Судья Джумагалиева И.Н. Дело № 07р-1236/2022
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 13 сентября 2022 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Каустик» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям И.Е.Л. № 10/42-22-Э от 19 мая 2022 года и решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 11 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «Каустик»,
у с т а н о в и л:
19 мая 2022 года постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям И.Е.Л. №10/42-22-Э, оставленным без изменения решением судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 11 июля 2022 года, юридическое лицо – АО «Каустик» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
В настоящее время в Волгоградский областной суд с жалобой на состоявшиеся по делу акты обратился защитник АО «Каустик» ФИО1, который просит отменить постановление должностного лица административного органа от 19 мая 2022 года и решение судьи районного суда от 11 июля 2022 года, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Приводит доводы о том, что АО «Каустик» был разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и соответствующий ДНООЛР №4017, которые были утверждены Приказом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 24.08.2017 г. №817 со сроком действия до 23.08.2022 г. Полагает, что административное наказание, назначенное обществу, является неоправданно суровым, не отвечающим критериям соразмерности и справедливости административного наказания, тем более при условии, что обязанность по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение выполнена в полном объеме. В связи с этим, считает, что в случае, если суд придет к выводу о наличии в действиях АО «Каустик» события и состава административного правонарушения, размер назначенного обществу наказания подлежит снижению менее минимального размера.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника АО «Каустик» ФИО2, настаивающего на удовлетворении жалобы, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, И.Е.Л., заключение старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской природоохранной прокуратуры Д.Н.О., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 18 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйствующей и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
До 31 декабря 2020 года при предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее НООЛР) применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц территориальные органы Росприроднадзора руководствовались следующими нормативными правовыми актами:
приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
приказ Минприроды России от 05 августа 2014 года № 349 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора» указанные нормативные правовые акты утратили силу с 01 января 2021 года.
С 01 января 2021 года вступили в силу новые нормативные правовые акты:
приказ Минприроды России от 08 декабря 2020 года № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
приказ Минприроды России от 07 декабря 2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
В соответствии с п. 9 Порядка № 1029 в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона РФ от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ, НООЛР разрабатываются для каждого объекта I категории в соответствии с п.п. 2-4 Порядка № 1029, утверждаются, выдаются и переоформляются в соответствии с п.п. 10-21 Порядка № 1029.
В силу п.п. 3,4 Порядка № 1029, нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
При обосновании лимитов на размещение отходов, учитываются массы (объемы) отходов, планируемые:
- для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании юридического лица или индивидуального предпринимателя;
для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.
На основании п. 11 Порядка №1029, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:
наименование, организационно-правовая форма и адрес юридического лица или фамилия, имя, отчество, место жительства индивидуального предпринимателя;
- код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции
(товара);
б) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствии с методическими указаниями, указанными в п. 3 настоящего Порядка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основным видом деятельности АО «Каустик» является производство продукции органической и неорганической химии.
Объекты АО «Каустик» расположены в южном промышленном узле г.Волгограда, а также на территории Светлоярского района Волгоградской области. АО «Каустик» эксплуатирует 4 объекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:
1. АО «Каустик» Промплощадка № 1 (объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду как объект I категории);
2. Секция № 2 пруда-накопителя - объект использования (утилизации), обезвреживания и размещения отходов (объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду как объект I категории);
3. Водозаборные сооружения (объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду как объект III категории);
4. Филиал АО «Каустик» «Волгоградская ТЭЦ-3» (объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду как объект I категории).
В результате деятельности АО «Каустик» образуются отходы I и V классов опасности, на которые разработаны паспорта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке паспортизации отходов I - IV класса опасности».
АО «Каустик» разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который утвержден приказом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области. На основании утвержденного проекта выдан документ об утверждении норматива образования отходов и лимитов на их размещение № 4017 от 24 августа 2017 года, срок действия 5 лет.
В соответствии с п. 14 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды от 07 декабря 2020 года № 1021, данные Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в котором основывается планируемая деятельность по образованию и обращению с отходами I - V классов опасности, образующимися в процессе осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем хозяйственной и иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных I и II категорий.
В соответствии с п. 14 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разрабатываемые применительно к объектам HBOC I категории, содержат в том числе, обоснование запрашиваемых лимитов на размещение отходов, включающее кроме прочего:
сведения о планируемом ежегодном приеме отходов от других хозяйствующих субъектов с целью их дальнейшей обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания;
сведения о планируемом ежегодном размещении отходов, принятых от других хозяйствующих субъектов, на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов;
сводные данные по образованию отходов и запрашиваемым лимитам на их размещение.
Таким образом, в нарушение действующего законодательства, АО «Каустик», осуществляющее деятельность на объекте I категории, подлежащей федеральному государственному экологическому надзору, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для следующих отходов: отходы фильтрации и дистилляции тетрахлорэтилена при химической чистке одежды, текстильных изделий (73953221393), ткань фильтровальная из полимерных волокон отработанная, загрязненная хлоридами металлов и оксидом кремния (44322106614), пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (73610001305), шламы буровые при бурении, связанном с геолого-разведочными работами в области изучения недр, практически неопасные (29010112395), очистки овощного сырья (30113203295), прочие изделия из натуральных волокон, утратившие потребительские свойства, пригодные для изготовления ветоши (40213199625), резиновая обувь, утратившая потребительские свойства, незагрязненная практически неопасная (43114112205), по настоящее время нормативы образования для указанных отходов и лимиты на их размещение не установлены.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления об административном правонарушении по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении АО «Каустик».
Действия АО «Каустик» обосновано квалифицированы по ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения АО «Каустик» административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, подтверждается решением от 12 июля 2021 года о проведении проверки АО «Каустик»; справкой актом о проверке исполнения требований природоохранного законодательства в деятельности АО «Каустик» от 24 января 2022 года; постановлением от 24 февраля 2022 года о возбуждении производства об административном правонарушении; приказом № 817 от 24 августа 2017 «О принятии решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 4017 АО «Каустик»; данными учета отходов за 2020 год и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе пересмотра постановления административного органа, судья Красноармейского районного суда г. Волгограда обоснованно пришёл к выводу, что вина АО «Каустик» в совершении административного правонарушения полностью доказана.
Несогласие защитника АО «Каустик» ФИО3 с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы автора жалобы о том, что на момент проверки обществом разработаны и имеются проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и соответствующий ДНООЛР № 4017, утвержденный Приказом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 24 августа 2017 года №817 со сроком действия до 23 августа 2022 года суд признает несостоятельными ввиду следующего.
До 31 декабря 2020 года при предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее НООЛР) применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц территориальные органы Росприроднадзора руководствовались, в том числе, приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
С 01 января 2021 года вступил в силу приказ Минприроды России от 08 декабря 2020 года № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Так, согласно пункта 4 Порядка №50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 Порядка № 1029 нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.
Из материалов дела следует, что АО «Каустик» выполняет работы, оказывает услуги по размещению и утилизации (использованию) вышеуказанных отходов от других хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства, нормативы образования для указанных отходов и лимиты на их размещение не установлены.
Административное наказание АО «Каустик» назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, также не имеется.
При таком положении оснований к отмене постановления должностного лица административного органа и судебного решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям И.Е.Л. №10/42-22-Э от 19 мая 2022 года и решение судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 11 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «Каустик» оставить без изменения, а жалобу защитника АО «Каустик» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского подпись
областного суда И.А.Циренщиков