Гражданское дело №2-1194/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2018 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Гончаровой Е.Г.,
при секретаре Умарбаевой Р.Ж.
с участием помощника прокурора Центрального района Обуховой Ю.С., действующей на основании удостоверения,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Оренбурга действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Оренбургский пригородный автовокзал» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику в котором указал, что прокуратурой Центрального района г.Оренбурга проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав инвалидов в деятельности ООО «Оренбургский пригородный автовокзал». В ходе проверки установлено, что ООО «Оренбургский пригородный автовокзал» ненадлежащим образом исполняет требования федерального законодательства о защите прав инвалидов. В своей деятельности ООО «Оренбургский пригородный автовокзал» для размещения автовокзала использует помещение на <данные изъяты> этаже общей площадью 86 кв.м в здании расположенном по адресу: <адрес>, по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно правоустанавливающим документам, собственником помещения и земельного участка является ИП ФИО1 В соответствии с п. <данные изъяты>. договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан содержать и эксплуатировать вышеуказанное помещение согласно установленным техническим правилам, правилам санитарной и противопожарной безопасности. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства ООО «Оренбургский пригородный автовокзал» не составило паспорт доступности для пассажиров из числа инвалидов в здание автовокзала. Ненадлежащее проведение паспортизации объекта транспортной инфраструктуры и не обеспечение надлежащего доступа к объекту влечет нарушения прав инвалидов на пользование услугами в сфере транспорта. На основании изложенного, руководствуясь статьями 45 и 135 ГПК РФ, статьями 22, 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просил суд обязать ООО «Оренбургский пригородный автовокзал» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить в соответствие с требованиями законодательства паспорт доступности для инвалидов объекта транспортной инфраструктуры ООО «Оренбургский пригородный автовокзал», обязать ООО «Оренбургский пригородный автовокзал» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к беспрепятственному доступу инвалидов, в том числе маломобильных групп населения в здание (автовокзала), расположенное по адресу: <адрес> путем обустройства в соответствии с требованиями законодательства: порога входной двери, нанесения тактильных указателей выполняющих функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, на прозрачных полотнах дверей нанесение ярких контрастных маркировок, устранения неполадок в работе кнопки вызова персонала, переустройства оконных касс, приведения в соответствие тротуарного покрытия на пути движения по территории объекта, обустройства в соответствие с техническими требованиями санитарно- гигиенического помещения.
Помощник прокурора Центрального района Обухова Ю.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что в ходе проверки установлено, что ООО «Оренбургский пригородный автовокзал» ненадлежащим образом исполняет требования федерального законодательства о защите прав инвалидов, а именно имеются нарушения, которые необходимо устранить, в добровольном порядке ответчик допущенные нарушения не устраняет, на момент обращения в суд данные нарушения также не были устранены.
Представитель ответчика ООО «Оренбургский пригородный автовокзал» в судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом, ходатайств в суд не представил, о причинах не явки не сообщил.
Третье лицо ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащем образом, ходатайств в суд не представил, о причинах не явки не сообщил.
Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд с учетом мнения представителя истца определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав представителя истца, свидетеля, изучив представленные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Как установлено статьей 2 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В силу п. 8 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи» владельцы объектов и перевозчики в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг проводят обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг (далее - обследование). По результатам указанного обследования составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг.
Методика, позволяющая объектизировать и систематизировать доступность объектов, утверждена Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 798/пр утвержден СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 605 утвержден Свод правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (59.13330.2012). Данный свод правил является обновленной редакцией ранее принятых СНиП 35-01-2001. Актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил проведена в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЭ "Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений».
Постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ N 381-п «Об организации паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» на территории Оренбургской области утверждены соответствующие формы паспорта и приложений к нему.
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов» утверждена методика, позволяющую объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики согласно приложению.
Согласно пункту 41 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которому СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" обязателен для исполнения.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы» основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд).
Из материалов дела следует, что в своей деятельности ООО «Оренбургский пригородный автовокзал» для размещения автовокзала использует помещение на 1 этаже общей площадью 86 кв.м в здании расположенном по адресу: <адрес>, по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно правоустанавливающим документам, собственником помещения и земельного участка является ИП ФИО1
В соответствии с п. 4.3 договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан содержать и эксплуатировать вышеуказанное помещение согласно установленным техническим правилам, правилам санитарной и противопожарной безопасности.
