ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1136/2022 от 04.08.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Джумагалиева И.Н. Дело № 07р-1136/2022

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 04 августа 2022 года

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника специального должностного лица АО "АО Каустик" Баранова Олега Алексеевича - Саликова Даниила Александровича на постановление заместителя руководителя Межрегионального Управления Федеральной Приборной палаты по ЮФО Г.Т.Н.№ <...> от 10.02.2022 года и решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 25 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специального должностного лица АО "АО Каустик" Баранова Олега Алексеевича,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя Межрегионального Управления Федеральной Приборной палаты по ЮФО Г.Т.Н.№ <...> от 10.02.2022 года специальное должностное лицо АО "АО Каустик" Баранов Олег Алексеевич привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 15.27 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере

10 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа № <...> от 10.02.2022 года защитник специального должностного лица АО "АО Каустик" Баранова О.А. - Саликов Д.А. обратился с жалобой в Красноармейский районный суд г.Волгограда в которой просил отменить постановление с прекращением производство по делу.

Решением судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 25 мая 2022 года, постановление заместителя руководителя Межрегионального Управления Федеральной Приборной палаты по ЮФО Г.Т.Н.№ <...> от 10.02.2022 года было оставлено без изменения, а жалоба защитника Баранова О.А. - Саликова Д.А. без удовлетворения.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, защитник Баранова О.А. - Саликов Д.А. оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, производство по делу прекратить, поскольку считает, что АО «Каустик» не относится к субъектам статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ, в связи с чем на должностное лицо не распространяются требования Федерального закона №115-ФЗ. Ссылается на правовую позицию изложенную в решении Арбитражного суда Республики Крым №А83-5002/2022 по жалобе АО «Завод Фиолент». Полагает, что МРУ Пробирной палаты России по ЮФО были нарушены сроки проведения проверки. Обращает внимание суда, что судьей районного суда в резолютивной части был неверно указан порядок его обжалования.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитников Баранова О.А. - Саликова Д.А. и Арсенину М.И., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов административного дела, в соответствии с Положением о МРУ Пробирная палата России по ЮФО, утвержденном приказом Федеральной пробирной палаты от 08.04.2020 № 8, помимо прочего, МРУ Пробирной палаты России по ЮФО осуществляет полномочия в сфере государственного контроля (надзора) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).

В целях реализации данных полномочий в соответствии утвержденным планом проверок на 2021 год МРУ Пробирной палаты России по ЮФО организована и проведена плановая документарная проверка деятельности АО «Каустик» на предмет соблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ.

Плановой документарной проверкой установлено следующее: АО «Каустик» зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением ОГРН 1023404355666, что подтверждено сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц и материалами проверки.

АО «Каустик» зарегистрировано и состоит на специальном учёте в ГИИС ДМДК.

Номер постановки на специальный учет: ЮЛ3404011906. Дата постановки на специальный учет: 03.09.2021 (https://dmdk.ru).

В ГИИС ДМДК при постановке на специальный учет заявлены следующие виды деятельности:

20.13 Производство прочих основных неорганических химических веществ (с использованием для производства продукции согласно технологии драгоценных металлов (далее- ДМ) в виде серебряных контактов, серебряных прокладок, платиновых термопар, платиновой посуды, спиралей, реактивов, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ru, Ir и других изделий из ДМ) (с использованием для производства продукции согласно технологии драгоценных металлов в виде серебряных контактов, серебряных прокладок, платиновых термопар, платиновой посуды, спиралей, реактивов, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ru, Ir и других изделий из ДМ);

20.14 Производство прочих основных органических химических веществ (с использованием драгоценных металлов для производства продукции согласно технологии);

72.1 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук (с использованием платиновой посуды, платиновых спиралей, электродов и реактивов, содержащих драгоценные металлы);

71.20.9 Деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу прочая (с использованием платиновой посуды, платиновых спиралей, электродов и реактивов, содержащих драгоценные металлы);

46.77 Торговля оптовая отходами и ломом (сбор и первичная обработка собственного лома и отходов, содержащих драгоценные металлы с целью продажи для дальнейшей переработки);

33.12 Ремонт машин и оборудования (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных прокладок, серебряных и платиновых электродов, спиралей, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ);

43.99.7 Работы по сборке и монтажу сборных конструкций (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных прокладок, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ);

33.14 Ремонт электрического оборудования (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных и платиновых электродов, спиралей, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ);

43.21 Производство электромонтажных работ (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных и платиновых электродов, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ).

