Судья Кердан Л.Н. Дело №07р-1158/2020
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 7 октября 2020 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении контрактного управляющего государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» ФИО1 по её жалобе на постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Х.А.А.№ <...> от 23 июня 2020 года и решение судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 5 августа 2020 года,
у с т а н о в и л:
23 июня 2020 года постановлением заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Х.А.А.№ <...>, оставленным без изменения решением судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 5 августа 2020 года, контрактный управляющий государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» (далее по тексту – ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма») ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, ФИО1 оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения. Указывает, что административное нарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не влечет за собой нарушения прав и интересов граждан, общества и государства, ссылается на незначительный срок нарушения – 4 дня, а также на отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав ФИО1 на жалобе настаивающую, представителя должностного лица, административного органа Х.А.А. – П.И.А., полагавшего постановление и решение судьи оставить без изменения, прихожу к следующему.
Частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, что влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: 1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; 2) осуществления закупок с учётом положений части 5 настоящей статьи.
Правила подготовки и размещения отчета (далее по тексту - Правила), а также требования к заполнению формы отчета (далее по тексту - Требования) об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 года № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».
В пункте 2 Требований определен порядок заполнения формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, составление которого предусмотрено ч. 4 ст. 30 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Обязанность по размещению отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, возлагается на заказчика, осуществляющего закупки в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
При этом законодатель определил частью 4 статьи 30 вышеуказанного Закона обязанность заказчика независимо от объема и наличия (отсутствия) осуществляемых закупок составлять отчет и размещать его до 01 апреля года, следующего за отчетным годом, в единой информационного системе в сфере закупок. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
Частью 4 статьи 30 Закона №44-ФЗ установлено, что по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В силу требований части 4.1 статьи 30 Закона №44-ФЗ порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 года № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе» (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой информационной системе в срок, установленный частью 4 статьи 30 Закона №44-ФЗ. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы отчет размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг
Датой составления отчёта является дата размещения отчета в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте. При этом информация, содержащая государственную тайну, не указывается в отчёте и не размещается в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона №44-ФЗ до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 Положения о размещении информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 года № 913, указанное Положение устанавливает порядок размещения информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), подлежащей размещению в соответствии с Законом № 44-ФЗ в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию.
Как следует из материалов административного дела и верно установлено судом, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Среднеахтубинского района Волгоградской области на предмет исполнения требований действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма», установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства о контрактной системе ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2019 год (отчетный период с 01.01.2019 по 31.12.2019) должен быть размещён до 1 апреля 2020 года, фактически размещён 10 апреля 2020 года, т.е. с нарушением установленного срока.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, причём совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно - распорядительных или административно -хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица.
Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29-7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
Из материалов дела следует, что приказом директора ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» от 30 декабря 2013 года №431-пр ФИО1 назначена на должность контрактного управляющего ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма».
В соответствии с разделом 2 Должностной инструкции контрактного управляющего, утвержденной директором ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» от 30 декабря 2013 года, на контрактного управляющего возлагается, в том числе: осуществление подготовки и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов; обеспечение осуществления закупок, в том числе заключение контрактов; исполнение иных обязанностей, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Согласно приказу ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» от 10 апреля 2014 №59-пр ответственным за простановку электронной подписи назначена, в том числе ФИО1 с полномочиями: администратор организации, уполномоченный специалист, специалист с правом подписи контракта, специалист с правом направления проекта контракта участнику размещения заказа.
ФИО1 выдан квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи <.......>, сроком действия с 22 апреля 2019 года по 22 июля 2020 года.
Таким образом, составление и размещение отчета СМП за 2019 год с учётом предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Требований входило в полномочия контрактного управляющего ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» ФИО1
Согласно табелю учета рабочего времени ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» за январь — март 2020 года ФИО1 все дни в январе, феврале и марте находилась на рабочем месте.
В судебном заседании Волгоградского областного суда ФИО1 не отрицала факта допущенного нарушения, пояснила, что она совмещает должности контрактного управляющего и бухгалтера, при этом запуталась в отчётах. Хотя в период с 30 марта 2020 года по 30 апреля 2020 года были не рабочие дни, в связи с коронавирусной инфекцией и на основании Указов Президента РФ. Однако с 1 апреля 2020 года по 7 апреля 2020 года она находилась на работе, а с 8 апреля до 10 апреля 2020 года работала дистанционно.
При таких обстоятельствах административный орган и судья районного суда сделали обоснованный вывод о правомерности привлечения контрактного управляющего ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Действия ФИО1 квалифицированы правильно, в соответствии с установленными по делу доказательствами и требованиями КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем имеются основания для признания совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая, что на момент возбуждения дела об административном правонарушении отчёт в сфере закупок ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» у субъектов малого предпринимательства за 2019 год размещён в Единой информационной системе с нарушением установленного срока в 7 рабочих дней, являющийся незначительным, и в период действия Указов Президента от 25 марта 2020 года №206 и от 2 апреля 2020 года №239 устанавливающих нерабочие дни с 30 марта 2020 года по 30 апреля 2020 года в связи с пандемией.
Приведённые выше обстоятельства свидетельствуют о том, что совершенное ФИО1 деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учётом его характера, роли правонарушителя, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, поскольку правонарушение устранено на момент возбуждения дела, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области от 23 июня 2020 года и решение судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 05 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении контрактного управляющего ГБУ ВО «ПП «Волго-Ахтубинская пойма» ФИО1, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании статьи 2.9 данного Кодекса в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Х.А.А.№ <...> от 23 июня 2020 года и решение судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 5 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении контрактного управляющего государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» ФИО1 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявив ФИО1 устное замечание.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского подпись
областного суда Циренщиков И.А.