№
Дело № 06 июля 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Иванова в составе
председательствующего по делу судьи - Оленевой Е.А.,
с участием прокурора – Камбур Ю.Н.,
при секретаре судебного заседания - Шевяковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иванова административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации города Иваново, заместителю главы Администрации города Иванова ФИО3 об оспаривании в части постановления Администрации города Иванова от 09 февраля 2010 года № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова»,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Администрации города Иваново, заместителю главы Администрации города Иваново ФИО3 об оспаривании в части постановления Администрации города Иванова от 09 февраля 2010 года № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова».
Административные исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства.
Указанный земельный участок принадлежит административному истцу на праве общей долевой собственности в размере 34/100 доли, что подтверждается регистрационной записью ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащейся в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№.
Сособственниками земельного участка с кадастровым номером № являются ФИО6 (33/100 доли) и ФИО7 (33/100 доли).
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку ДД.ММ.ГГГГ был присвоен кадастровый номер № взамен ранее присвоенного учетного номера №.
Изначально земельный участок в целом был приобретен в Ивановском городском комитете по управлению имуществом в собственность ФИО7 на основании Договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ.
В 2006 году границы земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости (участок был отмежеван) для государственной регистрации права.
В 2010 году ФИО7 произведено отчуждение 73/100 доли в праве общей долевой собственности, в том числе и долей земельного участка физическим лицам: ФИО8 – 28/100 доли, ФИО9 – 17/100 доли и ФИО10 – 28/100 доли, в соответствии с Договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Договору дарения доли земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащая ФИО8 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок в размере 28/100 была отчуждена ФИО6, о чем была внесена регистрационная запись в ЕГРН за номером № от ДД.ММ.ГГГГ.
В 2016 году участники общей долевой собственности: ФИО2, ФИО7 и ФИО6 приобрели по Договору купли-продажи у ФИО9 17/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.
В настоящее время доля каждого участника общей долевой собственности на земельный участок составляет: ФИО2 - 34/100 доли, ФИО7 - 33/100 доли, ФИО6 - 33/100 доли.
На указанном земельном участке расположено нежилое здание – автомастерская и магазин запчастей общей площадью 217,8 кв.м с кадастровым номером №, принадлежащие в указанных долях ФИО2, ФИО7 и ФИО6, что подтверждается регистрационными записями ЕГРН: № от ДД.ММ.ГГГГ – доля в праве общей долевой собственности 34/100, № от ДД.ММ.ГГГГ – доля в праве общей долевой собственности 33/100; № от ДД.ММ.ГГГГ – доля в праве общей долевой собственности 33/100 (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№).
ФИО2 совместно с другими участниками общей долевой собственности на земельный участок, в целях приведения его в соответствие с целевым видом разрешенного использования, установленного Правилами землепользования и застройки города Иваново (далее - Правила), утвержденными решением Ивановской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№, с учетом того, что земельный участок согласно ст. 30 Правил расположен в территориальной зоне Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» и на нем расположено нежилое здание – автомастерская и магазин автозапчастей, а также в целях исключения предписаний и санкций со стороны надзорных органов обратились в порядке, определенном ст.ст. 13, 14 Правил в Администрацию г. Иваново с заявлением о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так как автомастерская и магазин относятся к объектам придорожного сервиса с кодом вида 4.9.1. – «объекты придорожного сервиса, предусматривающие размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса» ст. 30 Правил «Условно разрешенные виды использования земельного участка».
ДД.ММ.ГГГГ письмом заместителя главы Администрации г. Иваново ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО6 и ФИО7 отказано в выдаче указанного разрешения. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что в соответствии с проектом красных линий (далее – красные линии) на территории г. Иваново, утвержденным постановлением Администрации г. Иваново от 09 февраля 2010 года № 200 (далее – Постановление), часть земельного участка ориентировочной площадью 587 кв.м, составляющей 82% от его общей площади, находится в границах территории общего пользования. Соответственно другая незначительная его часть ориентировочной площадью 129 кв.м, составляющей 18% от общей площади, находится, согласно Правилам, в зоне индивидуальной жилой застройки домами Ж-1 (ст. 30 Правил).
В силу п. 2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ, п. 2 ч. 4 ст. 27 Правил действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территории общего пользования. Данное обстоятельство и послужило основанием для отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
По мнению административного истца, установление в соответствии с Постановлением красных линий и отнесения принадлежащего ему и заинтересованным лицам (сособственникам) на праве собственности земельного участка к землям общего пользования, где действие градостроительного регламента не распространяется, нарушает их права владения, пользования и распоряжения земельным участком в полном объеме, так как препятствует собственникам земельного участка в реализации их права собственности его значительной части и градостроительных намерений, в частности: получения разрешения на условно разрешенный вид использования участка, получения разрешения на строительство, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, осуществление строительства (реконструкцию) объектов, не требующих в силу ГрК РФ и Правил получения разрешения на строительство, но возводимых (реконструируемых) с соблюдением градостроительного регламента, а также реализации иных прав, предусмотренных законодательством РФ.