В соответствии с требованиями пункта 2 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 №1052 (далее - Правила) постановке на специальный учет подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее – юридические лица и индивидуальные предприниматели), за исключением:

а) кредитных организаций (банков);

б) организаций, использующих в своей деятельности химические соединения

драгоценных металлов для проведения анализов;

в) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование

готовых форм фармацевтической, парфюмерной и косметической продукции, содержащей химические соединения драгоценных металлов;

г) образовательных организаций, использующих в своей деятельности

химические соединения драгоценных металлов при осуществлении образовательных процессов;

д) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование

серебросодержащих фотопластинок, фото- и кинопленки, фотобумаги и прочих светочувствительных фотоматериалов;

е) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование лакокрасочной продукции, содержащей драгоценные металлы;

ж) медицинских организаций, осуществляющих армирование нитями из драгоценных металлов, устанавливающих имплантаты, искусственные зубы, зубные протезы, протезные приспособления, а также использующих стоматологические цементы и другие стоматологические пломбировочные материалы, содержащие драгоценные металлы или изготовленные из них;

з) организаций, использующих машины и оборудование, приборы, инструменты, электронную технику, пускорегулирующие устройства и устройства автоматики, электрические устройства, комплектующие детали, узлы, содержащие драгоценные металлы, за исключением организаций, использующих изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов стеклоплавильные устройства, тигли, катализаторные сетки, лабораторную посуду;

и) организаций, использующих для ремонта машин и оборудования, приборов, инструментов, электронной техники, пускорегулирующих устройств и устройств автоматики, электрических устройств химические соединения, сплавы, припои, содержащие драгоценные металлы;

к) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использующих в своей деятельности инструменты и (или) изделия производственно-технического назначения, содержащие природные алмазы;

л) Центрального банка Российской Федерации;

м) органов государственной власти;

н) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих

торговлю изделиями, изготовленными из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов.

Законодатель даёт исчерпывающий перечень исключений для организаций и

индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с ДМ, которые не подлежат постановке на специальный учёт. Постановка на специальный учёт носит заявительный характер. АО «Каустик» самостоятельно подало заявление о постановке на специальный учёт, следовательно, АО «Каустик» не относит себя к указанным исключениям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся, в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу ДМ и ДК, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.

Проверкой установлено, что АО «Каустик» в проверяемом периоде осуществляло деятельности по покупке драгоценных металлов в виде: Рутений (IV) гидроксохлорид раствор 20,08%, ПОЛОСА СР 99,99 2.0*200*500/Твёрдая, ПРОВОЛОКА ПСР-45, ПРОВОЛОКА СР-99,99 - 4.0-Мягкая ГОСТ 7222-2014.

Проволока серебряная является длинномерным изделием с поперечным сечением постоянных размеров, изготовляемое волочением, свернутое в моток или намотанное на катушку, применяемым для образования неразъемного соединения с межатомными связями путем нагрева соединяемых материалов ниже температуры их плавления, их смачивания припоем, затекания припоя в зазор и последующей его кристаллизации (пайка), и образования на поверхности материала металлического слоя путем плавления припоя, смачивания припоем поверхности и последующей его кристаллизации (лужение).

То есть, при пайке или лужении происходит изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов.

Проверкой установлено, что в деятельности АО «Каустик» приобретенные ДМ

использовались: Рутений (IV) гидроксохлорид раствор 20,08% - для нанесения на поверхность титановых анодов и токоподводов; ПОЛОСА СР 99,99 2.0*200*500/Твёрдая - режется на пластины, которые серебряным припоем ПСР-45 припаивается к медной основе контактов электролизеров; ПРОВОЛОКА ПСР-45 - используется для припоя серебряных пластин; ПРОВОЛОКА СР-99,99 (4.0-Мягкая ГОСТ 7222-2014) - для изготовления серебряных прокладок. ПРОВОЛОКА ПСР-45 является изделиями из ДМ, используемой для изготовления приборов и оборудования в целях их последующей продажи (реализации).

В соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на ПОД/ФТ, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, а также об отказе клиенту в приеме на обслуживание, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ: внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ массового уничтожения (далее - целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом №115-ФЗ случаях целевых правил внутреннего контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля являются документом, который оформлен на бумажном носителе и который регламентирует организационные основы работы, направленной на ПОД/ФТ, в организации; устанавливает обязанности и порядок действий руководителя организации, индивидуального предпринимателя, работников организации и индивидуального предпринимателя в целях осуществления внутреннего контроля; определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемые юридическими лицами (далее - Требования Постановления Правительства РФ №667).

В соответствии с пунктом 1.1 Требований Постановления Правительства РФ №667 руководитель организации должен обеспечивать контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании пункта 2 указанных Требований Постановления Правительства РФ № 667, правила внутреннего контроля должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 Требований Постановления Правительства РФ №667 установлен перечень программ осуществления внутреннего контроля, которые должны включаться в правила внутреннего контроля, и утверждены наименования данных программ.

