ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1182/2015 от 29.10.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Киктева О.А. Дело № 07р-1182/2015

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 29 октября 2015 года

Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю.

при секретаре Б.А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.7.30 КоАП РФ в отношении члена котировочной комиссии по осуществлению закупки для нужд <.......>Б.Т.В. по жалобе первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области З.Е.В. на решение судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области С.В.В.№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – член котировочной комиссии по осуществлению закупки для нужд <.......>Б.Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 755 рублей 27 копеек.

Решением судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ постановление начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области С.В.В.№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ, было отменено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

В жалобе в Волгоградский областной суд первый заместитель председателя комитета финансов Волгоградской области - З.Е.В. оспаривает решение судьи от ДД.ММ.ГГГГ, просит его отменить, считая незаконными, а дело направить на новое рассмотрение.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав Б.Т.В. и ее защитника К.В.В., поддержавших доводы жалобы, представителя Комитета финансов Волгоградской области - П.И.А., судья Волгоградского областного суда приходит к следующим выводам.

В силу ч.6 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в запросе) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон №44-ФЗ) заказчиками для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами, осуществляются закупки.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Статьей 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

В соответствии с ч.1 со ст.72 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Исходя из смысла ч.2 ст.77 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.

Согласно ч.6 ст.78 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.

Согласно ч.7,8 ст.78 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается. Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Дзержинского района г.Волгограда в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства, а именно Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в деятельности <.......>, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам проведения которой установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ<.......>, выступающим в качестве заказчика, на сайте «Интернет» www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок № <...> на поставку комплектов ангиографического белья. Начальная (максимальная) цена контракта составляет <.......>.

В соответствии с техническим заданием (приложением № <...> к извещению о проведении запроса котировок), одним из требований Заказчика к товару является срок его годности, который на момент поставки товара должен составлять не менее 12 месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ в <.......> на участие в запросе котировок поступили заявки от <.......> и <.......>

В этот же день по результатам рассмотрения котировочных заявок единогласным решением котировочной комиссии, в состав которой входила Б.Т.В., принято решение о соответствии вышеуказанных заявок всем требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок и <.......> признано победителем, как участник, предложивший наименьшую цену – <.......>.

Результаты решения котировочной комиссии оформлены протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, представленная <.......> котировочная заявка не соответствует требованиям, предъявленным в извещении о проведении запроса котировок (техническому заданию), так как в заявке <.......> отсутствуют сведения о сроках годности товара и указанная заявка адресована не <.......> выступающему в качестве заказчика, а в адрес уполномоченного органа – Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области, в связи с чем, заявка <.......> признанного победителем котировки, решением котировочной комиссии должна была быть отклонена.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения члена котировочной комиссии по осуществлению закупки для нужд <.......>Б.Т.В. к административной ответственности по ч.6 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <.......>

В ходе пересмотра постановления административного органа от ДД.ММ.ГГГГ, судья районного суда пришла к выводу о соответствии заявки <.......> в связи, с чем прекратила производство по делу об административном правонарушении в отношении члена котировочной комиссии по осуществлению закупки для нужд <.......>Б.Т.В.

Свое решение судья районного суда мотивировала тем, что в заявке <.......> на участие в запросе котировок на поставку комплексов ангиографического белья указал, что в случае признания его победителем в запросе котировке № <...> и заключении с ним контракта, <.......> согласно исполнить условия контракта в связи с чем, котировочная комиссия не имела оснований отклонить заявку <.......> из-за отсутствия в заявке сведений о сроке годности.

Однако с данными выводами судьи районного суда согласиться нельзя по следующим обстоятельствам.

Диспозиция части 6 статьи 7.30 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в том числе, за признание заявки на участие в запросе котировок соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно ч.6 ст.78 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.

Согласно ч.7,8 ст.78 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона.

Таким образом, законодателем закреплено, что несоответствие заявки на участие в запросе котировок, если такая заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, влечет обязательное ее отклонение членами котировочной комиссии.

То обстоятельство, что представленная <.......> котировочная заявка не соответствовала обязательным предъявляемым требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок (техническому заданию), сомнений у суда вышестоящей инстанции не вызывает, поскольку это подтверждается совокупностью доказательств по делу об административном правонарушении в том числе имеющейся в материалах дела заявкой <.......> на участие в запросе котировок в которой в нарушение требований указанных в извещении не имелось сведений о сроке годности комплекта ангиографического белья.

Выводы судьи районного суда о соответствии заявки <.......> основаны на неверном толковании закона и противоречащими материалам данного дела.

Указанные в решении судьей районного суда основания не могут повлечь освобождение члена котировочной комиссии Б.Т.В. от административной ответственности, поскольку последней было допущено грубое нарушение в сфере размещения заказов.

Доводы Б.Т.В. и ее защитника К.В.В. изложенные в судебном заседании Волгоградского областного суда, о том, что Б.Т.В., будучи членом котировочной комиссии, голосовала только в пределах своих полномочий, установленных трудовым договором, являются не состоятельными, поскольку они противоречат действующему законодательству.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).

Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

Особенности создания конкурсной комиссии при осуществлении закупок на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений устанавливаются статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

При проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.

Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

Решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.

По смыслу вышеуказанной нормы котировочная комиссия принимает решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в запросе котировок требованиям, установленным в запросе о предоставлении котировок, путем голосования при наличии соответствующего кворума.

Таким образом, законодательством о контрактной системе закреплено, что член котировочной комиссии, обладая специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, участвуя в заседании котировочной комиссии совместно с другими членами комиссии принимает решение по вопросу соответствия или несоответствии данной закупки требованиям закона, в форме голосования.

При этом законодатель не разграничивает обязанности членов котировочной комиссии по их общим трудовым обязанностям и должностным инструкциям, поскольку они являются членами коллегиального органа, принимающего единое решение общим голосованием.

Следовательно, каждый член котировочной комиссии несет ответственность за общее принятое коллегиальным органом решение.

В соответствии с п.4 ч.1ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

При таких обстоятельствах, постановление судьи Ворошиловского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а дело направлению в районный суд на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Дзержинского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <.......>Б.Т.В. отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Волгоградского

областного суда подпись Коробицын А.Ю.