ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1143/2022 от 11.08.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Попова И.Н. дело № 07р-1143/2022

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 11 августа 2022 года

Судья Волгоградского областного суда Сукачев Д.Ю., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании жалобу начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Волгоградской области Червина Евгения Николаевича на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 18 мая 2022 г. и решение Волжского городского суда Волгоградской области от 07 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, в отношении начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Волгоградской области Червина Евгения Николаевича,

установил:

постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области ЧВП № 061/04/15.37-703/2022 от 18 мая 2022 г. начальник ФКУ Исправительная колония № 12 УФСИН России по Волгоградской области (далее - ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области) Червин Е.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 07 июля 2022 г. постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области ЧВП № 061/04/15.37-703/2022 от 18 мая 2022 г. оставлено без изменения, жалоба начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Волгоградской области Червина Е.Н. – без удовлетворения.

Не согласившись с вышеуказанными актами, начальник федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Волгоградской области Червин Е.Н. обратился в Волгоградский областной суд с жалобой, в которой просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить, поскольку данные акты являются незаконные и необоснованные, вынесенные с нарушением материальных и процессуальных норм.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Волгоградской области Червина Е.Н. – Марчукову О.М., поддержавшая доводы жалобы, старшего помощника прокурора г. Волжский БРВ, возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Федеральный Закон № 275-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, и определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также - продукция) по государственному оборонному заказу.

В соответствии с п. 1 статьи 3 указанного Закона государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Под головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу (пункт 3 статьи 3 Федерального закона № 275-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона № 275-ФЗ контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий, в том числе, обязательства сторон и их прав ответственность.

Статьёй 8 Федерального закона № 275-ФЗ установлено, что головной исполнитель соблюдает режим использования отдельного счета; определяет в контрактах, заключаемых с исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке; использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком; ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представляет государственному заказчику Информацию об исполнении каждого государственного контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

При этом, режим использования отдельного счета, предусмотрен статьей 8.3 Федерального закона № 275-ФЗ; отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 10 Федерального закона № 275-ФЗ государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством осуществления головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 утверждены Правила ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (далее - Правила).

Организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета (за исключением организаций, выполняющих государственный оборонный заказ), осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу (ч. 1 п. 1 Правил).

Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу (ч. 2 п. 1 Правил).

В соответствии с п. 3 Правил фактические расходы, отнесенные на исполнение контракта, при подготовке отчета группируются в следующем порядке:

1) прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;

2) накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту; Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции;

3) административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;

4) расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.

Пунктом 4 Правил установлено, что финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно пункту 3 настоящих Правил.

Настоящие Правила обязательны для применения всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Согласно статье 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику (ч. 1). Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2). При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами (ч. 3).

Организация раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии учетной политикой предприятия.

Лица, виновные в нарушении норм настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона № 275-ФЗ).

Частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за неисполнение головным исполнителем, исполнителем по
государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные
управляющие, а также совершившие административные правонарушения,
предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 -15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры),
ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций,
осуществляющих полномочия единоличных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Как следует из материалов дела, ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области по своей организационно-правовой форме является федеральным казённым учреждением (п. 1.6 Устава), не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящий доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1.10 Устав).

К основным видам деятельности учреждения относится деятельность по управлений и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы (п. 2.2 Устава), к иным видам деятельности - ветеринарная деятельность (п.2.3 Устава).

К видам деятельности, приносящим доход деятельности Учреждения, осуществляемые по договорам на возмездной основе с юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся: оказание услуг, в том числе в области растениеводства, животноводства и ветеринарии; производство и (или) реализация, в том числе мяса и мясопродуктов, субпродуктов крупного рогатого скота, свиней (п. 2.4 Устава).

В силу п. 4.4 Устава непосредственное управление Учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом осуществляет начальник учреждения, который в соответствии с п. 4.6 Устава осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения, несет персональную ответственность за ее результаты, обладает правом первой подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов.

Согласно выписки из приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области № 233-лс от 05 ноября 2019 г., с указанной даты Червин Е.Н. был назначен на должность начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, по контракту сроком на три года.

25 марта 2022 г. прокуратурой г. Волжского Волгоградской области, во исполнение поручения прокуратуры Волгоградской области от 24 февраля 2022 г. № 88-4-2022, проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в деятельности ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области.