В ходе проверке АО «Каустик» предоставлены правила внутреннего контроля,

утвержденные 24.03.2006 г., из которых следует, что в нарушение пунктов 1.1, 2, 4 Требований Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 АО «Каустик» в проверяемый период в деятельности использовались правила внутреннего контроля не соответствующие законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ, руководителем Общества не обеспечен контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства РФ, специальным должностным лицом не разработаны правила внутреннего контроля в соответствии с действующим законодательством РФ.

Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательства о

ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В соответствии с пунктом 32 Требований Постановления Правительства РФ №667 в программе «проверки осуществления внутреннего контроля» правил внутреннего контроля, должны быть предусмотрены следующие мероприятия: проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов; представление руководителю организации, индивидуальному предпринимателю по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля; (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2015 №342) принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.

Установлено, что в проверяемом периоде АО «Каустик» не проводило не реже одного раза в полугодие внутренних проверок выполнения в организации правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов, а следовательно, не соблюдало нормы пункта 32 Требований Постановления Правительства РФ №667.

Также, не приняты внутренние организационные меры для предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения во исполнение требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 г. № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ» (далее - Постановление № 492) к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по ПОД/ФТ;

б) прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях

ПОД/ФТ.

В силу пункта 3 Постановления Правительства № 492 требования в подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществ, устанавливается Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Согласно пункту 10 Положения «О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. №203 (далее - Положение № 203), однократно обучение в форме целевого инструктажа должен пройти: в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей либо с даты вступления в силу Положения № 203, руководитель организации (индивидуальный предприниматель), главный бухгалтер, либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии); до начала осуществления возложенных должностных функций – специальное должностное лицо.

Лица, занимающие на момент вступления в силу настоящего Положения должности, указанные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 10 Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу настоящего Положения.

На основании протокола очередного собрания участников <.......> от ДД.ММ.ГГГГ и приказа <.......> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>-к генеральным директором ООО «Каустик» назначен А.Э.Э..

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> обязанности главного бухгалтера АО «Каустик» возложены на С.И.В..

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> обязанности руководителя юридического подразделения возложены на П.Л.М..

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> ответственным лицом за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в АО «Каустик» назначен начальник второго отдела Баранов Олег Алексеевич.

Установлено, что в нарушение подпункта «б» пункта 1 Постановления № 492 и

пункта 10 Положения № 203 специальным должностным лицом Барановым О.А. не пройдено обучение в форме целевого инструктажа и он не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к специальному должностному лицу организации.

В нарушение пункта 10 Положения № 203 у руководителя организации А.Э.Э., у главного бухгалтера С.И.В., у руководителя правового департамента П.Л.М. отсутствует обучение в форме целевого инструктажа.

Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.

Требованиями пункта 2 Положения № 203 установлено, что руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые обязаны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ.

Требованиями пункта 6 Положения № 203 установлено, что обучение необходимо проходить в форме вводного инструктажа, и согласно пункту 7 Положения вводный инструктаж проводится специальным должностным лицом в следующих случаях: при приеме на работу на должности либо на выполнение функций, указанных в пунктах 3,4 Положения при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные в пунктах 3,4 Положения.

Требованиями пункта 6 Положения № 203 установлено, что обучение необходимо проходить в форме дополнительного инструктажа, и согласно пункту 8 Положения дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год, либо в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ; при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления; при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области ПОД/ФТ недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

Требованиями пункта 14 главы 3 Положения № 203 установлено, что организации разрабатывают программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ с учетом требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.

Согласно пункту 19 Положения №203, факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.

АО «Каустик» представлен список материально ответственных лиц, имеющих договор на работу с драгоценными металлами по состоянию на 17.12.2021 г.

Установлено, что в проверяемом периоде с 01.01.2021 по 10.11.2021 были приняты на работу (переведены на должности) 17 работников.

Установлено, что в нарушение пунктов 2, 6, 7, 8, 14, 19 Положения № 203 АО «Каустик» не утверждён перечень сотрудников, которые обязаны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, отсутствует утвержденная программа подготовки и обучения кадров организации в целях ПОД/ФТ, специальным должностным лицом не проводилось обучение в форме вводного и дополнительного инструктажа, отсутствует фиксация фактов проведения с сотрудниками организации инструктажей и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ.

Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Порядка доступа к личному кабинету и его использования, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 июля 2020 г. № 175 «Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования» (далее - Порядок) Пользователями личного кабинета (далее - пользователь), под которым в настоящем Порядке в соответствии с абзацем двадцать третьим статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ понимается информационный ресурс, размещенный на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.fedsfm.ru (далее -официальный сайт), являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в части первой статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ.