В силу ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Судом установлено, что прокуратурой Центрального района г.Оренбурга проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав инвалидов в деятельности ООО «Оренбургский пригородный автовокзал».
Данной проверкой установлены, следующие нарушения: отсутствие паспорта доступности ОСИ, что не соответствует Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об организации паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», Приказу Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи», Приказу Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов») покрытие тротуара на пути движения по территории объекта неровное (требует значительного ремонта), что не соответствует п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012, отсутствуют тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, в проемах дверей доступных для МГН пороги высотой более <данные изъяты> м(на входной двери в вокзал составляет <данные изъяты> см, на эвакуационном выходе порог составляет <данные изъяты> см), на прозрачных полотнах дверей нет ярких контрастных маркировок, кнопка вызова персонала на момент проверки не работала, лестница наружная у входа в туалет выполнена с нарушениями (нет предупреждающих тактильных указателей, перед лестницей и на краях ступеней отсутствуют контрастные полосы, поручень с правой стороны установлен с нарушением требований предъявляемым к опорным стационарным устройствам), отсутствует для инвалидов по зрению информационная тактильная или тактильно- звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, что не соответствует пунктам ДД.ММ.ГГГГ,6.1.5, 6.1.1, 5.3.1, 5.3.4, 8.1.6 СП 59.13330.2016, ГОСТ Р 51261-99, поверхность низа окон касс, находится на высоте выше <данные изъяты> м, что не соответствует п. 8.1.7. СП 59.13330.2016, отдельное санитарно-гигиеническое помещение не предусмотрено, что не соответствует п. 6.3.1. СП 59.13330.2016.
В ходе данной проверки установлено, что ООО «Оренбургский пригородный автовокзал» ненадлежащим образом исполняет требования федерального законодательства о защите прав инвалидов.
Из п. ДД.ММ.ГГГГ свода правил 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" следует, что покрытие пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов должно быть из твердых материалов, ровным, шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а также предотвращающим скольжение, т.е. сохраняющим крепкое сцепление подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски при сырости и снеге. Покрытие из бетонных плит должно иметь толщину швов между плитами не более 0,015 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.
Из п. ДД.ММ.ГГГГ свода правил 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" следует, что тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, следует размещать на расстоянии 0,8 - 0,9 м до препятствия, доступного входа, начала опасного участка, перед внешней лестницей и т.п. Глубина предупреждающего указателя должна быть в пределах 0,5 - 0,6 м и входить в общее нормируемое расстояние до препятствия. Указатель должен заканчиваться до препятствия на расстоянии 0,3 м. Указатели должны иметь высоту рифов 5 мм. Вокруг отдельно стоящих опор, стоек или стволов деревьев, расположенных на путях следования вместо типовых предупреждающих указателей, допускается применять сплошное круговое предупредительное мощение, укладку плоских приствольных решеток с расстоянием между внешним и внутренним диаметрами не менее 0,5 м или обустройство круговых тактильно-контрастных указателей глубиной 0,5 - 0,6 м.
Согласно п. 6.1.1 свода правил 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" следует, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
Из п.6.1.5 свода правил 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" следует, что дверные проемы вновь проектируемых зданий и сооружений для входа МГН должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки (дверного полотна) должна быть 0,9 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м. Применение дверей на качающихся петлях и вращающихся дверей на путях движения МГН не допускается. Усилие открывания двери не должно превышать 50 Нм. В полотнах наружных дверей, доступных для МГН, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом. Верхняя граница смотровой панели должна располагаться на высоте не ниже 1,6 м от уровня пола, нижняя граница - не выше 1,0 м. При этом смотровая панель должна иметь ширину не менее 0,15 м и располагаться в зоне от середины полотна в сторону дверной ручки. В проемах дверей, доступных для МГН, допускаются пороги высотой не более 0,014 м. В качестве дверных запоров на путях эвакуации следует предусматривать ручки нажимного действия.
П.6.1.6 свода правил 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" следует, что прозрачные полотна дверей на входах и в здании, а также прозрачные ограждения и перегородки следует выполнять из ударостойкого безопасного стекла для строительства. На прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) следует предусматривать яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м. Расположение контрастной маркировки предусматривается на двух уровнях: 0,9 - 1,0 м и 1,3 - 1,4 м. Примечание - Контрастную маркировку допускается заменять декоративными рисунками или фирменными знаками, узорами и т.п. той же яркости.