Отнесение большей части земельного участка к территории общего пользования посредством необоснованного и незаконного установления административными ответчиками красных линий предполагает возможность для беспрепятственного использования находящегося в частной собственности указанного объекта недвижимости неограниченному кругу лиц, так как в силу п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Спорный земельный участок расположен на перекрестке <адрес> и поворота в сторону <адрес>, на углу которого находится земельный участок с домовладением, которые образуют улично-дорожную сеть (в виде образованного перекрестка) и являются исторически сложившейся застройкой.
Красные линии установлены таким образом, что пересекают расположенный на земельном участке объект недвижимости.
Кроме того, красные линии препятствуют административному истцу и остальным сособственникам изменению вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с действующим градостроительным регламентом и фактическим использованием участка.
Административный истец полагает, что Постановление, устанавливающее красные линии по земельному участку, утверждено с нарушением законодательства, а также действующих норм и правил.
В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ в редакции на момент принятия оспариваемого Постановления красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, которые утверждаются в составе проекта планировки территории, а также проекта межевания территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 и пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ).
Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 года № 820 (Приложение Б) предусмотрено, что красная линия – это граница, отделяющая территорию квартала, микрорайона и других элементов планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях.
Согласно п. 1.9 Порядка установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденного приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 742/пр, в случае подготовки проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории красные линии отображаются на чертеже проекта межевания в соответствии с требованиями, установленными пунктами 1.2, 1.4-1.6 настоящего Порядка. При этом перечень координат характерных точек красных линий является неотъемлемым приложением к чертежу проекта межевания территории.
Вопросы подготовки и утверждения градостроительной документации в период принятия оспариваемого нормативного правового акта регламентировались также Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 года № 150, которая утратила силу с 23 июля 2018 года (далее – Инструкция по разработке градостроительной документации № 150) и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06 апреля 1998 года № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (далее – Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 3.8 Инструкции РДС 30-201-98 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей.
В силу пунктов 4.1 и 4.2 Инструкции РДС 30-201-98 проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта и разбивочного чертежа красных линий.
Следовательно, проект красных линий утверждается отдельными документами (планом красных линий, разбивочным чертежом красных линий) в составе документации по планировке территории. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3 Инструкции РДС 30-201-98).
Между тем ни на момент принятия оспариваемого постановления, ни в последующем документация по планировке и межеванию территории в отношении <адрес> в кадастровом квартале № в районе земельного участка, принадлежащего административному истцу, не разрабатывалась и не утверждалась. Генеральный план г. Иваново не был совмещен с проектом планировки территории, а установленная оспариваемым актом красная линия в районе <адрес> у здания № не соответствует исторически сложившейся застройке и улично-дорожной сети.
Кроме того, в пояснительной записке к генеральному плану г. Иваново, опубликованной на сайте Администрации г. Иваново в сети Интернет по адресу: <адрес>, не содержится каких-либо обоснований установления красных линий в районе земельного участка.
В правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 25 февраля 2016 года № 242-О, указывается, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 06 апреля 1998 года № 18-30).
Следовательно, Конституционным Судом РФ указывается о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Таким образом, по мнению административного истца, Постановление, устанавливающее красные линии по земельному участку, относя большую его часть к территориям общего пользования, не соответствует требованиям вышеприведенного законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Установление красных линий по земельному участку при отсутствии сформированной в установленной законом порядке проектной документации по планированию и (или) межеванию территории является незаконным.
Кроме того, отсутствие обоснований установления красных линий, разделяющих земельный участок, с учетом частных интересов собственников недвижимого имущества приводит к нарушению их прав.
Постановление Администрации г. Иваново № 200 от 09 февраля 2010 года является нормативно-правовым актом, так как рассчитан на неоднократное применение, и его действие распространяется на неопределенный круг лиц.
Согласно п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 года № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде РФ» легальное определение понятия нормативно-правового акта в Российском законодательстве отсутствует. Однако, как указано в пункте 4.1 названного Постановления, в правительственной практике и доктрине сложились подходы к определению нормативного правового акта, основанные, в частности, на постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 года № 781-II ГД, решениях Конституционного Суда Российской Федерации, постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48, постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 58.
Таким образом, сложилось устойчивое общепризнанное определение нормативного правового акта, включающее в себя, помимо прочего, требования к его форме, издавшему его субъекту, порядку принятия, опубликования и введения в действие. Отсутствие этих обязательных атрибутов (или хотя бы одного из них) выводят акт из числа нормативных, несмотря на наличие у него, как указано в Постановлении, каких-либо «нормативных свойств», к которым Конституционный Суд Российской Федерации относит общерегулирующее воздействие на общественные отношения, предписания о правах и обязанностях персонального неопределенного круга лиц, многократность применения (пункт 4.2 названного Постановления). Подобные подходы восприняты и закреплены в принятом 8 марта текущего года Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (часть 8 статьи 213, абз. 2 п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 года № 6-П).
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» под нормативно-правовым актом понимается изданный в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В силу положений 42, 43 ГрК РФ красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 данного Кодекса.
