ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1259/2016 от 26.10.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Винецкая Н.Г. Дело № 07р-1259/16

Р Е Ш Е Н И Е

г. Волгоград 26 октября 2016 г.

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Частного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Интеллектуал» по жалобе его законного представителя О.Е.А. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области О.В.В.№ <...> от 25 июля 2016 года и решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 22 сентября 2016 года,

у с т а н о в и л:

25 июля 2016 года постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>О.В.В.№ <...> частное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Интеллектуал» (далее ЧОУ СОШ «Интеллектуал») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <.......>

Не согласившись с постановлением административного органа от 25 июля 2016 года, <.......> ЧОУ СОШ «Интеллектуал» О.Е.А. обратился с жалобой в Волжский городской суд Волгоградской области, в которой просил отменить постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области О.В.В.№ <...><.......> производство по делу прекратить.

Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 22 сентября 2016 года постановление административного органа было оставлено без изменения, а жалоба <.......> ЧОУ СОШ «Интеллектуал» О.Е.А. -без удовлетворения.

В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, законный представитель ЧОУ СОШ «Интеллектуал» О.Е.А. оспаривает законность и обоснованность постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области О.В.В.№ <...> от 25 июля 2016 года и решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 22 июня 2016 года, просит их изменить в части назначенного наказания.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав законного представителя ЧОУ СОШ «Интеллектуал» О.Е.А., поддержавшего доводы жалобы, должностное лицо административного органа государственного инспектора в области окружающей среды Волгоградской области О.В.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, нахожу постановление административного органа от 25 июля 2016 года и решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 22 сентября 2016 года подлежащими отмене.

В силу положений ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных в ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Пунктом 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632, установлено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и иному надзору от 8 июня 2006 года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в <.......> на основании приказа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка ЧОУ СОШ «Интеллектуал», с целью соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что проверяемая организация осуществляет образовательную деятельность на территории г. Волжского, зарегистрирована в качестве юридического лица и поставлена на учёт ДД.ММ.ГГГГ года за основным государственным регистрационным номером № <...>. Согласно устава, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, ЧОУ СОШ «Интеллектуал» (юридический адрес: 404105, <адрес>) является унитарной некоммерческой организацией, осуществляет образовательную деятельность (реализацию образовательных программ основного общего образования, среднего общего образования), и не является субъектом малого и среднего предпринимательства.

На момент проверки ЧОУ СОШ «Интеллектуал» эксплуатирует нежилое помещение, расположенное на первом этаже жилого дома, общей площадью <.......> по адресу: <адрес> на основании договора аренды недвижимого имущества № <...>ап от ДД.ММ.ГГГГ.

Среднесписочная численность сотрудников в ЧОУ СОШ «Интеллектуал» составляет <.......> человек, в ЧОУ СОШ «Интеллектуал» обучается <.......> человек.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> в ходе деятельности ЧОУ СОШ «Интеллектуал» образуются следующие виды отходов, которые соответствуют федеральному классификатору отходов: код по ФККО 47110101521 лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства – I класс опасности; код по ФККО 73310001724 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – IV класс опасности; код по ФККО 73610001305 пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные – V класс опасности; код по ФККО 73710001725 отходы (мусор) от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений – V класс опасности; код по ФККО 40512202605 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства – V класс опасности и прочие отходы. На основании акта проверки № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и представленных ЧОУ СОШ «Интеллектуал» актов за 2015 год об оказании услуг ООО «Индустрия чистоты» по вывозу отходов производства и потребления в 2015 году вывезено отходов, образованных от деятельности ЧОУ СОШ «Интеллектуал» 3,2 куб. м., которые в связи с отсутствием контейнеров для отходов в мешках передаются ООО «Индустрия чистоты» для размещения на городском полигоне ТБО. На момент проверки у ЧОУ СОШ «Интеллектуал» накопление отходов производства и потребления отсутствует.

В соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции до Федерального закона от 29 декабря 2015 года №404-ФЗ), негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632 и предусматривает взимание платы, в том числе и за размещение отходов. Пунктом 1 указанного Порядка установлено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц (именуемых природопользователями), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (действующего на момент совершения правонарушения) установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

С 1 января 2016 года в силу ч.3 ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата исчисленная по итогам отчётного периода в порядке установленном ст. 16.3 Закона, с учётом корректировки её размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчётным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвёртого квартала) не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчётного периода, в размере одной четвёртой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Согласно статье 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

На момент проверки установлено, что ЧОУ СОШ «Интеллектуал» плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления вносится с нарушением сроков, а именно: плата за 3 квартал 2015 года внесена ДД.ММ.ГГГГ, при установленном сроке не позднее ДД.ММ.ГГГГ; за 4 квартал 2015 года внесена ДД.ММ.ГГГГ, при установленном сроке не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Невнесение в установленный законом срок платы за негативное воздействие на окружающую среду, является нарушением требований ч. 1 – ч.3 ст. 16, ч.3 ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. №632 «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Плата в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия», осуществляется за выбросы, сбросы и размещение отходов производства и потребления.

По мнению административного органа и судьи городского суда, причиной допущенного нарушения является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей юридического лица - ЧОУ СОШ «Интеллектуал».

Вместе с тем обжалуемые постановление административного органа и решение судьи городского суда нельзя признать законными.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015 г. №404-ФЗ) в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" бы­ли внесены изменения, вступившие в законную силу с 01 января 2016 г.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 года) "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998 г. (в редакции от 03 июля 2016 г.) даются понятия: размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Помимо изменения статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ, этот закон был дополнен статьей 16.1, в соответствии с которой плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Согласно Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. №1029 объектами IV категории являются объекты при наличие одновременно следующих критериев: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что ЧОУ СОШ «Интеллектуал» относится к объекту осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду или относится к объекту IV кате­гории, материалы административного дела не содержат.

При этом, материалы административного дела не имеют доказательств устанавливающих осуществление учреждением такой деятельности, которая подпадает под вид негативного воздействия, указанный в статье 16 Закона об охране окружающей среды.

В судебном заседании должностное лицо административного органа О.В.В. показал, что с 1 января 2016 года в связи с изменениями внесёнными в Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998 года ЧОУ СОШ «Интеллектуал» не оказывает негативное воздействие на окружающую среду, поскольку не осуществляет хранение отходов, а также их складирование в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. В 2015 году вывоз ЧОУ СОШ «Интеллектуал» отходов производства и потребления в объёме 3,2 куб.м. производило ООО «Индустрия чистоты», что подтверждалось актами об оказании услуг. В ЧОУ СОШ «Интеллектуал» отходы производства и потребления собираются в мешки и один раз в неделю приезжал мусоровоз вывозивший отходы.

Согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении ЧОУ СОШ «Интеллектуал» расположенного по адресу: <адрес>, была проведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Протокол об административном правонарушении № <...> в отношении ЧОУ СОШ «Интеллектуал», был составлен ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление о назначении административного наказания ЧОУ СОШ «Интеллектуал», было вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административным органом была проведена проверка, составлен протокол и вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ЧОУ СОШ «Интеллектуал» после вступления в силу изменений внесённых в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которыми учреждения подобных данной школы были исключены из числа обязательных плательщиков за негативное воздействие на окружающую природную среду, в связи с чем, в действиях ЧОУ СОШ «Интеллектуал» отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья вправе вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении ЧОУ СОШ «Интеллектуал» подлежит прекращению по п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области О.В.В.№ <...> от 25 июля 2016 года и решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 22 сентября 2016 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении Частного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Интеллектуал», - отменить.

Производство по делу прекратить на основании ч. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.

Судья Волгоградского подпись

областного суда Циренщиков И.А.

<.......>

<.......>

<.......>