ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1041/17 от 19.12.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Диденко С.А. Дело № 07р-1041/2017

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 19 декабря 2017 года

Судья Волгоградского областного суда Маслов О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области по жалобе государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Н.М,В. на решение судьи Еланского районного суда Волгоградской области от 2 октября 2017 года,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Н.М,В. № 21-52/ГТС 2017 от 20 июля 2017 года администрация Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области была привлечена к административной ответственности по ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному штрафу в размере 25000 рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа от 20 июля 2017 года, юридическое лицо – администрация Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области обратилось с жалобой в Еланский районный суд Волгоградской области, в которой просило отменить постановление с прекращением производства по делу.

Решением судьи Еланского районного суда Волгоградской области от 2 октября 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Н.М,В. оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав должностное лицо административного органа Н.М,В., поддержавшую доводы жалобы, защитника администрации Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области – ФИО1, возражавшую против удовлетворения жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.

Статьёй 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений в виде административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного мероприятия по контролю (надзору) в отношении администрации Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, в рамках контроля исполнения сроков представления в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора деклараций безопасности гидротехнических сооружений пруда «Возниковский» (IV класс) и пруда на р. Терса (IV класс), установленных «Графиком представления в 2017 году деклараций безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», 4 июля 2017 года в 14 часов 00 минут, по адресу: 400074, <...>, каб. 13 Нижне-Волжского управления Ростехнадзора, было установлено, что юридическим лицом - администрацией Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области, не обеспечено выполнение требований Федерального закона №117 - ФЗ от 21.07.1997г. «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно:

Согласно письму заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ф.А.В. от 29 декабря 2016 года №00-03-05/1336 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений в 2017 году» и прилагаемому к нему Графику представления в 2017 году деклараций безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, размещенных на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: http://www.gosnadzor.ru (главная - энергетическая безопасность - государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений - декларирование безопасности гидротехнических сооружений), срок представления деклараций безопасности ГТС пруда «Возниковский» (IV класс) и ГТС пруда на р. Терса (IV класс) установлен - май 2017 года.

О чем администрация Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области уведомлялась письмом Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 13 февраля 2017 года № 02-21/3869 (получено адресатом 22 февраля 2017 года).

Однако, в нарушение указанных выше требований, администрацией Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области допущены следующие нарушения действующего законодательства об обеспечении безопасности ГТС, а именно:

1) ГТС пруда «Возниковский» и ГТС пруда на р. Терса эксплуатируются без утвержденных в установленном законом порядке деклараций безопасности ГТС. Документы по декларированию ГТС пруда «Возниковский» и ГТС пруда на р. Терса в Нижне-Волжское управление не поступали.

Нарушения требований статей 9, 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; п.19 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06 ноября 1998 года №1303.

2) ГТС пруда «Возниковский» и ГТС пруда на р. Терса не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Нарушения требований статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 года № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений»; п.8_1, п.25 Положения о декларировании гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06 ноября 1998 года № 1303; ч. I, ч. II Состава, формы представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, и правила ее заполнения, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 апреля 2016 года № 159.

3) ГТС пруда «Возниковский» и ГТС пруда на р. Терса эксплуатируется без разрешения на эксплуатацию ГТС.

Нарушения требований статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

По данному факту 12 июля 2017 года государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области Н.М,В. составлен протокол об административном правонарушении в отношении администрации Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области по ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

12 июля 2017 года уполномоченным лицом государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Волгоградской области Н.М,В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которого юридическое лицо – администрация Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.

Прекращая производство по делу в отношении администрации Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о том, что спорные ГТС относятся к IV классу, что согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 года) «О безопасности гидротехнических сооружений» и п.17 Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2013 года № 986 «О классификации гидротехнических сооружений», является гидротехническим сооружением низкой опасности, и соответственно вносится в Регистр в безусловном порядке без предоставления деклараций безопасности гидротехнического сооружения, а также, что в ходе проведенной проверки со стороны должностного лица было допущено нарушение положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Между тем, такие выводы судьи районного суда являются преждевременными.

Согласно ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда при пересмотре постановления о назначении административного наказания, в порядке ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были нарушены.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется в том числе на основании следующих общих требований: представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона №117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III и IV класса.

В порядке п. 5 ст. 1 Федерального закона №255-ФЗ от 03 июля 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что в отношении ГТС I и II класса плановые проверки будут проводиться не чаще чем один раз в течение одного года, ГТС III класса – не чаще чем один раз в течение трех лет. Плановые проверки в отношении ГТС IV класса проводиться не будут.