В соответствии с требованиями пункта 11. Личный кабинет используется: 11.1. Пользователями, указанными в подпунктах 1.1 Порядка 11.1.1. Для получения: информации о включении организаций и (или) физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, исключении организаций и (или) физических лиц из названного перечня, внесении корректировок в содержащиеся в названном перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах; информации о решении об удовлетворении международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами письменного мотивированного заявления, направленного в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 2.5 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ; информации о включении организаций и (или) физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, исключении организаций и (или) физических лиц из названного перечня, внесении изменений в сведения об организациях и (или) о физических лицах, содержащиеся в названном перечне; информации об удовлетворении органами, специально созданными решениями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, письменного мотивированного заявления, направленного в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 7 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ; электронного образа выписки из протокола заседания Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и списка лиц, в отношении которых действует решение Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества; перечня иностранных государств и (или) административно-территориальных единиц иностранных государств, обладающих самостоятельной правоспособностью, на территории которых зарегистрированы иностранные банки, эмитировавшие платежные карты, операции с использованием которых подлежат обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.5 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ; запросов Росфинмониторинга, указанных в пунктах 10 и 16 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 209 (далее - Положение о представлении информации); постановлений Росфинмониторинга о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 и пункте 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ; решений суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенных в соответствии с частью четвертой статьи 8 Федерального закона №115-ФЗ; доклада о результатах проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; разъяснений Росфинмониторинга по вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11.1.2. Для направления: информации, указанной в пунктах 3 и 6 Положения;

информации, указанной в пунктах 10 - 13 и 16 Положения о представлении информации, по запросам Росфинмониторинга.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверить наличие среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Помимо этого в ходе проверки было установлено, что у АО «Каустик» отсутствует регистрация личного кабинета организации на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу, что подтверждено сведениями из Личного кабинета надзорного органа.

В нарушение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ АО «Каустик» проверка не проводилась и информация не направлялась в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ в установленные сроки.

Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.

Ответственность за данные правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии со ст. 3 Закона №15-ФЗ организация внутреннего контроля включает в себя, в том числе, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля. В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля относится к обязанности организации.

В данном случае нарушения допущены специальным должностным лицом – Барановым О.А.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы защитника Баранова О.А. - Саликова Д.А. о том, что АО «Каустик» не относится к субъектам статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ, в связи с чем на должностное лицо не распространяются требования Федерального закона №115-ФЗ, являются ошибочными на основании следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления, а также установлено, что к операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями относится, в том числе изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней.

Если организация осуществляет куплю-продажу ДМ, которые в последующем используются для изготовления приборов и оборудования, то она признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом.

Аналогичная позиция содержится в информационном письме Росфинмониторинга от 20.09.2021 № 63 «О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю- продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» согласно которой, организация осуществляющая куплю- продажу драгоценных металлов, которые в последующем используются для изготовления приборов и оборудования, признается организацией осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом и является субъектом Федерального закона № 115-ФЗ.

Приобретенные ДМ используются не в составе готового оборудования и приборов, а для производства изделий содержащих ДМ, путем изменения физического состояния ДМ.

Законодатель устанавливает исключение для использующих ДМ в составе инструментов, приборов, оборудования (ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ), а не использующих ДМ в производстве оборудования (изделий).

Таким образом, АО «Каустик» не подпадает под исключения, установленные статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ и является организацией, осуществляющий скупку, куплю-продажу ДМ и ДК, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

На основании вышеизложенного, доводы заявителя о том, что АО «Каустик» не относится к субъектам статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ, опровергаются материалами проверки.

В связи с тем, что АО «Каустик» является субъектом статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ на должностное лицо Баранова О.А. распространяются требования Федерального закона №115-ФЗ.

Ссылки защитника Баранова О.А. - Саликова Д.А. на правовую позицию, изложенную в решении Арбитражного суда Республики Крым №А83-5002/2022 по жалобе АО «Завод Фиолент», не могут быть приняты во внимание в рамках рассмотрения данного административного дела, поскольку они содержат обоснование сделанных судом выводов применительно к обстоятельствам конкретного дела.

Кроме того, действующие нормы КоАП РФ не содержат каких-либо положений о преюдиции вынесенных в рамках рассмотрения иных дел об административных правонарушений судебных актов.

Что касается ссылок защитника Баранова О.А. - Саликова Д.А. о нарушении сроков проведения проверки, то они также подлежат отклонению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 15 части 3.1 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля - контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ.

