Судья Попова М.В. Дело № 07р-1032/2020
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 27 августа 2020 г.
Судья Волгоградского областного суда Сукачев Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ларина Сергея Александровича на постановление государственного инспектора в области окружающей среды Волгоградской области № <...> от 02.06.2020 г. и решение судьи Котовского районного суда Волгоградской области от 16 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Ларина Сергея Александровича,
у с т а н о в и л:
государственного инспектора в области окружающей среды Волгоградской области № <...> от 02.06.2020 г. Ларин С.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Котовского районного суда Волгоградской области от 16 июля 2020 г. вышеназванное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Ларина С.А. оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, Ларин С.А. подал в Волгоградский областной суд жалобу, в которой просит названные акты, как незаконные, отменить, производство по делу прекратить.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
В соответствии со статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, сани- тарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель,’ снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
В соответствии со ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Статья 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предусматривает, что пользователь недр обязан обеспечить, том числе: соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Согласно Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71, при выявлении необходимости применения более эффективных мероприятий по охране окружающей среды в проектную документацию вносятся необходимые изменения (п.147); при разработке месторождений полезных ископаемых осуществляются мероприятия, предотвращающие или препятствующие развитию водной и ветровой эрозии почв, засолению, заболачиванию или другим формам утраты плодородия земель (п.149).
Для оценки загрязненности почвы принята классификация показателей уровня загрязнения по концентрации нефтепродуктов в почве:
< 1000 мг/кг-допустимый уровень загрязнения (ПДК);
1000-2000 мг/кг - низкий уровень загрязнения;
2000-3000 мг/кг - средний уровень загрязнения;
3000-5000 мг/кг - высокий уровень загрязнения;
>5000 мг/кг - очень высокий уровень загрязнения.
Данная классификация определена порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утв. Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ 18 ноября 1993 г.)
Как следует из представленных материалов дела, приказом № <...> от 14.08.2019 года, Ларин С.А. был назначен на должность начальника отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды ТПП «Волгограднефтегаз» ООО «РИТЭК».
В период с 22.01.2020 по 20.02.2020 года была проведена проверка Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой, что подтверждается актом проверки от 20.02.2020 года.
26.02.2020 в 10.20 часов при рассмотрении материалов проверки в помещении природоохранной прокуратуры (г. Волгоград, ул. Ким,8) в деятельности ООО «РИТЭК» выявлены нарушения в части соблюдения требований по охране земель.
ООО «РИТЭК» зарегистрировано по адресу: 443041, город Самара, ул. Ленинская, 120 а. В процессе своей производственной деятельности предприятие эксплуатирует на территории Волгоградской области месторождения с целью разведки и добычи углеводородного сырья на основании действующих лицензий.
В рамках проведения проверки прокуратурой с привлечением специалистов филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области (аттестат аккредитации № <...>) были отобраны пробы почвы на предмет наличия нефтезагрязнения земельных участков, занятых скважинами №№ 34, 13, 12, 21 Чухонастовского месторождения (ЦДНГ № 1 Арчединский, скважины №№34, 13, 12,21).
Рассматриваемые земельные участки расположенные на территории Таловского сельского поселения Камышинского муниципального района: площадью 3704,00 кв.м., кадастровый номер № <...>, для размещения скважины нефтяная № <...> Чухонастовская; площадью 3853,00 кв.м., кадастровый номер № <...>, для размещения скважины нефтяная № <...> Чухонастовская; и на территории Саломатинского сельского поселения Камышинского муниципального района: площадью 3944,00 кв.м., кадастровый номер № <...>, для размещения скважины нефтяная № <...> Чухонастовская; площадью 5230,00 кв.м., кадастровый номер № <...>, для размещения скважины нефтяная № <...> Чухонастовская.
В соответствии с заключением по результатам проведенных исследований и измерений проб почвы по протоколу измерения проб почвы № <...> от 14.02.2020 филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области установлены превышения содержания нефтепродуктов в почве на производственной площадке скважины № <...>. Так, содержание нефтепродуктов составило 4309 мг/кг. на глубине от 0-5 сантиметров и 4322 мг/кг на глубине 5-20 см, что свидетельствует о превышении в 11 и 10,7 раза соответственно по сравнению с фоновыми концентрациями.
