ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1028/2016 от 11.08.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Павлов М.В. Дело № 07р-1028/2016

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 11 августа 2016 года

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 и ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <.......> Волгоградской области ФИО1 по его жалобе на постановление государственного инспектора Быковского, Николаевского, Палласовского и Старополтавского районов Волгоградской области по пожарному надзору У.С.А.№ <...> от 20 мая 2016 года и решение судьи Палласовского районного суда Волгоградской области от 27 июня 2016 года,

у с т а н о в и л:

20 мая постановлением государственного инспектора Быковского, Николаевского, Палласовского и Старополтавского районов Волгоградской области по пожарному надзору У.С.А.№ <...><.......> Волгоградской области ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <.......>

Не согласившись с постановлением административного органа от 20 мая 2016 года, ФИО1 обратился с жалобой в Палласовский районный суд Волгоградской области, в которой просил указанное постановление отменить.

Решением судьи Палласовского районного суда Волгоградской области от 27 июня 2016 года, постановление административного органа от 20 мая 2016 года - оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 без удовлетворения.

В настоящее время в жалобе, подданной в Волгоградский областной суд, ФИО1 оспаривает законность и обоснованность постановления государственного инспектора Быковского, Николаевского, Палласовского и Старополтавского районов Волгоградской области по пожарному надзору У.С.А.№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Палласовского районного суда Волгоградской области от 27 июня 2016 года, просит их отменить, производство по делу прекратить.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 20.4 КоАП РФ, те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективной стороной указанного правонарушения является нарушения юридическими лицами и должностными лицами правил пожарной безопасности.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

На основании ст. ст. 1, 20, 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Правила пожарной безопасности относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населённых пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населённых пунктов на земли населённых пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населённых пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

В порядке п. 9 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов населения.

Пунктом 55 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года. Направление движения к пожарным гидрантам и водоёмам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с чётко нанесёнными цифрами расстояния до их месторасположения.

На основании п. 19 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.

В силу п.8.6 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» СП 8.13130.2009, утверждённых приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178 у гидрантов и водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть чётко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Губернатора Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение <.......> Волгоградской области № <...> «Об особом противопожарном режиме на территории Эльтонского сельского поселения».

На основании распоряжения (приказа) главного государственного инспектора Быковского, Николаевского, Палласовского и Старополтавского районов Волгоградской области по пожарному надзору № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, главным государственным инспектором Быковского, Николаевского, Палласовского и Старополтавского районов Волгоградской области по пожарному надзору с ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении <.......> Волгоградской области с целью осуществления государственного пожарного надзора за соблюдением органами местного самоуправления, организациями и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, первичных мер пожарной безопасности в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2016 года АХ-П4-471, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки № <...> и допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- у гидрантов (водоисточников), расположенных рядом с жилыми домами по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> установлены указатели, указывающие на расположение пожарных гидрантов, но они не соответствуют нормативным требованиям в области ПБ, а также отсутствуют указатели определяющие направление к гидрантам с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; по ходу движения к источникам противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары), расположенных на южной окраине <адрес> в направлении к югу по <адрес>, отсутствуют указатели определяющие направление к пожарным резервуарам с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, а также при въезде в <адрес> у пожарного резервуара и по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до его месторасположения (п. 55 ППР РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390; ст. 4, п. 2 ч.1 ст. 6 Федерального закона №123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требовании пожарной безопасности»; абзац 6 п. 8.6 СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности.);

- гидранты, расположенные в <адрес>, а именно по <адрес> и по <адрес> находятся в неисправном состоянии, что подтверждается актом проверки технического состояния противопожарного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ (п. 55 ППР РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390);

- в границах <адрес>, а именно рядом с жилым домом по адресу <адрес> имеются свалки горючих отходов (п. 19 ППР РФ, утв. Постановлением Правительства РФ о 25 апреля 2012 года №390).

Указанные выше нарушения были квалифицированы должностным лицом, как нарушение требований пожарной безопасности по ч. 1 и ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Данные нарушения нашли своё подтверждение в ходе пересмотра постановления государственного инспектора Быковского, Николаевского, Палласовского и Старополтавского районов Волгоградской области по пожарному надзору У.С.А. в суде первой инстанции и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколами об административном правонарушении № <...>, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ; определением об объединении материалов в одно производство от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>; предписанием № <...> от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением (приказом) № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает. Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в представленных материалах не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что действия <.......> Волгоградской области ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что на момент осуществления проверки <.......> не распоряжалась водопроводными сетями и установленными на них пожарными гидрантами, судья вышестоящей инстанции находит несостоятельным.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители органов местного самоуправления.

Следовательно, ФИО2, являясь <.......> района Волгоградской области, является ответственным за нарушение требований пожарной безопасности. Отвечая в целом за состояние противопожарного режима на территории сельского поселения, и будучи наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, глава обязан контролировать совершение иными должностными лицами территории необходимых действий, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности.

Доводы жалобы о том, что <.......> около каждого гидранта, пожарного водоёма, а также на путях следования к ним установлены таблички с указанием их месторасположения, сводятся к переоценке обстоятельств дела, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, что полно отражено в решении судьи районного суда.

Ссылка в жалобе о том, что протоколы об административном правонарушении № <...>, № <...> составлены ДД.ММ.ГГГГ, однако нарушения выявлены ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит ч.1 ст.28.5 КоАП РФ, является необоснованной, поскольку опровергается материалами дела (актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами об административном правонарушении № <...>, № <...> от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановление государственного инспектора Быковского, Николаевского, Палласовского и Старополтавского районов Волгоградской области по пожарному надзору У.С.А.№ <...> от 20 мая 2016 года о привлечении <.......> района Волгоградской области ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.

На момент рассмотрения жалобы оснований к прекращению производства по делу в отношении <.......> района Волгоградской области ФИО1, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Вместе с тем, доказательств того, что должностным лицом ФИО2 нарушен п. 19 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, которым запрещено на территориях поселения и городских округов устраивать свалки горючих отходов, материалы дела не содержат.

Как усматривается из материалов дела, в том числе из акта проверки № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, в границах <адрес>, а именно рядом с жилым домом по адресу <адрес> имеются свалки горючих отходов. При этом данный акт не содержит указаний на вид горючих отходов. Не представляется возможным также установить вид горючих отходов и по фототаблице, имеющейся в материалах дела, при проведении мероприятия по контролю от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, из текста постановления административного органа и решения судьи районного суда подлежат исключению выводы о нарушении должностным лицом ФИО2 п. 19 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда

р е ш и л:

жалобу ФИО1 – удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора Быковского, Николаевского, Палласовского и Старополтавского районов Волгоградской области по пожарному надзору У.С.А.№ <...> от 20 мая 2016 года и решение судьи Палласовского районного суда Волгоградской области от 27 июня 2016 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 и ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <.......> Волгоградской области ФИО1 изменить: исключить из них выводы о нарушении п. 19 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390.

В остальной части указанное постановление и судебное решение, оставить без изменения.

Судья Волгоградского подпись

областного суда: Циренщиков И.А.

<.......>

<.......>

<.......>