Судья Галахова И.В. Дело №07р-1144/2020
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 30 сентября 2020 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника контрольного управления Комитета финансов Волгоградской области С.В.В. на решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 30 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ГБУ Волгоградской области «Волгоградское областное архитектурно-планировочное бюро» ФИО1,
у с т а н о в и л:
26 мая 2020 года постановлением начальника контрольного управления Комитета финансов Волгоградской области С.В.В.№ <...>, директор ГБУ Волгоградской области «Волгоградское областное архитектурно-планировочное бюро» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 30 июля 2020 года, постановление начальника контрольного управления Комитета финансов Волгоградской области от 26 мая 2020 года было изменено, на основании ст. 3.4 и ст.4.1.1 КоАП РФ, путем замены назначенного административного наказания со штрафа в размере 10 000 рублей на предупреждение.
В поданной в Волгоградский областной суд жалобе, начальник контрольного управления Комитета финансов Волгоградской области С.В.В. оспаривает законность и обоснованность вынесенного судьей решения, оспаривая применение ст. 3.4 и ст.4.1.1 КоАП РФ, поскольку ГБУ Волгоградской области «Волгоградское областное архитектурно-планировочное бюро», директором которого является ФИО1, не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя должностного лица, административного органа С.В.В. – П.И.А., настаивающего на удовлетворении жалобы, защитника ФИО1 – Дудину Ж.Б., прихожу к следующему.
Статьёй 15.15.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения В.Е.А. к административной ответственности) государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Статьёй 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относится предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Согласно п. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Постановлением Администрации Волгоградской области от 30 декабря 2015 года №818-п утверждено «Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Волгоградской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания».
Пунктом 7 Положения от 30 декабря 2015 года №818-п предусмотрено, что государственное задание и отчёт о выполнении государственного задания, формируемый согласно пункту 40 данного Положения, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, размещаются в установленном порядке на сайте по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также могут быть размещены на портале Губернатора и Администрации Волгоградской области.
Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, её размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 года №86н.
В соответствии с пунктом 4 Порядка от 21 июля 2011 года №86н на официальном сайте в сети Интернет размещается информация, в том числе о бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 Порядка от 21 июля 2011 года №86н предусмотрено, что учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов, путем предоставления через официальный сайт электронных копий: решения учредителя о создании учреждения; учредительных документов (устава) учреждения, в том числе внесенных в них изменений; свидетельства о государственной регистрации учреждения; решения учредителя о назначении руководителя учреждения; положений о филиалах, представительствах учреждения; документов, содержащих сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения; государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ); плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (для автономных и бюджетных учреждений); годовой бухгалтерской отчетности учреждения, составленной в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации; отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества; сведений (документов) о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах.
Пунктом 15 Порядка от 21 июля 2011 года №86н предусмотрено, что в случае принятия новых документов и (или) внесения изменений в документы, информация из которых была ранее размещена на официальном сайте, учреждение, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем принятия документов или внесения изменений в документы, предоставляет через официальный сайт уточненную структурированную информацию об учреждении с приложением соответствующих электронных копий документов.
Согласно пункту 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ), в целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» подлежит размещению государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ).
Пунктом 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, документы, указанные в пункте 3.3 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, вправе передать на основании принятого им правового акта права по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» документов о государственном (муниципальном) учреждении этому государственному (муниципальному) учреждению.
Пунктом 40 Положения «О формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Волгоградской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания» утверждённого Постановлением Администрации Волгоградской области от 30 декабря 2015 года №818-п предусмотрено, что государственные учреждения не позднее 01 февраля финансового года, следующего за отчетным, представляют органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных или автономных учреждений, главным распорядителям средств областного бюджета, в ведении которых находятся государственные казенные учреждения, отчет о выполнении государственного задания.
