Судья Рыков Д.Ю. Дело № 07р-1255/2020
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 3 ноября 2020 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора межрегионального отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса ФИО1 на решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 4 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении директора МУП «Центральный рынок» ФИО2,
у с т а н о в и л:
7 июля 2020 года постановлением государственного инспектора Нижневолжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) №11-27-гн, директор МУП «Центральный рынок» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился с жалобой в Ворошиловский районный суд г. Волгограда.
Решением судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 4 сентября 2020 года постановление государственного инспектора Нижневолжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) №11-27-гн от 7 июля 2020 года отменено, производство по делу прекращено, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление, Л.Л.Л. оспаривает законность и обоснованность решения судьи районного суда, просит его отменить, поскольку считает, что судом неправильно были определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что ФИО2, как руководитель, не прошел проверку знаний требований промышленной безопасности, соблюдение которых должен контролировать и обеспечивать, в то время как обязанность по прохождению аттестации руководителя предусмотрена в силу закона.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав должностное лицо административного органа М.О.В., на жалобе настаивающую, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Как следует из постановления государственного инспектора Нижневолжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) №11-27-гн от 7 июля 2020 года, основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, послужило то, что ФИО2 являясь руководителем предприятия в состав которого входит промышленно опасный объект - котельная и сети газраспределения и газопотребления МУП «Центральный рынок», в нарушение п.2 ст.9, п. п. 1,3,5,10 ст. 14.1 и п. 1 ст. 11 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», не прошёл обязательную для руководства предприятия проверку знания на предмет промышленной безопасности.
В ходе рассмотрения судом жалобы ФИО2, по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, судья Ворошиловского районного суда г. Волгограда пришёл к выводу о необходимости прекращения производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Своё решение судья мотивировал тем, что анализ положений статьи 14.1 закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» свидетельствует о том, что обязанность пройти соответствующее обучение и проходить последующие аттестации существует для руководителей тех организацией, которые эксплуатацией указанных объектов занимаются на профессиональном уровне.
В силу чего директор МУП «Центральный рынок» не относится к лицам, определенным ст.14.1 данного Закона к тем, на которых возложена обязанность по осуществлению данного обучения и сдаче аттестации.
Судья районного суда указал, что ФИО2 являясь руководителем предприятия МУП «Центральный рынок», в силу своих должностных обязанностей осуществил деятельность, связанную с организацией производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, входящего в состав МУП «Центральный рынок» промышленно опасного объекта - котельная, для чего назначил ответственное лицо - главного инженера К.В.А. и аттестованного работника Н.А.П., которые прошли необходимые курсы и аттестованы по данным вопросам, утверждено положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах - котельной МУП Центральный рынок».
Вместе с тем, с такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя.
В силу положений ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Положения указанного закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно абз. 9 п.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, в случае установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст.14.1. Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
В силу требований п.п. «ж» п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492, лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности является обеспечение проведения подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководящего состава и инженерно-технического персонала, осуществляющего деятельность на объектах, в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263 указано, что ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 3, 5 Правил).
Данные обязанности также содержатся в п.п. а п. 2 Постановления Правительства РФ от 25 октября 2019 года № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» аттестацию проходят руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП «Центральный рынок» эксплуатирует с 07 августа 2017 года, в том числе на момент проведения проверки, опасный производственный объект - сеть газопотребления предприятия III класса опасности № <...>, дата регистрации 07 августа 2017 года, свидетельство о регистрации № <...> от 07 августа 2017 года) на лицензии от 04 мая 2009 года № <...> на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
В соответствии с постановлением Администрации Волгограда от 08 октября 2018 года №1395 «О кадрах» ФИО2 назначен на должность директора МУП «Центральный рынок» с 09 октября 2018 года.
Согласно п.1 Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте - котельной МУП «Центральный рынок», утвержденного директором МУП «Центральный рынок» в 2017 году, ФИО2 осуществляет общее руководство организации работ по обеспечению промышленной безопасности на предприятии и несет ответственность за организацию и осуществление производственного контроля на данном предприятии.
При таких обстоятельствах, с учётом совокупности правовых норм, а также принимая во внимание, что в полномочия директора МУП «Центральный рынок» ФИО2 входит руководство текущей деятельностью организации, к которой относится также, осуществление лицензионных требований в области эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, и организация и осуществление производственного контроля, следовательно, он должен проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений - об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела не были выполнены требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, то есть были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление подлежит отмене и возвращению дела на новое рассмотрение в Ворошиловский районный суд г. Волгограда.
При новом рассмотрении дела судье необходимо принять во внимание изложенное и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
жалобу государственного инспектора межрегионального отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса Л.Л.Л. удовлетворить.
Решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 4 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении директора МУП «Центральный рынок» ФИО2 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского подпись
областного суда: Циренщиков И.А.