ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1131/2023 от 19.12.2023 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Галахова И.В. Дело № 07р-1131/2023

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 19 декабря 2023 года

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области М.Т.Н. на решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 22 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» Якимовича В.С.,

у с т а н о в и л:

9 октября 2023 года постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области М.Т.Н. № 16-34/120/2-23 должностное лицо – ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» (далее по тексту – ФГБОУ «ВГАФК») Якимович В.С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 35 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Якимович В.С. обратился с жалобой в Центральный районный суд г. Волгограда.

Решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 22 ноября 2023 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области М.Т.Н. № 16-34/120/2-23 от 9 октября 2023 года изменено, размер назначенного наказания в виде административного штрафа снижен до 20000 рублей.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области М.Т.Н. выражает несогласие с принятым решением судьи районного суда, приводя доводы о том, что правовых оснований для снижения размера наказания в виде административного штрафа до минимального предела, предусмотренного санкцией статьи 15.14 КоАП РФ, не имелось.

Проверив в полном объёме материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области Д.А.С., просившего жалобу удовлетворить, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Волгоградской области в отношении ФГБОУВО «ВГАФК» проведена плановая выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года, по результатам которой выявлены факты нецелевого исполнения средств субсидии, предоставленной Учреждению в соответствии с абз. 2 п.1 ст.78.1 БК РФ в 2022 году на приобретение материальных запасов на общую сумму 1065861,00 рублей.

Субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, являются бюджетными средствами.

Согласно абз. 2 и 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1.1 соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 08 ноября 2022 года № 777-02-2022-127 предметом указанного Соглашения является предоставление Учреждению из федерального бюджета в 2022 году Субсидии: Иные субсидии в целях приобретения нефинансовых активов.

Согласно пункту 2.1 Субсидия предоставляется Учреждению для достижения цели, указанной в пункте 1.1 Соглашения от 08 ноября 2022 года № 777- 02-2022/127.

В соответствии с пунктом 4.3.2 Учреждение обязуется использовать Субсидию для достижения цели в пункте 1.1 Соглашения от 08 ноября 2022 года № 777-02- 2022/127, в соответствии с условиями предоставления Субсидии, установленными Правилами предоставления субсидии, и Соглашением от 08 ноября 2022 года №777-02- 2022/127 на осуществление выплат, указанных в Сведениях об операциях с целевыми субсидиями.

Приказом Минспорта России от 27 октября 2020 года №798 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели федеральных государственных бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству спорта РФ.

В соответствии с п. 14 Порядка от 27 октября 2020 года № 798 предоставление целевой субсидии осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным между Минспортом России и Учреждением на основании типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2016 года №197н.

Согласно требованиям Типовой формы в п. 1.1 Соглашения указывается цель предоставления Субсидии в соответствии с аналитическим кодом Субсидии, указанным в п. 2.2.1 Типовой формы, в соответствии с Перечнем кодов целевых субсидий.

В п. 2.2.1 Соглашения от 08 ноября 2022 года указан аналитический код субсидии 03-99, соответствующий наименованию субсидии - иные субсидии в целях приобретения нефинансовых активов.

Приложением № 1 к Соглашению от 08 ноября 2022 года № 777-02-2022-127 определено направление расходования средств Субсидии - приобретение основных средств, включая оборудование, мебель, спортивный и хозяйственный инвентарь для оснащения зданий и помещений. В Приложении № 3 к Соглашению от 08 ноября 2022 года № 777-02-2022-127 установлен результат предоставления Субсидии - количество приобретенных основных средств, включая оборудование, мебель, спортивный и хозяйственный инвентарь для оснащения зданий и помещений, в том числе после капитального ремонта - 590 единиц.

Приложения № 1 и № 3 являются неотъемлемой частью Соглашения от 08 ноября 2022 года № 777-02-2022/127.

Из материалов дела следует, что в отчёте о достижении значений результатов предоставления Субсидии по состоянию на 01 января 2023 года, направленному в Министерство спорта Российской Федерации, указан результат предоставления Субсидии - количество приобретенных основных средств, включая оборудование, мебель, спортивный и хозяйственный инвентарь для оснащения зданий и помещений, в том числе после капитального ремонта - 590 единиц.

Принимая во внимание изложенное, Учреждением средства Субсидии, полученной по Соглашению от 08 ноября 2022 года № 777-02-2022/127 на приобретение основных средств, направлены в полном объеме на цели, не предусмотренные условиями Соглашения от 08 ноября 2022 года № 777-02- 2022/127, а именно - на приобретение материальных запасов, что соответствует аналитическому коду субсидии 03-06 в соответствии с Перечнем кодов целевых субсидий (Субсидии в целях приобретения материальных запасов, затраты на приобретение которых не включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы)).

Расходы по приобретению указанных материальных запасов - реагентов для химической обработки воды в бассейне «Wellness Therm» (коагулянт средство для очистки и осветления воды, средство для понижения PH воды в бассейне (РН-), средство для уничтожения водорослей (Альгицид), средство чистящее для бассейна (ГПХ)) отнесены в бюджетном учете Учреждения на под статью КОСТУ 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» на счет бюджетного учета 105.36 «Прочие материальные запасы».

Указанный товар оплачен Учреждением в полном объеме за счет средств полученной Субсидии с лицевого счета № 711Х6121001 19 декабря 2022 года платежными поручениями № 62 на сумму 161 766,00 рублей, № 63 на сумму 904 095,00 рублей.

Учреждением в 2022г. из средств Субсидии на приобретение основных средств, включая оборудование, мебель, спортивный и хозяйственный инвентарь для оснащения зданий и помещений, произведены расходы в сумме 1065 861,00 рублей на приобретение материальных запасов, т.е. на цели, не предусмотренные условия соглашения от 08 ноября 2022 года.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

В связи с выявленными нарушениями 25 сентября 2023 года уполномоченным должностным лицом Управления Федерального казначейства по Волгоградской области в отношении ректора ФГБОУВО «ВГАФК» Якимовича В.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области М.Т.Н. № 16-34/120/2-23 от 9 октября 2023 года установлена вина ректора ФГБОУВО «ВГАФК» Якимовича В.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Центрального районного суда г.Волгограда в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ были исследованы представленные по делу доказательства, которые судом обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для разрешения дела, в результате чего судьей был сделан правильный вывод о наличии события правонарушения и виновности Якимовича В.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств не имеется.

Вывод должностного лица и судьи районного суда о совершении должностным лицом ФГБОУВО «ВГАФК» Якимовичем В.С. указанного административного правонарушения, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Между тем, проверив дело в полном объеме, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для изменения постановления в части назначенного наказания.

Санкцией статьи 15.14 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения должностному лицу наказания в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Структура нормы статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает особенности назначения наказания частью 2 физическому лицу, а частью 3 регламентирует особенности назначения наказания юридическому лицу.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из материалов дела усматривается, что отягчающих вину Якимовича В.С. обстоятельств установлено не было, каких-либо мотивов для назначения наказания в виде штрафа в размере более минимального размера установленного санкцией данной статьи, как верно отмечено судьей районного суда, в постановлении не приведено.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела и в целях исключения избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда обоснованно снизил размер назначенного Якимовичу В.С. административного наказания в виде административного штрафа до минимального предела, предусмотренного санкцией ст. 15.14 КоАП РФ для должностных лиц, до 20 000 рублей.

По изложенным мотивам доводы настоящей жалобы являются несостоятельными.

Таким образом, оснований для отмены судебного акта не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 22 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» Якимовича В.С. оставить без изменения, а жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области М.Т.Н. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского

областного суда подпись И.А. Циренщиков