Однако, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 3 Федерального закона №255-ФЗ, вступившими в силу 3 октября 2016 года, сведения о всех поднадзорных ГТС, не внесенные в Регистр и (или) не обновленные в Регистре до дня вступления в силу Федерального закона № 255-ФЗ, подлежат обязательному внесению и (или) обновлению с присвоением ГТС соответствующего класса до 1 января 2019 года. Если сведения о ГТС не внесены в Регистр и (или) не обновлены в Регистре с присвоением ГТС соответствующего класса, плановые проверки в отношении такого ГТС проводятся с периодичностью не чаще чем один раз в течение одного года.

В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 3 Федерального закона №255-ФЗ, утверждённые Ростехнадзором до дня вступления в силу настоящего Федерального закона декларации безопасности ГТС сохраняют своё действие после дня вступления в силу указанного Федерального закона и предоставляют собственнику ГТС и (или) эксплуатирующей организации право осуществлять эксплуатацию ГТС в соответствии с законодательством Российской Федерации в области безопасности ГТС до окончания срока действия таких деклараций безопасности. При отсутствии декларации безопасности гидротехнического сооружения на день вступления в силу настоящего Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Кроме того, ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрено, что при внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации: I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности; II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности: III класс - гидротехническое сооружение средней опасности; IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 года №490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений» установлено, что сведения о ГТС вносятся в Регистр после утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения. Состав и форма представления сведений о ГТС, необходимых для формирования и ведения Регистра, а также правила ее заполнения утверждаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 апреля 2016 года №159 утверждены состав, форма представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, и правил её заполнения.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский Регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Таким образом, внесению в Регистр подлежат сведения о ГТС I - IV классов:

- при эксплуатации ГТС, расположенных на территории каждого субъекта Российской Федерации, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации после утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения, так как в соответствии с п. п. «а» п. 8.1 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 года №1303, сведения о гидротехнических сооружениях, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений являются приложением к декларации безопасности ГТС;

- при проектировании ГТС, представляемые в орган надзора вместе с декларацией безопасности гидротехнического сооружения в составе проектной документации на строительство (реконструкцию) гидротехнических сооружений, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, на основании п. 10 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 года № 1303. Данный пункт вступил в действие с 19 ноября 2016 года, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2016 года № 1149.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона №117-ФЗ, внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

Из материалов дела следует, что согласно письму заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ф.А.В. от 29 декабря 2016 года №00-03-05/1336 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений в 2017 году» и прилагаемому к нему Графику представления в 2017 году деклараций безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, размещенных на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: http://www.gosnadzor.ru (главная - энергетическая безопасность - государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений - декларирование безопасности гидротехнических сооружений), срок представления деклараций безопасности ГТС пруда «Возниковский» (IV класс) и ГТС пруда на р. Терса (IV класс) установлен - май 2017 года.

Таким образом, нарушения, касающиеся ГТС пруда «Возниковский» (IV класс) и ГТС пруда на р. Терса (IV класс) выявлены не в результате плановой проверки, а в рамках контрольных мероприятий, при непосредственном обнаружении должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что и послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно сопроводительного письма исх. № 4187 от 26 сентября 2017 года (л.д.138), судьёй районного суда был запрошен в Нижне-Волжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области.

Вместе с тем, судья районного суда рассмотрел жалобу юридического лица – администрации Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области на постановление административного органа от 20 июля 2017 года и 2 октября 2017 года вынес решение по делу, без исследования запрошенного дела об административном правонарушении.

Судьей 1 инстанции в нарушении требований ст.24.1, ст.26.11, п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не дана оценка всем имеющимся в деле об административном правонарушении доказательствам.

Таким образом, выводы судьи об отсутствии в действиях администрации Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области состава вменяемого правонарушения не основаны на полном, всестороннем выяснении всех обстоятельств дела.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по итогам рассмотрения жалобы на постановление судья выносит одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Срок привлечения к административной ответственности по настоящему делу в соответствии со ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время не истек.

При таких обстоятельствах, решение судьи Еланского районного суда Волгоградской области от 2 октября 2017 года подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда

р е ш и л:

решение судьи Еланского районного суда Волгоградской области от 2 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации Терсинского сельского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Волгоградского областного суда О.В. Маслов