Судья Зобнин В.В. Дело № 07р-1105/20
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 23 сентября 2020 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя Огороднического садоводческого некоммерческого товарищества «Оленье» ФИО1 по его жалобе на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Д.С.Г.№ <...> от 27 мая 2020 года и решение судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 30 июля 2020 года,
у с т а н о в и л:
27 мая 2020 года постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Д.С.Г.№ <...>, оставленным без изменения решением судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 30 июля 2020 года, председатель Огороднического садоводческого некоммерческого товарищества «Оленье» (далее по тексту - ОСНТ «Оленье») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, ФИО1 оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о том, что его действия, как должностного лица, не являются административным правонарушением, поскольку осуществление деятельности СНТ связано с обеспечением населения водой. Полагает, что имеются основания для прекращения производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы в полном объеме, выслушав представителя Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области З.В.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» определено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 2.3 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
В соответствии с частями 1, 6 статьи 8 Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). При этом формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
В силу части 3 статьи 9, части 3 статьи 43 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Согласно статье 9 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами,
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью.
Частью 3 статьи 5 Закона от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В соответствии с пунктами 7 и 14 статьи 4 Закона РФ «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся: распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения, а также организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.
В соответствии с пунктом 2.1.5. Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 19 декабря 2016 года №693-п «Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области» (опубликовано в издании «Волгоградская правда», №270, 27 декабря 2016 года), комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области распоряжается совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Волгоградской области, формирует совместно с Российской Федерацией региональный перечень полезных ископаемых, относящихся к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставляет право пользования участками недр местного значения; обеспечивает функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения; устанавливает порядок пользования участками недр местного значения; принимает решение о предоставлении права пользования участками недр в пределах компетенции установленной законодательством; организует и осуществляет региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Как следует из материалов дела и верно установлено судьёй районного суда, 25 февраля 2020 года прокуратурой Дубовского района Волгоградской области была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды, недропользовании в деятельности ОСНТ «Оленье». В ходе проверки выявлены нарушения в части соблюдения требований законодательства о недропользовании.
Проверкой установлено, что ОСНТ «Оленье» с 01 января 2020 года осуществляет деятельность по добыче подземных вод на территории Оленьевского сельского поселения Дубовского района без лицензии на пользование недрами, что является нарушением ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2014 года №459-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ОСНТ «Оленье» зарегистрировано в МИФНС № 5 по Волгоградской области 26 января 2005 года. Одним из дополнительных видов деятельности Товарищества является распределение воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.2).
При таких обстоятельствах административный орган и судья районного суда сделали обоснованный вывод о правомерности привлечения председателя ОСНТ «Оленье» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Действия ФИО1 квалифицированы правильно, в соответствии с установленными по делу доказательствами и требованиями КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения, вопреки доводам автора жалобы, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает. Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в представленных материалах не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Выводы судьи районного суда и должностного лица о виновности председателя ОСНТ «Оленье» ФИО1, квалификации его действий и назначения ему наказания сомнений в своей законности не вызывают, поскольку, являются правильными.
В соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из изложенного, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, и может иметь место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей, возложенных на него законодательством, в связи с чем утверждения заявителя о наличии оснований для признания вменяемого должностному лицу – председателю ОСНТ «Оленье» ФИО1 правонарушения малозначительным и прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, подлежат отклонению как несостоятельные.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 допустил использование недр без соответствующего разрешения в состоянии крайней необходимости, поскольку в силу законодательства он не имеет права не поставлять воду при подаче коммунальных услуг, для населения, основаны на ошибочном толковании закона и опровергаются имеющимися материалами дела.
В силу статьи 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред.
По смыслу приведённой нормы закона опасность, угрожающая личности, интересам общества и государства, должна быть реальной, а не мнимой и не предполагаемой; действия, совершаемые в обстановке крайней необходимости, по времени должны совпадать с реально существующей угрозой причинения вреда; существовавшая опасность не могла быть устранена иными средствами; квалифицируемые как административное правонарушение действия лица являлись единственно возможными, которые могли привести к устранению опасности.
В материалы дела не представлено доказательств совершения председателем ОСНТ «Оленье» ФИО1 действий в состоянии крайней необходимости применительно к положениям статьи 2.7 КоАП РФ, а именно наступление опасности, угрожающей правам граждан, а также охраняемым законом интересам общества и государства.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» статью 5 Федерального закона от 29 декабря 2014 года №459-ФЗ «о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты РФ» часть 3 дополнена следующим содержанием:
3. Некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами.
Данные положения закона вступили в силу с 30 июля 2017 года.
Таким образом, будучи председателем ОСНТ «Оленье» ФИО1 использовавший недра, в том числе артезианские скважины, должен был и обязан с 30 июля 2017 года по 1 января 2020 года позаботиться об оформлении в установленном законом порядке разрешения (лицензии) от государства на пользование недрами.
Однако, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что председателем ОСНТ «Оленье» ФИО1 предпринимались активные и достаточные меры для получения лицензии, представлено не было.
Приведённые в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях председателя ОСНТ «Оленье» ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Постановление о привлечении председателя ОСНТ «Оленье» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Д.С.Г.№ <...> от 27 мая 2020 года и решение судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 30 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя Огороднического садоводческого некоммерческого товарищества «Оленье» ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано или опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского подпись
областного суда И.А. Циренщиков