В соответствии с заключением по результатам проведенных исследований и измерений проб почвы по протоколу измерения проб почвы № <...> от 14.02.2020 эилиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области установлены превышения содержания нефтепродуктов в почве на производственной площадке скважины № <...>. Так, содержание нефтепродуктов составило 852 мг/кг на глубине от 0-5 сантиметров и 875 мг/кг на глубине 5-20 см, что свидетельствует о превышении в 2,2 и 2,2 раза соответственно по сравнению с фоновыми концентрациями.
В соответствии с заключением по результатам проведенных исследований и измерений проб почвы по протоколу измерения проб почвы № <...> от 14.02.2020 филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области установлены превышения содержания нефтепродуктов в почве на производственной площадке скважины № <...>. Так, содержание нефтепродуктов составило 1662 мг/кг на глубине от 0-5 сантиметров и 1668 мг/кг на глубине 5-20 см, что свидетельствует о превышении в 4,2 и 4,2 раза соответственно по сравнению с фоновыми концентрациями.
В соответствии с заключением по результатам проведенных исследований и измерений проб почвы по протоколу измерения проб почвы № <...> от 14.02.2020 филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области установлены превышения содержания нефтепродуктов в почве на производственной площадке скважины № 21. Так, содержание нефтепродуктов составило 1723 мг/кг на глубине от 0-5 сантиметров и 1777 мг/кг на глубине 5-20 см, что свидетельствует о превышении в 4,4 и 4,4 раза соответственно по сравнению с фоновыми концентрациями.
Указанные земельные участки ООО «РИТЭК» эксплуатирует на основании договоров аренды земли № <...> от 05.05.2010 и № <...> от 05.05.2010 заключенных с администрацией Камышинского муниципального района Волгоградской области. Указанные земельные участки являются землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для размещения промышленных объектов.
Вышеперечисленное свидетельствует о нарушении ООО «РИТЭК» требований земельного законодательства, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Приказом № <...> от 14.08.2019 г., Ларин С.А. назначен на должность начальника отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды ТПП «Волгограднефтегаз» ООО «РИТЭК».
Указанные выше нарушения возникли в результате ненадлежащего отношение к исполнению обязанностей по соблюдению законодательства со стороны должностного лица - начальника отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды ТПП «Волгограднефтегаз» ООО «РИТЭК» Ларина С.А. (приказ о назначении на должность № <...> от 14.08.2019), который в соответствии с требованиями своей должностной инструкции № 20.01, утв. Первым заместителем директора ТПП по производству 01.06.2018, разрабатывает и обеспечивает структурные подразделения ТПП необходимой документацией в рамках системы управления промышленной безопасностью и охраной окружающей среды (п.2.7 инструкции), осуществляет анализ и контроль эффективности работы системы управления промышленной безопасностью и охраной окружающей среды (п.2.11 инструкции), обеспечивает надлежащий оперативный контроль над соблюдением целевых показателей в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды (п.2.12 инструкции).
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для проведения Волгоградским природоохранным прокурором проверки, по результатам которой 26.02.2020 г. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении начальника отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды ТПП «Волгограднефтегаз» ООО «РИТЭК» Ларина С.А.
Фактические обстоятельства дела судьёй проверены, подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, также административным материалом приобщенным к настоящему делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия Ларина С.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Ларина С.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Ларину С.А. в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения судьи районного суда и получили надлежащую правовую оценку, доводы не опровергают наличие в действиях Ларина С.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает административный штраф.
Исходя из смысла содержащихся в ст. 30.7 КоАП РФ положений, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является не всякое процессуальное нарушение, допущенное при привлечении лица к административной ответственности, рассмотрении дела или вынесении постановления по результатам его рассмотрения, а лишь такое существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Однако таких существенных нарушений процессуальных норм КоАП РФ при производстве по делу допущено не было.
Таким образом, обжалуемые акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводов, дающих основания для сомнения в законности судебного постановления, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, не усматриваю оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление государственного инспектора в области окружающей среды Волгоградской области № <...> от 02.06.2020 г. и решение судьи Котовского районного суда Волгоградской области от 16 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Ларина Сергея Александровича оставить без изменения, а жалобу Ларина Сергея Александровича оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Волгоградского областного суда Д.Ю. Сукачев