Судья Ветлугин В.А. Дело № 07р-1304/2022
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 12 октября 2022 года
Судья Волгоградского областного суда Язынина С.Г., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании жалобы ФИО1 и должностного лица, вынесшего постановление - заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа УФАС по Ростовской области ФИО 1 на решение судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 2 сентября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» (далее ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области) ФИО1,
установил:
постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа УФАС по Ростовской области от 14 июня 2022 года № 061/04/7.29.1-969/2022 производство по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 2 сентября 2022 года постановление должностного лица отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в УФАС по Ростовской области.
Не согласившись с судебным актом ФИО1 и должностное лицо, вынесшее постановление, заместитель руководителя – начальник отдела контроля государственного оборонного заказа УФАС по Ростовской области ФИО 1 подали в Волгоградский областной суд жалобы, в которых, считая указанный акт незаконным, просят его отменить, приводя доводы о необоснованном применении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
В судебное заседание ФИО1, прокурор, должностное лицо, вынесшее постановление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалоб, не явились, об отложении судебного заседания не просили.
От ФИО1 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалоб, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом государственного заказчика порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов.
Как следует из материалов дела, Камышинской городской прокуратурой Волгоградской области проведена проверка соблюдения в деятельности ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области законодательства о контрактной системе в сфере государственного оборонного заказа.
В ходе проверки установлено, что 2 ноября 2021 года заказчиком ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении в целях исполнения государственного оборонного заказа закупки № <...> на текущий ремонт специальных автомобилей для перевозки заключенных с начальной (максимальной) ценой контракта <.......> рублей.
При этом, ФИО1, как должностным лицом заказчика - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области, в нарушение требований статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок для расчета начальной (максимальной) цены контракта в целях осуществления закупки использовались в числе прочего коммерческие предложения индивидуальных предпринимателей, которые не могут являться головными исполнителями поставок и оказания услуг в сфере государственного оборонного заказа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении заместителя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения 14 июня 2022 года названного дела об административном правонарушении заместителем руководителя – начальником отдела контроля государственного оборонного заказа УФАС по Ростовской области в отношении указанного лица вынесено постановление о прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку ни в Законе о контрактной системе в сфере закупок, ни в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» не содержатся ограничения в отношении организационно-правовых форм лиц, коммерчески предложения которых могут быть использованы при расчете начальной (максимальной) цены контракта.
Отменяя 2 сентября 2022 года постановление должностного лица, и направляя дело на новое рассмотрение в административный орган, судья Камышинского городского суда Волгоградской области указал на то, что должностным лицом при принятии постановления не учтены нормы Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Выводы судьи городского суда и вынесенный им акт основан на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере государственного оборонного заказа, являются правильными и сомнений не вызывают.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» государственный заказчик в числе прочего формирует начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года № 1465 утверждено Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее Положение).
Данное положение устанавливает, в том числе, порядок государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также - продукция), поставляемые в соответствии с государственными контрактами (контрактами) по государственному оборонному заказу (далее - государственное регулирование цен) (пункт 1).
В силу пункта 4 Положения государственное регулирование цен осуществляется при формировании, размещении и выполнении государственного оборонного заказа в соответствии с целями и принципами, установленными статьей 9 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», и направлено на обеспечение выполнения государственной программы вооружения в части создания и оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники, иных государственных (федеральных целевых) программ в части мероприятий, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа, а также на обеспечение эффективной работы организаций, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа.
Согласно подпункту «б» пункта 5 Положения государственное регулирование цен в порядке, установленном данным Положением, предусматривает определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (далее - начальная (максимальная) цена государственного контракта).
Подпунктами «а, б» пункта 6 Положения установлено, что государственное регулирование цен осуществляется в отношении продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу; продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, указанной в подпункте «а» настоящего пункта.
Как следует из содержания извещения о проведении электронного аукциона, объектом закупки № <...> по государственному оборонному заказу является ремонт вооружения, военной и специальной техники и военного технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения (текущий ремонт специальных автомобилей для перевозки заключенных), прочие услуги по техническому обслуживанию и ремонту прочих автотранспортных средств, не включенных в другие группировки (л.д. 70-73).
Распоряжением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 976-р утвержден перечень продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса).
При этом в данный Перечень включено вооружение, военная и специальная техника (раздел I).
В соответствии с пунктом 105 Положения государственными заказчиками государственного оборонного заказа при осуществлении закупок конкурентной продукции из числа указанной в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 6 настоящего Положения начальная (максимальная) цена государственного контракта формируется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок с учетом объемов финансирования государственного оборонного заказа, предусмотренных по соответствующим видам расходов и номенклатурным позициям, с учетом особенностей и в порядке, которые установлены пунктами 106 - 112 настоящего Положения.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта определяется исходя из цены единицы продукции, объема поставки продукции, предусмотренного государственным оборонным заказом, с включением в цену государственного контракта стоимости вспомогательных работ (услуг), предусмотренных его условиями.
Стоимость вспомогательных работ (услуг) формируется государственным заказчиком на основании представляемых потенциальными головными исполнителями (исполнителями) расчетных, первичных (сводных) данных о фактических расходах и (или) плановых и иных документов по обоснованию предполагаемых затрат (пункт 106 Положения).
Пунктом 108 Положения установлено, что если на календарный год, соответствующий году поставки конкурентной продукции, была определена прогнозная цена на эту продукцию, но государственный заказчик не установил начальную (максимальную) цену в соответствии с пунктом 107 данного Положения, либо если прогнозная цена на продукцию не была определена, цена на продукцию и начальная (максимальная) цена государственного контракта определяются в следующем порядке:
а) государственный заказчик выбирает не менее 2 потенциальных поставщиков из числа организаций, производящих удовлетворяющую его требованиям продукцию, и включает их в перечень потенциальных поставщиков;
б) государственный заказчик направляет одновременно всем потенциальным поставщикам, включенным в перечень потенциальных поставщиков, одинаковые по содержанию запросы о цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика (далее - запрос о цене), по формам, устанавливаемым Федеральной антимонопольной службой по согласованию с отраслевыми органами и Министерством обороны Российской Федерации, и информацию о том, что при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта государственным заказчиком будут учитываться их предложения о цене на продукцию (далее - предложения о цене), поступившие в течение 20 рабочих дней со дня направления государственным заказчиком соответствующего запроса о цене;
в) потенциальный поставщик с использованием методов определения цены на продукцию в соответствии с разделом II настоящего Положения определяет цену на продукцию (цену единицы продукции) с учетом планируемого объема ее поставки и вспомогательных работ и направляет предложение о цене государственному заказчику в установленный срок;
г) при определении цены на продукцию и подготовке предложения о цене потенциальный поставщик определяет исполнителей - организации, которые он планирует привлечь к поставкам продукции, необходимой для выполнения государственного контракта (включая сырье, материалы, покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты), услуги производственного характера), и совместно с ними на основании представленных исполнителями расчетно-калькуляционных материалов обосновывает цены на поставку указанной продукции в соответствии с законодательством о государственном оборонном заказе и требованиями настоящего Положения, учитывая эти цены в соответствующих контрактах, заключаемых с исполнителями;
д) государственный заказчик определяет и обосновывает цену на продукцию и начальную (максимальную) цену государственного контракта на основе анализа предложений о цене и иной имеющейся информации.
В пункте 2 Положения дано понятие потенциального поставщика, как поставщика (в том числе производителя) продукции по государственному оборонному заказу (продукции, необходимой для выполнения государственного оборонного заказа), предлагающего государственному заказчику (заказчику) условия ее поставки в целях заключения государственного контракта (контракта).
Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
Таким образом, потенциальным поставщиком может быть только юридическое лицо, тогда как ФИО1, как должностным лицом заказчика - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Волгоградской области, для расчета начальной (максимальной) цены контракта в целях осуществления закупки использовались в числе прочего коммерческие предложения индивидуальных предпринимателей.
Доводы жалоб о необоснованном применении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу являются несостоятельными, поскольку объектом закупки, согласно извещения, является ремонт вооружения, военной и специальной техники и военного технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения, в связи с чем определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков должно осуществляться в порядке, установленном названным Положением.
По изложенным мотивам доводы жалоб являются несостоятельными.
Таким образом, оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда
решил:
решение судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 2 сентября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя начальника федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» ФИО1 оставить без изменения, а жалобы ФИО1 и заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа УФАС по Ростовской области ФИО 1 - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу 12 октября 2022 года и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном статями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского
областного суда С.Г. Язынина