Из п.6.3.1 свода правил 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" следует, что во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна обеспечиваться доступность уборных общего пользования для людей с нарушением зрения.
Из п.8.1.6 свода правил 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", следует, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Из п.8.1.7 свода правил 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", следует, что 8.1.7 при проектировании интерьеров, подборе и расстановке приборов и устройств, технологического и другого оборудования следует исходить из того, что зона досягаемости для посетителя в кресле-коляске должна находиться в пределах:- при расположении сбоку от посетителя - не выше 1,4 м и не ниже 0,3 м от пола; - при фронтальном подходе - не выше 1,2 м и не ниже 0,4 м от пола. Поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окон касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями-инвалидами на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,80 - 0,85 м над уровнем пола. Ширина и высота проема для ног должна быть не менее 0,75 м, глубина - не менее 0,5 м. Часть стойки-барьера выдачи книг в абонементе следует предусматривать высотой 0,85 м. Ширина рабочего фронта прилавка, стола, стойки, барьера и т.п. у места получения услуги должна быть не менее 1,0 м. Не менее одной стойки обслуживания посетителей следует оборудовать системами усиления звука.
Согласно п. 5.3.1, 5.3.4, 5.3.,6 ГОСТ Р 51261-99, доступные для инвалидов лестницы на входе в здания и сооружения, а также внутри зданий и сооружений должны иметь по обеим сторонам и по всей длине ограждения с одиночными или парными поручнями, удовлетворяющими требованиям 5.1 и нижеследующим требованиям.
Высота охватываемой поверхности лестничного поручня над наплывом лестничной ступени должна быть, мм:- для верхнего парного поручня - 900; - для нижнего парного поручня - не менее 700 и не более 750.
Концы лестничного поручня должны быть скруглены или прочно прикреплены к полу, стене или стойке, а при парном их расположении - соединены между собой (рисунок В.2).
В ходе судебного заседания в качестве свидетеля был допрошен ФИО6, который являясь руководителем и экспертом АНО «ЭЦПС «Доступная среда» пояснил, что действительно имеются установленные нарушения, в соответствии с правилами, покрытие пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов должно быть из твердых материалов, ровным, шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а также предотвращающим скольжение, на момент проверки там порог был порядка 5 сантиметров, кнопка на тот момент не работала, окно кассы было расположено более 85 сантиметров, санитарно - гигиеническое помещение временно недоступно, и инвалиду туда не попасть, сам инвалид должен получить без посторонней помощи услугу, старые постройки здания, где пути эвакуации также влияет на безопасность.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ненадлежащее проведение паспортизации объекта транспортной инфраструктуры и не обеспечение надлежащего доступа к объекту ООО «Оренбургский пригородный автовокзал» влечет нарушения прав инвалидов на пользование услугами в сфере транспорта.
Поскольку выявленные нарушения стороной ответчика не устранены, доказательств в нарушение ст. 56 ГПК РФ, в том числе и запрошенные судом и, доказательств, опровергающих заявленные требования суду не представлены, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Центрального района г. Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Оренбургский пригородный автовокзал» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать ООО «Оренбургский пригородный автовокзал» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу разработать и утвердить в соответствие с требованиями законодательства паспорт доступности для инвалидов объекта транспортной инфраструктуры ООО «Оренбургский пригородный автовокзал».
Обязать ООО «Оренбургский пригородный автовокзал» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к беспрепятственному доступу инвалидов, в том числе маломобильных групп населения в здание (автовокзала), расположенное по адресу: <адрес> путем обустройства в соответствии с требованиями законодательства: порога входной двери, нанесения тактильных указателей выполняющих функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, на прозрачных полотнах дверей нанесение ярких контрастных маркировок, устранения неполадок в работе кнопки вызова персонала, переустройства оконных касс, приведения в соответствие тротуарного покрытия на пути движения по территории объекта, обустройства в соответствие с техническими требованиями санитарно- гигиенического помещения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение тридцати дней со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е.Г. Гончарова
Мотивированное решение изготовлено 20.02.2018 года