ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1158/17 от 16.01.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Фадеева С.А. Дело № 07р-20/2018

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 16 января 2018 года

Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее по тексту ОАО «РЖД») А.Ж.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору Л.В.С. № 006-54/2017/5 от 20 сентября 2017 года и решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 27 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «РЖД»,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору Л.В.С. № 006-54/2017/5 от 20 сентября 2017 года ОАО «РЖД» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ОАО «РЖД» А.Ж.В. обратилась с жалобой в Советский районный суд г.Волгограда, в которой просила его отменить, производство по делу прекратить.

Решением судьи Советского районного суда г. Волгограда от 27 ноября 2017 года постановление заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору Л.В.С. № 006-54/2017/5 от 20 сентября 2017 года изменено путём снижения административного штрафа с 200000 рублей до 100000 рублей.

В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, представитель ОАО «РЖД» А.Ж.В. просит об отмене постановления административного органа и решения судьи районного суда, а также о прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав представителя ОАО «РЖД» А.Ж.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Волгограду Управления деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Волгоградской области Л.П.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Часть 2 этой же статьи устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ). В силу положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с абзацем 1 Закона № 69-ФЗ к организациям относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Правила противопожарного режима в РФ в целях обеспечения пожарной безопасности содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) (п. 1 ППР в РФ).

На основании части 2 статьи 37 Закона № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Согласно постановлению Губернатора Волгоградской области от 03.07.2017г. № 383 «Об особом противопожарном режиме на территории Волгоградской области», вступившему в силу с 03.07.2017г., был установлен на территории Волгоградской области особый противопожарный режим с 08 часов 00 минут 03 июля 2017 г. (п. 1).

В соответствии с п. 7 указанного Постановления было рекомендовано Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области обеспечить участие сотрудников подразделений федеральной противопожарной службы в рейдах, проводимых органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, по выявлению, пресечению и документированию административных правонарушений.

Из материалов дела следует, что в период времени с 13 часов 00 минут до 16 часов 30 минут 7 августа 2017 года государственным инспектором г. Волгограда по пожарному надзору Л.П.В. в присутствии заместителя начальника 4 пожарно-спасательной части 1 отряда ФПС по Волгоградской области Т.В.Ю. был проведён рейд земельного участка, расположенного по пути их следования в п. М. Горький Советского района г. Волгограда, в ходе которого было выявлено:

- полоса отвода железной дороги на участке железнодорожного переезда на пересечении железнодорожного полотна с улицей Волгоградской пос. Горьковский (рядом с улицей Буденного), имеющего географические координаты: <.......> - не очищена от деревянных старых шпал;

- площадка под штабели для временного хранения шпал, расположенная рядом с полосой отвода железной дороги на участке железнодорожного переезда на пересечении железнодорожного полотна с улицей Волгоградской пос. Горьковский (рядом с улицей Буденного), имеющая географические координаты: <.......> - расположена на расстоянии менее 10 метров от путей организованного движения поездов, имея фактическое расстояние 8,2 метра;

- площадка под штабеля для временного хранения шпал, расположенная рядом с полосой отвода железной дороги на участке железнодорожного переезда на пересечении железнодорожного полотна с улицей Волгоградской пос. Горьковский (рядом с улицей Буденного), имеющая географические координаты: <.......> - не окопана и не опахана по периметру на ширину не менее 3 метров;

17 августа 2017 года, в связи с загоранием сухой растительности и мусора, был зафиксирован факт пожара на земельном участке с кадастровым номером № <...> площадью 10 Га, который возник в результате нарушений требований пожарной безопасности, выразившейся в том, что полоса отвода на участке железной дороги на участке местности ст. М. Горький (рядом со зданием по ул. Волгоградская, 37), имеющего географические координаты: <.......> - не была очищена от старых деревянных шпал, а площадка для временного хранения указанных шпал не окопана и не опахана по периметру не менее 3 метров, в результате чего произошло возгорание указанных шпал.

Также, 21 августа 2017 года, в связи с горением сухой растительности и мусора был зафиксирован факт пожара на земельном участке с кадастровым номером № <...> площадью 5 Га, который возник в результате нарушений требований пожарной безопасности, выразившейся в том, что полоса отвода на участке железной дороги на участке местности ст. М. Горький (рядом с железнодорожной станцией «Пост № 11»), имеющего географические координаты: <.......> - не была очищена от старых деревянных шпал, а площадка для временного хранения указанных шпал не окопана и не опахана по периметру, на расстоянии не менее 3 метров, в результате чего произошел «переход» открытого огня с горящей сухой растительности на указанные шпалы и их последующее горение.

По факту выявленных нарушений 7 сентября 2017 года составлен протокол об административном правонарушении №006-54/2017/3.

25 апреля 2012 года Правительством Российской Федерации, на основании Постановления № 390 «О пожарном режиме» были утверждены Правила противопожарной безопасности, которые содержат в себе требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1 Правил).

В соответствии с указанными Правилами полоса отвода железных дорог должна быть очищена от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего мусора. Указанные материалы следует своевременно вывозить с полосы отвода (пункт 278).

Пунктами 280 и 281 указанных Правил, определено, что шпалы и брусья при временном хранении на перегонах, станциях и звеносборочных базах укладываются в штабели. Площадка под штабели должна быть очищена от сухой травы и другого горючего материала и по периметру окопана или опахана на ширину не менее 3 метров. Штабели шпал и брусьев могут укладываться параллельно пути на расстоянии не менее 30 метров от объектов защиты, 10 метров – от путей организованного движения поездов, 6 метров – от других путей и не менее полуторной высоты опоры от оси линий электропередачи и связи. Расстояние между штабелями шпал должно быть не менее 1 метра, а между каждой парой штабелей – не менее 20 метров.

На основании ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно ч.1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в представленных материалах не имеется.

Вопреки доводам жалобы, неустранимые сомнения, которые в силу требований ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли быть истолкованы в пользу ОАО «РЖД» по делу не установлены, принцип презумпции невиновности не нарушен.

При таких обстоятельствах, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что действия ОАО «РЖД» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для проведения проверки, а также о том, что временное хранение шпал не осуществлялось, шпалы не относятся к горючему мусору, являются несостоятельными, и были предметом исследования в суде первой инстанции при рассмотрении дела и, вопреки доводам жалобы, им дана соответствующая оценка, оснований для переоценки не имеется.

Утверждение автора жалобы о том, что ОАО «РЖД» должно привлекаться к административной ответственности не по нормам КоАП РФ, а по нормам Кодекса Волгоградской области об административной ответственности следует признать несостоятельным и основанным на субъективном ошибочном толковании норм права.

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности вынесенных по делу актов жалоба не содержит.

Все доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу актов.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ, не является основанием для их отмены

Постановление о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления должностного лица и решения судьи незаконными и необоснованными, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда

р е ш и л:

постановление заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору Л.В.С. № 006-54/2017/5 от 20 сентября 2017 года и решение судьи Советского районного суда г.Волгограда от 27 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - оставить без изменения, а жалобу представителя Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» А.Ж.В. – без удовлетворения.

Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын