ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 061/04/7.30-77 от 25.07.2022 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 12-148/2022

Р Е Ш Е Н И Е

25 июля 2022 г. г. Элиста

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Савельева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Калмыкия» Басанова Сергея Владимировича на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России Частникова В.Л. № 061/04/7.30-773/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 5 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Калмыкия» Басанова Сергея Владимировича,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России Частникова В.Л. № 061/04/7.30-773/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 5 мая 2022 года начальник ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Калмыкия» Басанов Сергей Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному штрафу в размере 15 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Басанов С.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит суд отменить оспариваемое постановление производство по делу прекратить в связи с малозначительностью, со ссылкой на то, что совершенное правонарушение дополнительного расходования бюджетных средств не повлекло, существенные права общества и государства не нарушены.

В судебном заседании заявитель Басанов С.В. поддержал доводы жалобы, просил отменить оспариваемое постановление, прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в судебное заседание не явился, направили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в удовлетворении требований, изложенных в жалобе Басанова С.В., просили отказать.

Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, материалы административного дела №061/04/7.30-773/2022 в отношении начальника ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Калмыкия» Басанова С.В., суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.

Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России Частникова В.Л. № 061/04/7.30-773/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении вынесено 5 мая 2022 года, копия постановления получена ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Калмыкия» 18 мая 2022 г.

Срок до подачи жалобы истекал 28 мая 2022 г. Жалоба направлена по почте 27 мая 2022 г. в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону, поступила в суд 31.05.2022 г.

Определением от 02.06.2022 г. жалоба передана по подведомственности в Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Таким образом, срок для подачи жалобы заявителем не пропущен.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-1.3 и 1.7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержаться: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.

В силу пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как следует из материалов дела, административного дела, 28 февраля 2022 г. ООО «Полигон» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (Ростовское УФАС России) с жалобой на неправомерные действия заказчика в части уклонения заказчика от дачи разъяснений в регламентированные сроки, согласно норм Закона 44-ФЗ, на право заключения Государственного контракта по объекту: «Поставка (приобретение) кормов для служебных собак МВД по Республике Калмыкия в рамках государственного оборонного заказа», № 0805100000122000001, жалоба получена 01.03.2022 г. По результатам проведенной внеплановой проверки в действиях заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 42 требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

Из данного положения следует что, подавая заявку, участник соглашается с условиями извещения.

Данной проверкой установлено, что 17 февраля 2022 года ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Калмыкия» на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0805100000122000001 «Поставка (приобретение) кормов для служебных собак Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия в рамках государственного оборонного заказа» (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 170 244,00 рублей.

В соответствии с ч.5 ст.42 Закона любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Согласно материалам дела, срок окончания подачи заявок на участие в Закупке - 28.02.2022 09:00 (время московское).

Таким образом, срок для направления запросов о даче разъяснений положений извещения к Закупке - до 25.02.2022 года.

(т.е. в установленный срок) ООО «ПОЛИГОН» направлен запрос о даче разъяснений положений извещения к Закупке.

Регламентированный срок дачи разъяснений на поступивший запрос и размещение таких разъяснений в ЕИС - до 26.02.2022 года.

Вместе с тем, Заказчиком в нарушение ч.5 ст.42 Закона разъяснения на поступивший запрос не размещены в ЕИС.

Согласно части 1 статьи 107 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России Частникова В.Л. № 061/04/7.30-773/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 5 мая 2022 года должностное лицо Басанов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом – заместителем руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в нем подробно изложено существо правонарушения, приведены нормы закона, нарушение которых вменяется юридическому лицу, содержится подпись должностного лица административного органа, вынесшего его, для сведения копия вручена представителю лица, привлекаемому к административной ответственности.

Процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности Басанова С.В. судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд признает выводы должностного лица административного органа о наличии в действиях бюджетного учреждения, состава вмененного правонарушения, предусмотренного частью ч.1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, обоснованными, а оспариваемое постановление законным.

Однако, с учетом всех обстоятельств данного дела, полагаю возможным признать совершенное начальником ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Калмыкия» Басановым С.В. правонарушение малозначительным по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" № 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из конституционного принципа (ст. 1, ч.2 ст.6, ч.1 ст.17, ст.ст. 18, 19 и ч.1 ст.50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.

При рассмотрении доводов жалобы суд учитывает, что 24 февраля 2022 года в 16:59 на электронную площадку ЗАО «Сбербанк-АСТ» поступил запрос о разъяснении положений извещения о проведении лектронного аукциона на поставку (приобретение) кормов для служебных собак Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия в рамках государственного оборонного заказа (номер закупки № 0805100000122000001).

В соответствии с ч. 5 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос.

Согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации начало срока, определенного периодом времени начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

26 февраля 2022 года – суббота, выходной день, в связи с чем, последний срок для размещения разъяснений заказчиком должен был перенесен на 28 февраля 2022 года, кроме того, электронная площадка ЗАО «Сбербанк-АСТ» установила регламентированный срок предоставления разъяснений 26 февраля 2022 года (согласно скришоту страницы сайта).

28 февраля 2022 года, при входе в личный кабинет Заказчика, у заявителя уже не было функциональной возможности для прикрепления файла с разъяснениями, кроме того срок для подачи заявок истекал в 09.00 час. 28.02.2022 г.

По окончании срока подачи заявок до 09.00 час. 28.02.2022 г. подано три заявки от участников закупки с идентификационным номерами заявки, присвоенные оператором «84», «151» и «217».

2 марта 2022 года с использованием электронной площадки АО «Сбербанк- АСТ» Заказчиком сформирован протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0805100000122000001. Победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки, присвоенным оператором № 84 (Общество с ограниченной ответственностью «Полигон»), заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 3 011 731 (Три миллиона одиннадцать тысяч семьсот тридцать один) руб. 80 коп.

4 марта 2022 года, руководствуясь ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 44- ФЗ Заказчиком в адрес ООО «Полигон» был направлен проект государственного контракта.

10 марта 2022 года ООО «Полигон» сформирован протокол разногласий.

14 марта 2022 года Заказчиком частично учтены замечания победителя и повторно направлен проект контракта на подписание.

16 марта 2022 года между Заказчиком и ООО «Полигон» заключен государственный контракт на поставку (приобретение) кормов для служебных собак Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия в рамках государственного оборонного заказа. Цена Контракта составила 3 011 731 (Три миллиона одиннадцать тысяч семьсот тридцать один) руб. 80 коп.

Таким образом, совершенное правонарушение дополнительного расходования бюджетных средств и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений не повлекло, существенные права ООО «Полигон» и государства не нарушены.

Должностное лицо в жалобе не оспаривает доказанность вмененного административного правонарушения.

Указанные основания с учетом всех обстоятельств данного дела соотносятся с требованиями ст.2.9 КоАП РФ и свидетельствуют о малозначительности совершенного начальником ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Калмыкия» Басановым С.В.

В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

В связи с изложенным, суд считает, что имеются основания для удовлетворения жалобы Басанова С.В. об отмене постановления заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России Частникова В.Л. № 061/04/7.30-773/2022 о назначении административного наказания от 5 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращении производства по данному делу за малозначительностью совершенного правонарушения с вынесением устного замечания.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

жалобу начальника ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Калмыкия» Басанова Сергея Владимировича удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России Частникова В.Л. № 061/04/7.30-773/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 5 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Калмыкия» Басанова Сергея Владимировича – отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ, за малозначительностью совершенного правонарушения.

Объявить устное замечание начальнику ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Калмыкия» Басанову Сергею Владимировичу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья: Е.В. Савельева