Статьями 7, 8 и 9 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы 14 октября 2015 года № 613, установлено, что Глава города Иванова и Администрация города Иванова вправе издавать постановления и распоряжения по вопросам местного значения города Иванова, которые являются муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 2 и 3 статьи 47 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, согласно которым муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Порядок опубликования муниципальных актов на территории города Иванова определен статьей 11 Устава города Иванова. Согласно данной норме постановления Главы города Иванова вступают в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием муниципального правового акта города Иванова считается первая публикация его полного текста в газете «Рабочий край» или в сборнике «Правовой вестник города Иванова».
В силу положения статьи 41, пункта 3 статьи 42 ГрК РФ красные линии входят в состав документации по планировке. Обязанность опубликования документации по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, возложена на Главу местной администрации частью 16 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ.
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ дано понятие красных линий, каковыми считаются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Из содержания вышеназванных норм следует, что оспариваемое Постановление подлежит опубликованию в полном объеме, так как затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе в силу того, что оно касается утверждения красных линий, влияющих на специфику и пределы использования существующих земельных участков.
Постановление Администрации города Иванова от 09 февраля 2010 года № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории г. Иваново» было опубликовано в официальном источнике – газете «Рабочий край» 12 февраля 2010 года № 25. В то же время доказательства, свидетельствующие о том, что постановление от 09 февраля 2010 года № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории Иваново» было опубликовано в полном объеме, включающем в себя графические материалы, позволяющие определить место прохождения красных линий, в печатном средстве массовой информации отсутствуют.
Размещение постановления Администрации г. Иванова от 09 февраля 2010 года № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории г. Иваново» в полном объеме на официальном интернет-сайте органа, издавшего соответствующий официальный правовой акт, - Главы города Иванова, Ивановской городской Думы (www.ivgorduma.ru), Администрации города Иванова (www.ivgoradm.ru), обязанности по его публикации в полном объеме в печатном средстве массовой информации не снимает. Данная обязанность установлена частью 4 статьи 11 Устава города Иванова.
В силу положений пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» данное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания, в том числе и нормативного акта, недействующим.
Не опубликование в полном объеме Постановления, в том числе в части установления красных линий по земельному участку, рассматривается административными ответчиками как действующее и порождающее для административного истца и остальных сособственников земельного участка правовых последствий, приводящих к невозможности реализации права собственности, градостроительных намерений и приведению целевого использования земельного участка с требованиями законодательства РФ и Правил.
Просит суд признать незаконным (недействующим) постановление Администрации г. Иванова от 09 февраля 2010 года № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории г. Иваново» в части установления красных линий по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:020726:13, расположенного по адресу: <...>.
В судебном заседании представитель административного истца – по доверенности ФИО5 поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – представитель Администрации города Иванова по доверенности ФИО11 административные исковые требования не признала и пояснила, что пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории. В силу положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 ГрК РФ.
Статьями 7, 8 и 49 Устава города Иванова (принят решением Ивановской городской Думы от 14 октября 2005 года № 613) установлено, что Глава города Иванова и Администрации города Иванова вправе издавать постановления и распоряжения по вопросам местного значения города Иванова, которые являются муниципальными правовыми актами.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 2, 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, согласно которым муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Таким образом, оспариваемый акт принят Администрацией города Иванова в соответствии с предоставленными ей полномочиями. Основанием для разработки проекта красных линий на территории города Иванова являлись Генеральный план города Иванова, утвержденный решением Ивановской городской Думы от 26 декабря 2006 года № 323 (далее – Генеральный план города Иванова), а также Правила землепользования и застройки города Иванова, утвержденные решением Ивановской городской Думы от 27 февраля 2008 года № 694 (далее - Правила).
При наличии действующих документов территориального планирования и градостроительного зонирования города Иванова, не отмененных и не измененных, оспариваемый акт, который принят в целях их реализации, не может быть признан незаконным как в целом, так и в его отдельной части.
Постановлением Главы города Иванова от 22 марта 2007 года № 741 утвержден план реализации Генерального плана города Иванова сроком на 4 года, который в разделе 2 содержит Перечень первоочередных мероприятий по реализации генерального плана и включает задачи, мероприятия и проекты со сроком исполнения в ближайшие 4 года, в том числе организацию и разработку проекта красных линий по городу Иванову.
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ красные линии – линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Согласно указанной статье ГрК РФ территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Администрацией города Иванова 01 декабря 2009 года принято постановление № 1153 «О подготовке проекта красных линий на территории города Иванова и о проведении публичных слушаний на территории города Иванова».
