или отрицательная динамика не выявлена. По достижению совершеннолетия пациента осуществление таких медицинских вмешательств за счет средств, предусмотренных распоряжениями правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р и от ДД.ММ.ГГГГ-р, стало невозможно. В настоящее время Минздравом Оренбургской области рассматривается вопрос о продолжении соответствующей лекарственной терапии Сороченко П.С.

Таким образом, Сороченко П.С. жизненно необходимым лекарственным препаратом, назначенным ей заключением врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, не обеспечена.

Ранее в судебном заседании с участием сторон в качестве свидетеля допрошена Сороченко А.А., показания которой были оглашены в порядке ст. 180 ГПК РФ, которая пояснила, что является матерью Сороченко П.С., в ноябре 2020 года было проведено обследование ее дочери, подтвержден диагноз: <данные изъяты>, заключением комиссии назначен препарат «Спинраза», было приобретено 5 уколов, которые вводились в условиях стационара в спинной мозг. После третьего введения препарата наметилась положительная динамика, повысился тонус мышц, улучшилось дыхание, улучшился бронхит, дочь стала самостоятельно переворачиваться, были явно заметны улучшения. В декабре 2021 года комиссией врачей принято решение о продолжении лечения препаратом «Спинраза». Без применения препарата состояние дочери ухудшается, с января 2022 года она слабеет, снова не может самостоятельно сидеть, ухудшается дыхание.

В соответствии с ч.2, 3 ст.44 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ перечень редких заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается, и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет».

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в ч.2 настоящей статьи, утверждается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 №403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан ил его инвалидности и в это перечень включено 24 заболевания, в то время как на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ их более двухсот.

В силу ст.4 ФЗ от 21.11.2011 №323 –ФЗ основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, в связи с этим не включение на дату рассмотрения дела Правительством РФ в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности орфанного заболевания «спинальная мышечная атрофия» при наличии такого заболевания в Перечне сформированном Министерством здравоохранения РФ и размещенном на его официальном сайте в сети «Интернет» не должно ставить под угрозу жизнь и здоровье Сороченко П.С.

В соответствии со Стандартными Правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20.12.1993 года генеральной Ассамблеей ООН, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут потребоваться для поддержания или повышения уровня жизнедеятельности.

Как следует из статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 года 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

При этом Федеральный закон от 21.11.2011 года 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, что также отражено в письме Минздрава России от 08.07.2013 г. N 21-6/10/2-4878, в котором обращено внимание на недопустимость отказов гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Отсутствие лечения необходимыми препаратами приводит к жизнеугрожающим последствиям и является нарушением международных норм и конституционных прав больного на получение лекарств, необходимых для поддержания жизни и здоровья.

В силу пунктов 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденными указанным Постановлением, инвалидам все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2008 года Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий" органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов (статья 4.1).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 года 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В силу части 9 статьи 83 названного федерального закона обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.

Суд, принимая во внимание также положения ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", приходит к выводу о том, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Оренбургской области, утвержденным Указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 N 184-ук, Министерство здравоохранения Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Данным положением предусмотрено, что Министерство здравоохранения Оренбургской области осуществляет разработку и реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Оренбургской области бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования. Вопреки позиции Министерства здравоохранения Оренбургской области самостоятельно реализует свои бюджетные полномочия.

Принимая во внимание вышеизложенное, установив, что ответчик надлежащим образом не организовал обеспечение Сороченко П.С., страдающей редким (орфанным) заболеванием, приводящим к сокращению продолжительности жизни, необходимым лекарственным препаратом, рекомендованным ей по жизненным показаниям решением врачебной комиссии, препарат доказал свою эффективность применения у истца Сороченко П.С., суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании ответчика организовать обеспечение Сороченко П.С. необходимым лекарственными препаратом «Спинраза (Нусинерсен)».

Принимая во внимание, что для закупки лекарственного препарата «Спинраза (Нусинерсен)» в соответствии с установленной законом процедурой необходимо время, то есть отсутствует объективная возможность его скорейшего исполнения, суд приходит к выводу, что немедленное исполнение решение суда в данном случае невозможно.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Оренбургской области в интересах Сороченко П.С. к Министерству здравоохранения Оренбургской области об обязании обеспечения лекарственным препаратом удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Оренбургской области организовать бесплатное обеспечение Сороченко П.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств бюджета Оренбургской области лекарственным препаратом «Спинраза (Нусинерсен)» регулярно и в полном соответствии с назначением протокола консилиума врачей ГАУЗ «Оренбургская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ по медицинским (жизненным) показаниям, до отмены препарата.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Ю.В. Дмитриева

Решение в окончательной форме принято 3 июня 2022 года.