В силу пункта 4 части 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» положения Федерального закона № 248-ФЗ не применяются к организации и осуществлению государственного контроля в сфере ПОД/ФТ.

Таким образом, у административного органа отсутствует обязанность согласования плана проверок с органами прокуратуры, по размещению плана проверок в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а соответственно указание ссылки на утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок.

Кроме того, проведение проверочных мероприятий по ПОД/ФТ не связаны с требованиями по проведению контрольных (надзорных) мероприятий, применяемыми при других видов контроля, в том числе и приостановление.

Сроки исчисления проведения проверки исчисляются с даты получения документов 10.12.2021 года.

Проведение проверки в отношении АО «Каустик» осуществлено в рамках государственного контроля (надзора) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу ДМ и ДК, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения законодательства о ПОД/ФТ, а не в рамках федерального государственного пробирного надзора.

Административный орган не связан требованиями, установленными Федеральным законом № 294-ФЗ, Федеральным законом 248-ФЗ, в том числе и сроками установленными данными законами для проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Таким образом, МРУ Пробирной палаты России по ЮФО сроки проведения проверки не нарушались и отмене не подлежат.

Вместе с тем, с выводами должностного лица административного органа и судьи районного суда о нарушении специальным должностным лицом Барановым О.А. подпункта «б» пункта 1 Постановления №492 и пункта 10 Положения № 203, поскольку им же не было пройдено обучение в форме целевого инструктажа, и он не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к специальному должностному лицу организации, согласиться нельзя.

Требованиями пункта 2 Положения № 203 установлено, что руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые обязаны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ.

Требованиями пункта 6 Положения № 203 установлено, что обучение необходимо проходить в форме вводного инструктажа, и согласно пункту 7 Положения вводный инструктаж проводится специальным должностным лицом в следующих случаях: при приеме на работу на должности либо на выполнение функций, указанных в пунктах 3,4 Положения при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные в пунктах 3,4 Положения.

Требованиями пункта 6 Положения № 203 установлено, что обучение необходимо проходить в форме дополнительного инструктажа, и согласно пункту 8 Положения дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год, либо в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ; при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления; при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области ПОД/ФТ недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

Требованиями пункта 14 главы 3 Положения № 203 установлено, что организации разрабатывают программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ с учетом требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.

Согласно пункту 19 Положения №203, факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.

На основании п. б ст.1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования: прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно ст. 14 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организация разрабатывает программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Программа обучения) с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.

Более того, на основании пунктов 17 и 18 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 организация ведет учет прохождения ее сотрудниками обучения.

Порядок учета прохождения сотрудниками организации обучения устанавливается руководителем организации.

Таким образом, поскольку учет прохождения сотрудниками обучения возложен на организацию из объема вменных специальному должностному лицу Баранову О.А., подлежат исключению выводы о нарушении им подпункта «б» пункта 1 Постановления № 492 и пункта 10 Положения № 203, выразившегося в том, что им не пройдено обучение в форме целевого инструктажа, и он не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к специальному должностному лицу организации.

Кроме того, доводы защитника Баранова О.А. - Саликова Д.А. о том, что судьей районного суда в резолютивной части был неверно указан порядок его обжалования, заслуживают внимание, однако не влекут отмену обжалованного решения, поскольку подлежит изменению, путем изложения в правильной редакции.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Межрегионального Управления Федеральной Приборной палаты по ЮФО Г.Т.Н.№ <...> от 10.02.2022 года и решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 25 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специального должностного лица АО «АО Каустик» Баранова О.А. подлежит изменению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление заместителя руководителя Межрегионального Управления Федеральной Приборной палаты по ЮФО Г.Т.Н.№ <...> от 10.02.2022 года и решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 25 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специального должностного лица АО "АО Каустик" Баранова Олега Алексеевича - изменить, исключив из него выводы о нарушении специальным должностным лицом АО "АО Каустик" Барановым Олегом Алексеевичем подпункта «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 г. № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ» и пункта 10 Положения «О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. №203, выразившегося в том, что им не пройдено обучение в форме целевого инструктажа, и он не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к специальному должностному лицу организации.

В остальной части постановление заместителя руководителя Межрегионального Управления Федеральной Приборной палаты по ЮФО Г.Т.Н.№ <...> от 10.02.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специального должностного лица АО "АО Каустик" Баранова Олега Алексеевича оставить без изменения.

Абзац второй резолютивной части решения судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 25 мая 2022 года изменить, изложив в следующей редакции: «Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии настоящего решения».

В остальной части решение судьи Красноармейского районного суда г.Волгограда от 25 мая 2022 года оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского

областного суда подпись А.Ю. Коробицын