В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что 14 декабря 2021 г. между ФКУ БМТиВС УФСИН России по Волгоградской области и ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области заключён государственный контракт , по которому поставщик - ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области приняло на себя обязательства по поставке заказчику - ФКУ БМТиВС УФСИН России по Волгоградской области свинины охлаждённой, субпродуктов свиных охлаждённых на общую сумму 427838 руб.

Согласно товарным накладным свинина и субпродукты свиные были поставлены 14 и 17 декабря 2021 г., оплата по указанному контракту произведена заказчиком ФКУ БМТиВС УФСИН России по Волгоградской области в полном объеме, на лицевой счет ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области, открытый в Управлении Федерального казначейства по Волгоградской области, по двум платёжным документам - от 22 декабря 2021 г. и от 27 декабря 2021 г.

31 марта 2022 г. заместителем прокурора г. Волжского младшим советником юстиции ППС вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червина Е.Н. по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с другими материалами направлено для рассмотрения в УФАС России по Ростовской области.

Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области ЧВП № 061/04/15.37-703/2022 от 18 мая 2022 г. начальник ФКУ ПК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червин Е.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, за неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых копия постановления заместителя прокурора г. Волжского Волгоградской области младшего советника юстиции ППС от 31 марта 2022 г. о возбуждении в отношении начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червина Е.В. дела об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном оборонном заказе, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ; копией Устава федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» (приложение № 3 к Приказу ФСИН России от 09 марта 2011 г. № 133); выписка из приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области за 2019 г. № 233-лс от 05 ноября 2019 г. о назначений подполковника внутренней службы Червина Е.Н. на должность начальника колонии ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области; акт проверки от 25 марта 2022 г., проведённой старшим помощником прокурора г. Волжского Волгоградской области БРВ во исполнение поручения прокуратуры области от 24 февраля 2022 г. № 88-4-2022 об исполнении в деятельности ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области законодательства РФ о государственном оборонном заказе; копия государственного контракта № 2121320802322003291000061/232 от 14 декабря 2021 г., с приложениями к нему, заключённого между ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области (поставщик) и ФКУ «База материально-технического и военного Снабжения УФСИН России по Волгоградской области (заказчик) на поставку свинины охлаждённой, субпродуктов пищевых свиных охлаждённых, в целях обеспечения государственных нужд и выполнения государственного оборонного заказа на 2021 год, цена контракта составляет 427838 руб.; оплата осуществляется по безналичному расчёту путём перечисления денежных средств на счет поставщика, указанного в контракте (казначейский счёт); в соответствии с преамбулой контракта на него распространяются требования Федерального закона от 29.12.2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; копия служебной записки старшего мастера КМВ на имя начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Волгоградской области Червина Е.Н. о выдаче разрешения на заключение государственного контракта на поставку мяса свинины, субпродуктов свиных с экономическим обоснованием и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Действия начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Волгоградской области Червина Е.Н., выразившиеся в нарушении требований о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по Государственному контракту, заключенному в рамках исполнения государственного оборонного заказа, правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства Российской Федерации о государственном оборонном заказе.

Довод жалобы о том, что федеральному казенному учреждению Исправительной колонии № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Волгоградской области не требовалось открытие отдельного счета в банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, а также исполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности несостоятелен, поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» п. 18 ч. 1 ст. 8 головной исполнитель государственного оборонного заказа ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого государственного контракта, в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Оснований для применения в данном правоотношении положений КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения не имеется, поскольку совершенное начальником федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Волгоградской области Червиным Е.Н. деяние свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению положений закона в сфере о государственных оборонных заказах, а потому наступление ответственности не должно ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Административное наказание назначено начальнику федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Волгоградской области Червину Е.Н. в пределах санкции части 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере и с учетом требований статей 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения жалобы начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Волгоградской области Червина Е.Н. и отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 18 мая 2022 г. и решение Волжского городского суда Волгоградской области от 07 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, в отношении начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Волгоградской области Червина Евгения Николаевича, - оставить без изменения, а жалобу начальника федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Волгоградской области Червина Евгения Николаевича - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Волгоградского областного суда подпись Д.Ю. Сукачев

КОПИЯ ВЕРНА

подпись судьи ______ Сукачев Д.Ю.

помощник судьи

(должность сотрудника аппарата суда)

Милохина Е.Р.

(Ф.И.О., подпись)

«11» августа 2022 г.