В соответствии с данным постановлением осуществлены подготовка проекта красных линий на территории города Иванова и проведение публичных слушаний по данному проекту. 4 декабря 2009 года графический материал предполагаемого к утверждению проекта опубликован в газете «Рабочий край» и на официальном сайте Администрации города для ознакомления и внесения предложений. Проект направлялся для рассмотрения в ГИБДД УВД по г.о. Иваново, Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, а также в структурные подразделения Администрации г. Иванова (Комитет по транспорту и связи, Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Управление благоустройства). С момент размещения проекта до 11 декабря 2009 года заинтересованные лица имели возможность внести предложения и замечания по проекту, а также до итогового обсуждения детально ознакомиться с проектом и получить квалифицированные разъяснения и консультации в Управлении архитектуры и градостроительства города Иванова. В рамках обсуждения проекта была получена информация Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 16 декабря 2009 года № 01-11-3297 относительно необходимости определения красных линий в историческом ядре города по существующей застройке, а также предложения юридических и физических лиц (ООО «Элверт-Стройинвест», ФИО13, ФИО14, ФИО15 и т.д.) относительно прохождения красных линий по интересующим заявителей территориям (количество предложений – 8). Внесенные предложения рассмотрены Управлением архитектуры и градостроительства и с учетом существующей градостроительной документации отражены в предложенном для утверждения проекте. Итоговое обсуждение проекта состоялось в фойе ЦКиО г. Иваново ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протоколу публичного обсуждения проекта красных линий города Иванова от ДД.ММ.ГГГГ в публичном обсуждении приняло участие 30 человек. В рамках обсуждения участниками задавались вопросы относительно причин определения конкретных вариантов прохождения красных линий, перспектив градостроительного развития территорий. Возражения по предложенному для обсуждения проекту не поступали. Принимая во внимание разработку проекта на основании и в соответствии с Генеральным планом города Иванова, было рекомендовано утвердить проект красных линий на территории города Иванова. Указанная информация, в свою очередь, была отражена в Заключении по результатам публичных слушаний по проекту красных линий на территории города Иванова, опубликованном в газете «Рабочий край» от 29 января 2010 года № 15 (25181). Приведенные обстоятельства позволяют судить о том, что оспариваемый акт принимался при непосредственном участии населения города Иванова, в связи с чем было обеспечено надлежащее информирование жителей города по указанному вопросу, выявлено общественное мнение, подготовлены предложения и рекомендации по обсуждаемому муниципальному правовому акту.
Постановление Администрации города Иванова от 09 февраля 2010 года № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова» первоначально опубликовано в официальном источнике – газете «Рабочий край» от 12 февраля 2010 года № 25 (25191) и на официальном сайте Администрации города Иванова: https://ivgoradm.ru//, а графическая часть постановления опубликована в газете «Рабочий край» 28 февраля 2014 года № 38 (26164).
Следовательно, оспариваемое постановление принято в пределах полномочий органа местного самоуправления и в установленном действующим законодательством порядке в соответствии со статьей 7, пунктом 26 статьи 16, статьей 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 8, 41, 42, 45, 46 ГрК РФ, статьями 7, 8 и 49 Устава города Иванова.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на государственном кадастровом учете стоит объект недвижимости: нежилое здание (автомастерская и магазин автозапчастей) с кадастровым номером № площадью 217,8 кв.м, количество этажей 1-3, в том числе подземных 0-1, по адресу: <адрес>, который принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО6 (33/100 доли), ФИО2 (34/100 доли), ФИО7 (33/100 доли). Обозначенный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 716 кв.м с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство и принадлежит на праве общей долевой собственности административному истцу и заинтересованным по делу лицам (выписка из ЕГРН).
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил рассматриваемый земельный участок площадью 716 кв.м расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, при этом часть земельного участка (ориентировочно 587 кв.м от общей площади земельного участка) находится на территории общего пользования (Постановление Администрации города Иванова от 09 февраля 2010 года № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова»).
Относительно довода административного истца о нарушении его прав и прав других участников права в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № отмечает, что в тексте административного иска содержится ссылка на отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в рамках муниципальной услуги, административный регламент предоставления которого утвержден постановлением Администрации города Иваново 30 июля 2012 года № 1785 (далее - Регламент), оформленного письмом Администрации города Иваново от 10 мая 2018 года № 03-10-201.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется на основании поданного заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в порядке, предусмотренном ст. 39 ГрК РФ. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования является разновидностью процедуры смены вида разрешенного использования, которая имеет свои особенности. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Иванова от ФИО9, ФИО7, ФИО2 и ФИО6 поступило заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на «объект придорожного сервиса (мастерская, магазин)» (код видов 4.9.1 и 2.7) по адресу: <адрес>. В связи с нахождением большей части земельного участка с кадастровым номером № в территории общего пользования, в предоставлении муниципальной услуги заявителям было отказано без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 2.10 Регламента в редакции на момент обращения с заявлением).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ, пунктом 2 части 4 статьи 27 Правил действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Следовательно, при возникновении градостроительных намерений реализовать их не представляется возможным.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из положений статей 30, 32, 37 ГрК РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.
Кроме того, в отказе указано, что к заявлению о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства не приложено экспертное заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области.
Таким образом, основаниями для отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги явились случай, когда на земельный участок не распространяется действие градостроительных регламентов, и несоблюдение требований технических регламентов (пункт 2.10 регламента в редакции на момент обращения с заявлением).
