ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1302/20 от 18.11.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

судья Костюк И.И. Дело № 07р-1302/2020

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 18 ноября 2020 года

Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу конкурсного управляющего АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» Х.С.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям <.......>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям <.......>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ Акционерное общество «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» (далее АО «Красный Октябрь», Общество) было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <.......> рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник АО «Красный Октябрь» *** обратился с жалобой в Краснооктябрьский районный суд г.Волгограда, в которой просил постановление административного органа отменить, производство по делу прекратить.

Решением судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда отДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба защитника АО «Красный Октябрь» - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, конкурсный управляющий АО «Красный Октябрь» Х.С.В. оспаривает законность и обоснованность постановления административного органа и решения судьи районного суда, просит их отменить.

В обоснование доводов автор жалобы указал, что для разработки мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух необходимо учитывать правовое положение АО «Красный Октябрь», которое решением Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ признано банкротом, в связи с чем в настоящее время на предприятии проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности, инвентаризация имущества и обязательств, проведены преддоговорные переговоры по разработке мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обращает внимание на то, что Акционерное общество не имеет законных оснований для уплаты необходимой суммы, поскольку очередность удовлетворения требований кредиторов установлена федеральным законом. Полагает, что АО «Красный Октябрь» по независящим от него причинам не может разработать требуемые мероприятия, в связи с чем производство по делу, по мнению заявителя, подлежит прекращению.

Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Акционерного общества «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» - ФИО., поддержавшую доводы жалобы, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям <.......>., возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьёй 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 указанного Кодекса, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно статье 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2019 года) «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ (в редакции от 26 июля 2019 года) «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности (абз. 3 ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, который действует с ДД.ММ.ГГГГ, утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

До вступления в законную силу вышеназванного нормативного акта требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Волгоградской области в целях обеспечения соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, минимизации экологических рисков для природной среды и здоровья населения Волгоградской области регламентировались постановлением Губернатора Волгоградской области от 12 ноября 2015 года № 1017 «Об утверждении Порядка организации работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Волгоградской области», согласно пунктам 2 и 3 которого работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городских и иных поселениях Волгоградской области организуются комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и органами местного самоуправления городских и иных поселений Волгоградской области. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной деятельности, за исключением объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду (объекты IV категории), разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с руководящим документом Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды от 01 декабря 1986 г. «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. РД 52.04.52-85« и Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, введенным в действие письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2012 года № 05-12-47/4521, и согласовывают их с Комитетом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 «Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», утвержденных Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811, требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды таких условий на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Такие мероприятия, разработанные хозяйствующим субъектом, направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган (п. 19 «Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», утвержденных Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811).

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям при рассмотрении постановления заместителя Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении АО «Красный Октябрь» был установлен факт ненадлежащего исполнения указанным юридическим лицом своих обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства, поскольку на момент вынесения постановления должностным лицом административного органа мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий АО «Красный Октябрь» не разработаны.

Основным видом деятельности вышеназванного предприятия, зарегистрированного и расположенного по адресу: <адрес>, является производство и реализация металлопродукции, производство и реализация товаров народного потребления, производство услуг промышленного характера и населению, производство извести, флюса, огнеупорных материалов и изделий, производство продуктов переработки промышленных отходов, подготовка металлолома, энергообеспечение, ремонтное обслуживание.

АО «Красный Октябрь» осуществляет производственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, отнесенном к I категории.

Согласно разработанному проекту предельно допустимых выбросов у предприятия имеется <.......> источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду. В атмосферу выбрасываются такие загрязняющие вещества, как диАлюминий триоксид, титан доиксид, диЖелезо триоксид, кальций оксид, магний оксид и другие.

Между тем срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № <...>, выданного АО «Красный Октябрь», истек ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Красный Октябрь» к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что в отношении АО «Красный Октябрь» с конца 2018года введено конкурсное производство, а потому Общество не имеет законных оснований для уплаты необходимой суммы для разработки мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, является несостоятельным, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Между тем сведений о проведении АО «Красный Октябрь» мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в материалах дела не имеется, как и сведений о приостановке или прекращении деятельности указанного предприятия.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судьёй районного суда, они не опровергают наличие в действиях АО «Красный Октябрь» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления административного органа и решения судьи.

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности постановления должностного лица административного органа и судебного решения, жалоба не содержит.

Постановление о привлечении АО «Красный Октябрь» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено АО «Красный Октябрь» в пределах санкции статьи 8.1 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления должностного лица и решения судьи районного суда незаконными и необоснованными, не установлено.

На основании выше изложенного и руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям <.......>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» - оставить без изменения, а жалобу конкурсного управляющего АО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь» Х.С.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын