ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1289/2021 от 28.10.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Рыжова Л.А. Дело № 07р-1289/2021

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 28 октября 2021 года

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Астраханской таможни К.В.В. на решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 23 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора Акционерного общества «Завод Метеор» (далее АО «Завод Метеор») ФИО1,

у с т а н о в и л:

13 мая 2021 года постановлением заместителя начальника Астраханской таможни К.В.В.№ <...> должностное лицо - генеральный директор АО «Завод Метеор» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 23 августа 2021 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по данному делу прекращено, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление, просит отменить решение судьи городского суда, вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы о том, что судом неверно определён субъект административного правонарушения, поскольку именно ФИО1 обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. Напротив, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности АО «Завод Метеор» С.И.В. в должностные обязанности которого входит подача в таможенный орган статистических форм учёта перемещения товаров, не обладает вышеуказанными функциями.

Проверив в полном объёме материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьей 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно ч. 1 и ч.2 ст. 276 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее – Федеральный закон от 03 августа 2018 года №289-ФЗ) таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику. Таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 278 Федеральный закон от 03 августа 2018 года №289-ФЗ) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.

Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Постановление Правительства Российской федерации от 07 декабря 2015 года №1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза» (действующее на момент совершения административного правонарушения) утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза, в соответствии с которыми определены порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами – членами Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС), статистическая форма учёта перемещения товаров и правила её заполнения (далее –Правила).

В силу абзаца 3 пункта 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

В порядке пункта 7 указанных Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (абзац 3 пункта 7 Правил).

Датой предоставления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Вступившим в силу 24 июля 2020 года Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2020 года №891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами РФ с государствами – членами Евразийского экономического союза и признании утратившими силу постановления Правительства РФ от 07 декабря 2015 года №1329), предусмотрена аналогичная обязанность по представлению статистической формы учёта перемещения товаров в рамках взаимной торговли государств – членов ЕАЭС в таможенный орган.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 15 января 2021 года заместителем генерального директора по коммерческой деятельности АО «Завод Метеор» С.И.В. была заполнена статистическая форма учёта перемещения товаров с системным номером ED № <...>, содержащая сведения об экспортных операциях в марте 2020 года, заверенная электронной подписью заявителя С.И.В. (выдана: ООО <.......> регистрационный № <...>/С057914, согласно данной статистической формы товар был вывезен продавцом АО «Завод метеор» в адрес покупателя <.......> (<адрес>) на общую стоимость 132100,00 рублей, общим весом 0,031 кг. по документам: договор № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, товарная накладная № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями п. 7 Правил, Указов Президента от 25 марта 2020 года №206 «Об объявлении в Российской федерации нерабочих дней», от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28 апреля 2020 года №294 «О продлении мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции надзора» (COVID-19)», статистическая форма, содержащая сведения об экспортных операциях в марте 2020 года должна быть предоставлена заявителем в таможенный орган не позднее 21 мая 2020 года.

Фактически статистическая форма предоставлена 15 января 2021 года.

Постановлением заместителя начальника Астраханской таможни К.В.В.№ <...> должностное лицо - генеральный директор АО «Завод Метеор» ФИО1 привлечён к административной ответственности за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.

Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 23 августа 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по данному делу прекращено, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Как следует из разъяснений п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Объективную сторону вменяемого административного правонарушения образуют действия (бездействия) по непредставлению или несвоевременному представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, необходимые для осуществления этим органом его законной деятельности, и считается оконченным в момент неисполнения данной обязанности.

В настоящей жалобе должностное лицо, вынесшее постановление по делу, заместитель начальника Астраханской таможни К.В.В. просит отменить решение судьи городского суда, заявляя о необоснованном прекращении производства по делу, поскольку не согласен с выводом суда, что таможенным органом неверно определён субъект административного правонарушения.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно п. 3 ст. 30.8 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.

Как следует из содержания части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление не допускается вынесение нового решения по существу дела или изменение обжалуемого постановления, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Исходя из смысла указанных норм, вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения лица к административной ответственности, обсуждаться не может, и это является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей городского суда, в том числе и при наличии оснований, указанных в пункте 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года судья вышестоящего суда по результатам рассмотрения жалоб на основании п. 4 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ вправе вынести решение об отмене решения судьи районного суда, которым производство по делу об административном правонарушении было прекращено, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях, предусмотренных данной нормой.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности прерывания данного срока.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, может истечь и на дату вынесения решения судьей вышестоящего суда по жалобе на решение судьи районного суда.

Исходя из смысла указанных норм вопрос о возобновлении производства по делу, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может, в том числе и в случае, когда решение судьи районного суда, которым было отменено постановление должностного лица о признании лица виновным в совершении административного правонарушения, не вступило в законную силу.

Поэтому судья вышестоящего суда при пересмотре решения судьи районного суда и сделанных в этом решении выводов не может не учитывать действие ст. 4.5 КоАП РФ. Следовательно, по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности судья вышестоящего суда может не согласиться с доводами судьи районного суда относительно правовой квалификации действий (бездействия). В то же время он не вправе этого делать в части прекращения судьей районного суда производства по делу, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности к этому моменту истек.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы заместителя начальника Астраханской таможни К.В.В. и отмены судебного решения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 23 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора Акционерного общества «Завод Метеор» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника Астраханской таможни К.В.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского

областного суда подпись И.А. Циренщиков

Верно:

Судья Волгоградского

областного суда И.А. Циренщиков