Относительно ссылки административным истцом на Инструкцию о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятую Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06 апреля 1998 года № 18-30 РДС № 30-201-98 (далее – Инструкция № 18-30) пояснила, что согласно пункту 4.1 Инструкции № 18-30 проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабах 1:500, 1:1000 и 1:2000.
Пунктом 4.4. Инструкции № 18-30 установлено, что при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Таким образом, действующее законодательство допускает разработку и утверждение проекта красных линий в качестве самостоятельного документа.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 42, частями 4, 5 статьи 23 ГрК РФ красные линии являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана городского округа.
Указанное означает, что положения градостроительного законодательства не ставят возможность разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимости от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории. Смысл пункта 11 статьи 1 ГрК РФ сводится к тому, что красные линии устанавливаются в целях обозначения границ территорий общего пользования как существующих, так и планируемых, поэтому прохождение красных линий по земельным участкам, находящимся в частной собственности, с учетом перспективного развития территории, не может расцениваться как нарушение названной нормы закона. Согласно пункту 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ в редакции от 27 декабря 2009 года, действующей на момент принятия оспариваемого постановления от 09 февраля 2010 года № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова» (далее – Градостроительный кодекс РФ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности, в том числе относилось утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Градостроительным кодексом РФ.
В силу части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. В соответствии с частью 14 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ документация по планировке территории, предоставленная уполномоченными органами местного самоуправления, утверждается главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.
В силу ч. 16 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В развитие приведенных положений федерального законодательства согласно пункту 2 статьи 5 Правил в редакции от 01 июля 2009 года, действующей на момент принятия оспариваемого Постановления к полномочиям Главы города Иванова как руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города Иванова – Администрации города Иванова также относилось и относится утверждение документации по планировке территории. При этом подготовка документации по планировке территории обеспечивается управлением архитектуры и градостроительства и утверждается Главой города Иванова. Следовательно, Администрация города Иванова имела все предусмотренные законодательством полномочия по утверждению оспариваемого акта.
Основаниями для разработки проекта красных линий на территории города Иванова являлись Генеральный план города Иванова и Правила. По смыслу ГрК РФ проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшения инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Согласно Генеральному плану города Иванова дорога по <адрес> относится к магистральным улицам общегородского значения регулируемого движения; дорога от <адрес> в направлении к д. Говядово – к магистральным улицам районного значения, транспортно-пешеходной. Названные нормы позволяют прийти к выводу, что Администрация города Иванова, реализуя полномочия в сфере территориального планирования, обладала полномочиями по установлению спорных красных линий в обозначенных пределах.
В соответствии с проектом красных линий на территории города Иванова ширина в красных линиях <адрес> составляет 40 м, а от <адрес> в направлении к <адрес>, на участке от <адрес> до <адрес> – 30 м, что согласуется с нормативами градостроительного проектирования Ивановской области, утвержденными постановлением Правительства Ивановской области от 06 ноября 2009 года № 313-п и действовавшими на момент принятия оспариваемого постановления.
Согласно пункту 5.3.5 местных нормативов градостроительного проектирования города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 29 июня 2016 года № 235, ширина в красных линиях:
- магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения составляет 35-75 м;
- магистральной улицы районного значения транспортно-пешеходной – 35-45 м.
В рассматриваемом случае ширина территории общего пользования в красных линиях – магистральной <адрес> общегородского значения регулируемого движения составляет 40 м, что соответствует установленному нормативами размеру, а магистральная <адрес> до <адрес> значения транспортно-пешеходной – 30 м (с учетом сложившейся застройки), что не соответствует установленному нормативами размеру.
Реализация проекта планировки территории, в том числе последующее строительство различной инфраструктуры, само по себе предполагает соблюдение действующих правил при осуществлении такого строительства и не исключает применения мер компенсационного характера. Утверждение проекта красных линий, предполагающих развитие в соответствии с генеральным планом городского округа, является элементом градостроительной деятельности и не означает нарушение прав и законных интересов несогласных лиц.
В связи с изложенным Администрация города Иванова полагает, что законных оснований для удовлетворения требований не имеется, поскольку оспариваемое постановление принято в пределах компетенции органа местного самоуправления с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта данного вида и правил введения его в действие с соблюдением требований ГрК РФ, не нарушает права и законные интересы административного истца.
Кроме того, каких-либо ограничений в отношении земельного участка с кадастровым номером № или прав ФИО2 и иных правообладателей как собственников общей долевой собственности оспариваемое постановление не вводит и не устанавливает; препятствий к использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением не создает.
Представитель административного ответчика заместителя главы Администрации г. Иваново ФИО3 по доверенности ФИО11 административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным выше.
Заинтересованные лица – ФИО7, ФИО6 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные требования удовлетворить, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, рассматриваются судами в порядке, предусмотренном данным Кодексом в рамках подведомственных им административных дел.
В силу ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. ч. 7, 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, в полном объеме, выясняя при этом нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ ОТ 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно указанным разъяснениям, нормативный акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Постановление Администрации города Иванова № 200 от 09.02.2010 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова» полностью соответствует вышеуказанным критериям нормативного правового акта, установленным п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50. Данный акт рассчитан на неоднократное применение, его действие распространяется на неопределенный круг лиц и затрагивает его интересы.
Административным истцом указанный нормативный правовой акт оспаривается как принятый с нарушением компетенции административного ответчика и как нарушающий права административного истца установлением красных линий в отношении его земельного участка.
Судом установлено, что ФИО6 (33/100 доли), ФИО2 (34/100 доли) и ФИО7 (33/100 доли) являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
На указанном выше земельном участке расположено нежилое здание – автомастерская и магазин запчастей общей площадью 217,8 кв.м с кадастровым номером № принадлежащие ФИО2 (34/100 доли), ФИО7 (33/100 доли) и ФИО6 (33/100 доли), что подтверждается регистрационными записями ЕГРН: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№).
Как следует из объяснений представителя административного истца и представленных в материалы дела документов, ФИО2 совместно с другими участниками общей долевой собственности на земельный участок, в целях приведения его в соответствие с целевым видом разрешенного использования, обратились в Администрацию города Иванова с заявлением о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так как автомастерская и магазин относятся к объектам придорожного сервиса с кодом вида 4.9.1. – «объекты придорожного сервиса, предусматривающие размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса».
Письмом заместителя главы Администрации г. Иваново ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 и другим участникам общей долевой собственности отказано в выдаче указанного разрешения. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, рассматриваемый земельный участок площадью 716 кв.м расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1. В соответствии с проектом красных линий на территории г. Иваново, утвержденным постановлением Администрации г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ№, часть земельного участка ориентировочной площадью 587 кв.м, составляющей 82% от общей площади земельного участка, находится в границах территории общего пользования. Соответственно другая незначительная его часть ориентировочной площадью 129 кв.м, составляющей 18% от общей площади, находится, согласно Правилам, в зоне индивидуальной жилой застройки домами Ж-1.
Не согласившись с доводами административного ответчика и полагая свои права нарушенными, ФИО2 обратился в суд с рассматриваемым административным иском.
Административным ответчиком не оспаривается и подтверждается представленными им фрагментом проекта красных линий, утвержденного оспариваемым постановлением, сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Иванова, фрагментом карты функционального зонирования Генерального плана города Иванова, фрагментом карты размещения объектов транспортной инфраструктуры местного значения Генерального плана города Иванова, фрагментом карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Иванова, что земельный участок административного истца с кадастровым номером №, границы которого установлены, площадью 716 кв.м расположен в пределах установленных органом местного самоуправления красных линий, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, при этом часть земельного участка (ориентировочно 587 кв.м от общей площади земельного участка) находится в территории общего пользования (в частности, предназначенной для полосы отвода автомобильной дороги местного значения, проходящей по <адрес>, относящейся к магистральным улицам общегородского значения регулируемого движения, для которых Местными нормативами градостроительного проектирования <адрес>, утвержденными решением Ивановской городской Думы от 29.06.2016 № 235, предусмотрена ширина в красных линиях от 35 до 75 м (пункт 5.3.5 нормативов).
В силу положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в том числе в действующей на момент принятия оспариваемого постановления редакции от 27.12.2009, красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 данного Кодекса.
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ (в редакции от 27.12.2009) дано понятие красных линий как линий, обозначающих существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Под территориями общего пользования (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ) понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
На момент принятия оспариваемого постановления подготовка и утверждение градостроительной документации должны были осуществляться в соответствии с такими подзаконными актами нормативно-технического характера, как Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденная постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 № 150 (далее - Инструкция № 150), и Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенная в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей ГрК РФ.
В частности, Инструкция РДС 30-201-98 содержала раздел 4 «Порядок разработки, согласования и утверждения проекта красных линий», согласно пунктам 4.1-4.4 которого предусматривалось, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта; разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
В разделе 3.2.1 Инструкции № 150 также предполагается наличие плана красных линий (основного чертежа) и разбивочного чертежа красных линий в составе графических материалов проекта планировки территории (п. 4); указывается, что на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по проектируемым красным линиям (п.7); устанавливается, что разбивочный чертеж красных линий выполняется в соответствии с инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (п.8).
Статьей 41 ГрК РФ (в редакции от 27.12.2009, действующей на момент принятия оспариваемого постановления) было предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При этом под документацией по планировке территории понималась разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков, а также устанавливалось, что подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
По смыслу ст. 42 ГрК РФ (в редакции от 27.12.2009) красные линии подлежали включению в основную часть проекта планировки территории.
Согласно действующей редакции ст.ст. 41, 43 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, когда необходимы установление, изменение или отмена красных линий.
В действующей редакции пункта 11 статьи 1 ГрК РФ прямо предусмотрено установление красных линий, как линий, обозначающих границы территорий общего пользования, а также возможность их изменения или отмены именно в документации по планировке территории.
Согласно пункту 1.7 Порядка установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденного приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 742/пр и вступившего в силу с 09.06.2017, красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или проекта межевания территории.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.02.2016 № 242-О, произвольное установление красных линий уполномоченными органами недопустимо; разработка специального проекта красных линий должна производиться на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Из материалов дела и объяснений административного ответчика следует, что утвержденный оспариваемым постановлением Проект красных линий на территории города Иванова был разработан в качестве самостоятельного проекта на основании Генерального плана города Иванова, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 26.12.2006 № 323, и Правил землепользования и застройки города Иваново, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694, без совмещения с проектом детальной планировки территории, в отсутствие утвержденной документации по планировке соответствующей территории, без учета исторически сложившейся жилой застройки данной местности, в результате чего часть земельного участка ориентировочно 587 кв.м от общей площади земельного участка административного истца оказался включен в состав территории общего пользования, ограниченной красными линиями, обозначающими проходящую по <адрес> автомобильную дорогу местного значения - магистральную улицу общегородского значения регулируемого движения, ширина которой составляет 40 метров, а от <адрес> до <адрес> – 30 метров, что в настоящее время соответствует требованиям Местных нормативов градостроительного проектирования города Иванова, утвержденными решением Ивановской городской Думы от 29.06.2016 № 235.
Доказательств обоснованности отнесения части земельного участка административного истца к территории общего пользования, наличия правовых оснований для обозначения его как объекта недвижимости в составе нормативной ширины полосы отвода автомобильной дороги местного значения <адрес>, без учета исторически сложившейся жилой застройки и улично-дорожной сети данной местности суду административным ответчиком не представлено.
Возможная реконструкция линейного объекта - автомобильной дороги, проходящей по <адрес>, на что ссылается административный ответчик, основанием для сохранения красных линий, относящих земельный участок административного истца к соответствующей территории общего пользования, не является, поскольку объекты недвижимости административного истца уже юридически существуют, права на них зарегистрированы в ЕГРН в установленном законом порядке, и прекращение прав собственника ранее учтенного земельного участка и возведенного на нем до утверждения проекта красных линий автомастерской и магазина автозапчастей в указанном случае невозможно без реализации процедуры изъятия указанных объектов недвижимости путем выкупа для муниципальных нужд, таким образом, наличие спорных красных линий в рассматриваемом случае не будет способствовать ограничению застройки территории общего пользования в целях дальнейшего развития города.
Установление местных нормативов градостроительного проектирования само по себе не влечет необходимости их незамедлительной реализации в отношении существующих линейных объектов, например, если фактическая застройка города не позволяет предусмотреть ширину магистральных улиц согласно данным нормативам, что также усматривается из примечания 6 к таблице 5.3.4 пункта 5.3.5 Местных нормативов градостроительного проектирования города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 29.06.2016 № 235, согласно которому допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории для перспективного строительства.
Доводов и доказательств того, что земельный участок административного истца зарезервирован, планируется к изъятию для муниципальных нужд строительства различной инфраструктуры по <адрес> или иных, суду административным ответчиком не приведено.
Доводы административного ответчика о том, что отмена нормативного акта, устанавливающего красные линии в отношении земельного участка административного истца, не повлечет восстановления его права на изменение разрешенного вида использования земельного участка в соответствии с действующим градостроительным регламентом и фактическим использованием участка, в связи с чем в иске ему следует отказать, являются несостоятельными.
Таким образом, из указанного выше следует, что оспариваемое постановление не соответствует нормативным правовым актам федерального законодательства, Градостроительному кодексу Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, и им нарушаются права административного истца на получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в рамках муниципальной услуги.
Оценивая доводы административного истца о нарушении порядка принятия оспариваемого постановления в части компетенции административного ответчика, суд исходит из следующего.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Аналогично, в силу пункта 26 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории.
Статьями 7, 8 и 49 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 № 613 (далее – Устав города Иванова), установлено, что Глава города Иванова и Администрация города Иванова вправе издавать постановления и распоряжения по вопросам местного значения города Иванова которые являются муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Аналогичные нормы содержится в пунктах 2 и 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которым муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Порядок опубликования муниципальных актов на территории города Иванова определен статьей 11 Устава города Иванова, предусматривающей вступление их в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием муниципального правового акта города Иванова считается первая публикация его полного текста в газете «Рабочий край» или в сборнике «Правовой вестник города Иванова».
Обязанность опубликования документации по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, возложена на Главу местной администрации также частью 16 статьи 45 ГрК РФ.
Постановление Администрации города Иванова от 09.02.2010 № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории г. Иваново» было первоначально опубликовано в официальном источнике - газете «Рабочий край» от 12.02.2010 № 25 (25191) и на официальном сайте Администрации города Иванова http://ivgoradm.ru//, а графическая часть постановления опубликована в газете «Рабочий край» 28.02.2014 № 38 (26164).
Согласно отзыву административного ответчика и представленным им в материалы дела документам, проект красных линий, утвержденный оспариваемым постановлением, был разработан ООО «БАЗА» на основании Генерального плана города Иванова, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 26.12.2006 № 323, и Правил землепользования и застройки г. Иваново, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 № 694; прошел процедуру общественного обсуждения в рамках публичных слушаний в соответствии с постановлением Администрации города Иванова от 01.12.2009 № 1153 «О подготовке проекта красных линий на территории города Иванова и о проведении публичных слушаний на территории города Иванова» (заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в газете «Рабочий край» от 29.01.2010 № 15 (25181)), по итогам которых был утвержден путем издания административным ответчиком оспариваемого постановления.
