Судья: Винецкая Н.Г. Дело № <...>р-125/2018
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 22 февраля 2018 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников жилья <адрес> по жалобе представителя ТСЖ <адрес> Исаковой Е.А. на постановление государственного инспектора города Волжского, Ленинского и Среднеахтубинского районов Волгоградской области по пожарному надзору – начальника ОНРД и ПР по г. Волжскому, Ленинскому и Среднеахтубинскому районам Волгоградской области УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Волгоградской области А.Р.Х.№ <...> от 28 июня 2017 года и решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 09 января 2018 года,
у с т а н о в и л:
28 июня 2017 года постановлением государственного инспектора города Волжского, Ленинского и Среднеахтубинского районов Волгоградской области по пожарному надзору – начальника ОНРД и ПР по г. Волжскому, Ленинскому и Среднеахтубинскому районам Волгоградской области УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Волгоградской области А.Р.Х.№ <...> Товарищество собственников жилья «Александрова, 39» (далее по тексту – ТСЖ <адрес>) было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере <.......>
Поданная представителем ТСЖ <адрес>» Исаковой Е.А. в Волжский городской суд Волгоградской области жалоба на указанное постановление была оставлена без удовлетворения.
В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, представитель ТСЖ <адрес> Исакова Е.А. оспаривает законность и обоснованность постановления должностного лица административного органа от 28 июня 2017 года и решение судьи городского суда от 09 января 2018 года, просит их отменить, а производство по делу прекратить. Кроме этого, Исаковой Е.А. заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи жалобы на решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 09 января 2018 года.
Считаю возможным заявленное ходатайство удовлетворить, восстановить срок для обжалования решения судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 09 января 2018 года, поскольку срок на обжалование не пропущен и рассмотреть дело по существу.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав законного представителя ФИО1, защитника Исакову Е.А., на жалобе настаивающих, должностное лицо административного органа, проводившего проверку Д.В.В., полагавшего постановление и решение суда оставить без изменения, прихожу к следующему.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
К нормативным документам по пожарной безопасности согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» относятся технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
В порядке статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статьи 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно частям 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В порядке пунктов 3, 10 статьи 52 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: устройство противопожарных преград.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает: оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В силу части 1 статьи 140 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», (действующей на момент обнаружения вменяемого правонарушения и вынесения постановления о назначении административного наказания), пассажирские лифты с автоматическими дверями и со скоростью движения 1 и более метра в секунду должны иметь режим работы, обозначающий пожарную опасность, включающийся по сигналу, поступающему от систем автоматической пожарной сигнализации здания, и обеспечивающий независимо от загрузки и направления движения кабины возвращение её на основную посадочную площадку, открытие и удержание в открытом положении дверей кабины и шахты.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно пунктам 33, 24, п.п. «ж» пункта 42, пунктам 55, 58, 59, 61, 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие; исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; обеспечивает помещения насосных станций схемами противопожарного водоснабжения и схемами обвязки насосов. На каждой задвижке и насосном пожарном агрегате должна быть табличка с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей. Запрещается размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования; обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки; обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
В соответствии с пунктами 5.14, 7.4, 8.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3. Перегородки и перекрытия тамбур-шлюзов должны быть противопожарными. Противопожарные преграды должны быть класса КО. Допускается в специально оговоренных случаях применять противопожарные преграды 2-4-го типов класса К1.
Части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
В чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери люки или окна размерами не менее 0,6x0,8 м. Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75x1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6x0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
Согласно пункту 4 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03), утвержденного приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
В соответствии с пунктом 9.30 абз. 2 «СП 54.13330.2011 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» и пунктом 9.31 абз. 1 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» мусоропровод должен быть оборудован устройством для периодической промывки, очистки, дезинфекции и автоматического пожаротушения ствола в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690.
В силу пункта 4.2.9 «СП 10.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 180, при автоматическом управлении пожарной насосной установкой должны предусматриваться: автоматический пуск и отключение основных пожарных насосов в зависимости от требуемого давления в системе; автоматическое включение резервного насоса при аварийном отключении основного пожарного насоса.
Как следует из материалов дела, 24 мая 2017 года в 11 часов 25 минут на территории помещений ТСЖ <адрес> расположенных по адресу: <адрес>, выявлены нарушения: «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390, Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно: не разработана декларация о мерах пожарной безопасности; наружная, металлическая, вертикальная пожарная лестница, расположенная на кровле, в месте перепада высот не прошла эксплуатационные испытания; выход на кровлю предусмотрен через обычную металлическую дверь; технический этаж не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации; мусоропровод не оборудован автоматической установкой пожаротушения; внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии; на 12 этаже автоматическая установка пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии; на первом этаже произведено изменение объемно-планировочного решения (установлена перегородка, оборудовано помещение консьержа) в результате чего уменьшилась зона действия автоматической установки пожарной сигнализации; в помещении консьержа автоматическая установка пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии; не проведена ежеквартальная проверка работоспособности автоматической установки пожарной сигнализации с составлением квартального акта проверки; не проводится техническое обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации; не проводится проверка работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения (2 раза в год); не проводится проверка работоспособности основного и резервного пожарного насоса (ежемесячно); не проводится проверка работоспособности задвижки с электроприводом, установленных у основного и резервного пожарного насоса (2 раза в год); не проведена ежеквартальная проверка работоспособности систем дымоудаления (дымовых клапанов) с составлением квартального акта проверки; не проводится техническое обслуживание систем противодымной защиты; не проведено обозначение путей эвакуации знаками пожарной безопасности; на четверном этаже эксплуатируется неисправный ручной пожарный извещатель; на шестом этаже эксплуатируется несправный ручной пожарный извещатель; на восьмом этаже эксплуатируется неисправный ручной пожарный извещатель; помещение электрощитовой (класс функциональной пожарной опасности Ф.5.1), не отделено от помещений жилого дома (класс функциональной пожарной опасности Ф.1.3) противопожарными преградами (противопожарными дверьми); в помещении электрощитовой допущено хранение горючего материала (картонные коробки, деревянные доски); подвальное помещение жилого дома, в котором оборудована мастерская, помещение насосной станции, не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; основной пожарный насос находится в неисправном состоянии; не производится автоматическое включение резервного насоса при аварийном отключении основного пожарного насоса; насосная станция не оборудована схемой противопожарного водоснабжения и схемой обвязки пожарных насосов; система оповещения людей о пожаре находится в неисправном состоянии; при срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации не обеспечено возвращение лифтовой кабины на основную посадочную площадку, открытие и удержание в открытом положении дверей кабины и шахты.
В результате выявленных нарушений государственным инспектором г.Волжского, Ленинского и Среднеахтубинского районов Волгоградской области по пожарному надзору в отношении юридического лица – ТСЖ «Александрова, 39» составлен протокол об административном правонарушении № <...> от 21 июня 2017 года в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, на основании которого постановлением № <...> от 28 июня 2017 года юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления должностного лица и решения судьи незаконными и необоснованными, не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Доводы жалобы представителя ТСЖ <адрес> Исаковой Е.А. о незаконности привлечения к административной ответственности ввиду нарушения установленных ст. 28.5 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении, а также то, что назначенное наказание не отвечает целям административного наказания уже были предметом рассмотрения судьи городского суда и, вопреки доводам жалобы, им дана соответствующая оценка, оснований для переоценки не имеется.
Не влекут отмену состоявшихся по делу актов и доводы автора жалобы о том, что из 28 пунктов предписания не выполнено 4 пункта, поскольку юридически значимым обстоятельством в данном случае является нарушение обязательных требований пожарной безопасности, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актов РФ, квалифицированные должностным лицом административного органа по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности ТСЖ <адрес> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, должностное лицо и судья городского суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательств, включая доводы Товарищества проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судом допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления административного органа и судебного решения, жалоба представителя ТСЖ <адрес> Исаковой Е.А. не содержит.
При таких обстоятельствах не нахожу оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления административного органа и судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора города Волжского, Ленинского и Среднеахтубинского районов Волгоградской области по пожарному надзору – начальника ОНРД и ПР по г. Волжскому, Ленинскому и Среднеахтубинскому районам Волгоградской области УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Волгоградской области А.Р.Х.№ <...> от 28 июня 2017 года и решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 09 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении товарищества собственников жилья <адрес> - оставить без изменения, а жалобу представителя ТСЖ <адрес>» Исаковой Е.А. - без удовлетворения.
Судья Волгоградского подпись
областного суда Циренщиков И.А.
<.......>
<.......>
<.......>