Кроме того, в пункте 40 указанного Положения указано, что в случае если органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных или автономных учреждений, главным распорядителем средств областного бюджета, в ведении которого находятся государственные казенные учреждения, предусмотрено представление отчета о выполнении государственного задания в части, касающейся показателей объема оказания государственных услуг (выполнения работ), на иную дату (ежемесячно, ежеквартально), показатели отчета формируются на отчетную дату нарастающим итогом с начала года. При этом орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных или автономных учреждений, и главный распорядитель средств областного бюджета, в ведении которого находятся государственные казенные учреждения, вправе установить плановые показатели достижения результатов на установленную им отчетную дату в процентах от годового объема оказания государственных услуг (выполнения работ) или в натуральных показателях как для государственного задания в целом, так и относительно его части.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, пунктом 4.2 государственного задания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденного приказом комитетом архитектуры и градостроительства Волгоградской области от 24 декабря 2018 года № 135-ОД утверждены сроки предоставления отчетов о выполнении государственного задания, а именно: до 01 февраля следующего финансового года; ежеквартально до 05 числа месяца, следующего за отчетным.
В нарушение пунктов 7, 15 Порядка от 21 июля 2011 года № 86н, пунктов 7, 40 Постановления от 30 декабря 2015 года № 818-п ГБУ ВО «ВОАПБ» несвоевременно размещена информация о государственных заданиях и отчета о выполнении государственных заданий в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.bus.gov.ru, а именно: - государственное задание № 1 утверждённое приказом Комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области от 24 декабря 2018 года № 135-ОД, следовало разместить не позднее 29 декабря 2018 года, фактически размещено 22 января 2019 года, то есть на 10 рабочих дней позднее сроков, определенных Порядком; государственное задание № 2, утвержденное приказом Комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области от 30 сентября 2019 года № 111-ОД, следовало разместить не позднее 07 октября 2019 года, фактически размещено 08 октября 2019 года, то есть на 1 рабочий день позднее сроков, определенных Порядком; отчёт о выполнении государственного задания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов от 01 июля 2019 года за 1 полугодие 2019 года (письмо в адрес Комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области о направлении отчёта от 01 июля 2019 года № 57-24/809) размещён на сайте www.bus.gov.ru 09 июля 2019 года на 1 рабочий день позднее сроков, определенных Порядком.
По результатам проверки консультантом отдела внутреннего государственного финансового контроля контрольного управления комитета финансов Волгоградской области М.Н.В. в отношении должностного лица – директора ГБУ Волгоградской области «Волгоградское областное архитектурно-планировочное бюро» ФИО1 13 мая 2020 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Постановлением начальника контрольного управления Комитета финансов Волгоградской области С.В.В.№ <...> от 26 мая 2020 года директор ГБУ Волгоградской области «Волгоградское областное архитектурно-планировочное бюро» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 30 июля 2020 года, постановление начальника контрольного управления Комитета финансов Волгоградской области от 26 мая 2020 года было изменено путем замены назначенного ФИО1 административного наказания со штрафа в размере 10 000 рублей на предупреждение.
Однако такие выводы судьи районного суда являются преждевременными.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Возможность замены административного штрафа на предупреждение предусмотрена частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, согласно которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела 2 КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии же с частями 1, 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» дано понятие субъектов малого и среднего предпринимательства, которыми являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесённые в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (част. 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
Положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применяются в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела 2 КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях и распространяются только на субъектов малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также их работников.
В рассматриваемом случае наказание в виде предупреждения санкцией статьи 15.15.15 КоАП РФ не предусмотрено, а генеральный директор Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Волгоградское областное архитектурно-планировочное бюро» ФИО1 к категории таких субъектов не относится и таковым не является.
При таких обстоятельствах, вывод судьи о применении административного наказания в виде предупреждения не согласуется с положениями части 1 статьи 4.1.1 и частям 1 и 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах решение судьи Центрального районного суда г.Волгограда от 30 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ в отношении директора ГБУ Волгоградской области «Волгоградское областное архитектурно-планировочное бюро» ФИО1 подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении данного дела судье районного суда надлежит устранить указанные судом вышестоящей инстанции нарушения, с вынесением судебного решения соответствующего действующим нормам КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
жалобу начальника контрольного управления Комитета финансов Волгоградской области С.В.В. удовлетворить.
Решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 30 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора ГБУ Волгоградской области «Волгоградское областное архитектурно-планировочное бюро» ФИО1 отменить, а дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского
областного суда: подпись И.А. Циренщиков