Вместе с тем, имеется вступившее в законную силу решение суда, которым уже проверена законность оспариваемого постановления в части компетенции принявшего его органа местного самоуправления: апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №, вынесенное по апелляционной жалобе ФИО16 на решение Ленинского районного суда города Иванова от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО16 к администрации города Иванова, заместителю главы администрации города Иваново ФИО1 об оспаривании в части постановления от 09.02.2010 № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова», которым вышеуказанное решение суда первой инстанции частично отменено; в соответствующей части принято новое решение о признании оспариваемого постановления незаконным (не действующим) в части установления красной линии по территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>.
Принимая указанное решение, суд апелляционной инстанции отметил следующее:
«На момент принятия оспариваемого постановления от 09 февраля 2010 года № 200 и до 23 марта 2010 года Устав города Иванова действовал в редакции от 1 июля 2009 года № 8, пункт 24 части 2 статьи 31 которого (в редакции решения Ивановской городской Думы от 26 декабря 2008 года № 968) относил такой вопрос местного значения, как утверждение подготовленной на основе генерального плана города Иванова документации по планировке территории, в составе которой подлежит утверждению проект красных линий, к компетенции Ивановской городской Думы.
В свою очередь в компетенцию администрации города Иванова входили исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения города Иванова, за исключением исполнительно-распорядительных полномочий, отнесенных законодательством и настоящим Уставом к компетенции Ивановской городской Думы и к компетенции Главы города Иванова (статья 49 Устава).
Изложенное свидетельствует о том, что постановление от 09 февраля 2010 года № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иваново» принято администрацией города Иванова с нарушением предоставленных полномочий.
При установленных по делу обстоятельствах и приведенном нормативном регулировании выводы суда первой инстанции о принятии оспариваемого постановления органом местного самоуправления в пределах его полномочий и с соблюдением требований действующего законодательства, а также об отсутствии нарушения прав административного истца являются ошибочными, а решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании нормативного правового акта незаконным с принятием нового решения о признании оспариваемого постановления недействующим в заявленной части.».
Указанное апелляционное определение обжаловалось Администрацией города Иванова в суд кассационной инстанции, но кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ№ оставлено без изменения, кассационная жалоба представителя Администрации города Иванова ФИО12 – без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, отсутствие у административного ответчика полномочий на принятие оспариваемого постановления, исходя из действующей на тот момент редакции Устава города Иванова, уже установлено вступившим в законную силу решением суда в отношении Администрации города Иванова, что не требует повторной проверки судом указанных обстоятельств.
Административный ответчик соответствующую ошибочность правового регулирования компетенции органов местного самоуправления в Уставе города Иванова до внесения в него изменений решением Ивановской городской Думы от 26.12.2008 № 986 не отрицает, но полагает, что поскольку соответствующая (неправильная) редакция ст. 31 Устава города Иванова противоречила акту высшей юридической силы - статье 45 ГрК РФ, она не должна была применяться, и в силу необходимости прямого применения акта высшей юридической силы в рассматриваемом случае административный ответчик обладал полномочиями на принятие оспариваемого постановления. При этом, необходимые изменения в статью 31 Устава города Иванова были внесены своевременно, до принятия оспариваемого постановления, - 26.12.2008, но учитывая предусмотренный Уставом порядок вступления их в силу, новая редакция статьи 31 начала действовать только с 23.03.2010 – с момента окончания полномочий Ивановской городской Думы 4 созыва, то есть после принятия оспариваемого постановления.
Вместе с тем, независимо от обоснованности соответствующей правовой позиции административного ответчика, учитывая, что установленные оспариваемым постановлением красные линии, относящие местоположение земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, к территории общего пользования, утверждены без учета исторически сложившейся жилой застройки местности и без совмещения с детальным проектом планировки или межевания соответствующей территории; при их установлении не учтены вид разрешенного использования земельного участка административного истца (для индивидуального жилищного строительства) и наличие существующего на участке жилого дома индивидуальной жилой застройки, оспариваемое постановление в части установления указанных красных линий применительно к земельному участку административного истца подлежит признанию незаконным (не действующим) в соответствующей части.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из обстоятельств дела, суд считает необходимым признать оспариваемое постановление незаконным (не действующим) со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Администрации города Иванова – газете «Рабочий край».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 215, 217 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
Административные исковые требования ФИО2 к Администрации города Иванова удовлетворить.
Признать незаконным (недействующим) со дня вступления настоящего решения суда в законную силу постановление Администрации города Иванова от 09 февраля 2010 года № 200 «Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова» в части установления красных линий по территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу опубликовать в официальном печатном издании Администрации города Иванова – газете «Рабочий край».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А.Оленева
Полный текст решения суда изготовлен 10 июля 2020 года.