ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1153/2021 от 05.10.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Савокина О.С. Дело №07р-1153/2021

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 5 октября 2021 года

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Почта России» Т.И.АА. на постановление главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору Ч.И.П.№ <...> от 13 мая 2021 года и решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 2 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Акционерное общество «Почта России» (далее АО «Почта России»),

у с т а н о в и л:

13 мая 2021 года постановлением главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору Ч.И.П.№ <...>, оставленным без изменения решением судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 2 июля 2021 года, юридическое лицо АО «Почта России» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, защитник АО «Почта России» ФИО1 оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, считая, что постановление должностным лицом административного органа было вынесено за пределами срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности.

Исследовав материалы дела в полном объёме, проверив доводы жалобы, выслушав защитника АО «Почта России» ФИО1, настаивающую на удовлетворении жалобы, представителя главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору Ч.И.П.П.Д.Н., прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под обязательными требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В порядке ч. 1 ст. 38 названного Закона, устанавливается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, предусмотрены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390.

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

В силу ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, только если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим законом.

Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом, в период с 13 апреля 2021 года по 30 апреля 2021 года на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору Л.В.С. от 23 марта 2021 года № 004/60 отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Кировскому, Красноармейскому и Советскому районам отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Волгограду УНД и Пр ГУ МЧС России по Волгоградской области проводилась выездная внеплановая проверка на предмет исполнения юридическим лицом - АО «Почта России» обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации территории, здания и помещений, расположенных по фактическому адресу: 400112, <...> указанных в предписании от 21 июня 2019 года № 004/41/1/1, срок которого истек 01 мая 2020 года.

По результатам проведенной проверки 30 апреля 2021 года был составлен акт проверки № 004/60, которым было установлено, что юридическим лицом, АО «Почта России», допущены нарушения требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», нормами пожарной безопасности НБП 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», Сводом правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», а именно - объект надзора не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации.

Постановлением главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору Ч.И.П.№ <...> за совершение нарушений требований пожарной безопасности юридическое лицо – АО «Почта России» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: распоряжением от 23 марта 2021 года №004/60 (л.д. 25-26); актом проверки №004/60 от 30 апреля 2021 года (л.д. 31-32); протоколом об административном правонарушении №004-19/2021/1 от 30 апреля 2021 года (л.д. 33); актом проверки №004/41 от 21 июня 2019 года (л.д. 98); предписанием №004/41/1/1 от 21 июня 2019 года (л.д. 24, 99); постановлением №004-30/2019/3 от 23 июля 2019 года (л.д. 101-102), которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления должностного лица и решения судьи незаконными и необоснованными, не установлено.

Пунктом 17 части 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): федеральный государственный пожарный надзор.

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ.

Целью внеплановой выездной проверки явился контроль за исполнением предписания от 21 июня 2019 № 004/41/1/1, срок исполнения которого истекло 01 мая 2020 года, об устранении выявленных нарушений.

Вместе с тем, при проведении проверки административным органом установлен новый факт нарушения обществом требований Закона о пожарной безопасности, что отражено в протоколе об административном правонарушении № <...> от 30 апреля 2021 года.

В порядке части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таким поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Почта России» явилось непосредственное обнаружение должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Волгограду Главного Управления МЧС России по Волгоградской области (в ходе проведенной проверки) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, при возбуждении дела об административном правонарушении административным органом не допущено нарушения требования статьи 28.1 КоАП РФ, поскольку проведена не повторная, а внеплановая выездная проверка общества по исполнению ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

При этом, особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации № 438 от 3 апреля 2020 года «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому в 2020 год был введен запрет на проведение плановых и внеплановых проверок, за исключением проверок специально оговоренных постановлением.

В связи с чем, проведение внеплановой проверки по контролю предписания от 21 июня 2019 года №004/41/1/1, срок исполнения которого истек 01 мая 2020 года, в указанный период оказалось невозможным.

При таких обстоятельствах, доводы автора жалобы о том, что постановление должностным лицом административного органа было вынесено за пределами срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности, считая, что днём обнаружения вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности является 21 июня 2019 года, несостоятельны и основаны на неверном толковании требований действующего законодательства РФ.

Вместе с тем несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьёй районного суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Иных сведений, касающихся обстоятельств совершения данного правонарушения, не отражённых в материалах дела и не являвшихся предметом судебного рассмотрения, которые могут повлечь отмену оспариваемого постановления административного органа и решения суда, в жалобе не приведено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, по делу не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору Ч.И.П.№ <...> от 13 мая 2021 года и решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 2 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Акционерного общества «Почта России» оставить без изменения, а жалобу защитника АО «Почта России» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского подпись

областного суда Циренщиков И.А.

Верно:

Судья Волгоградского

областного суда Циренщиков И.А.