Судья Никитина Е.А. Дело № 07р-1310/2019
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 19 сентября 2019 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя МУ «Комдорстрой» ФИО1 по его жалобе на постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Х.А.А.№ <...> от 18 июня 2019 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 25 июля 2019 года,
у с т а н о в и л:
18 июня 2019 года постановлением заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов <адрес>Х.А.А.№ <...>, оставленным без изменения решением судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 25 июля 2019 года, должностное лицо – руководитель МУ «Комдорстрой» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградской области, ФИО1 оспаривает законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, недоказанности обстоятельств, а в случае признания его виновным, применить ст. 2.9 КоАП РФ. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что новый вид работ добавлен не был, кроме того, российское законодательство не устанавливает требований относительно объемов работ в пределах 10% каждого локального сметного расчета. В силу п.1 ст.744 ГК РФ заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера, предусмотренных в договоре строительного подряда работ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы в полном объёме, выслушав защитника Колтырину Е.А. на жалобе настаивающую, представителя должностного лица, административного органа Ч.Д.В. полагавшего постановление и решение суда оставить без изменения, судья областного суда приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приёмки поставленного товара, выполненной работы (её результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объёма требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приёмки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Частью 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно части 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей к выполнению работы и способы ее определения. Частями 3, 4 статьи 709 ГК РФ определено, что цена работы может быть определена путем составления сметы, которая становится частью договора подряда с момента подтверждения её заказчиком, цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Исходя из части 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объёме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Таким образом, условия об объёмах, подлежащих к выполнению работ, являются одними из существенных условий контракта на осуществление подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд.
Возможность изменения условий контрактов (договоров) по соглашению сторон, в части изменения объёма поставляемого товара, работы, услуги предусмотрена пунктом 1 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно; по предложению заказчика увеличиваются контрактом количество товара, объём работ или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объём выполненной работы или оказываемой услуги не более чем на 10%.
Иные случаи, допускающие изменение существенных условий контракта по соглашению сторон, не предусматривают возможности изменения объема поставляемого товара, работы, услуги от предусмотренного по условиям контракта объема данного товара, работы, услуги.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, контрольно-счетной палатой Волгоградской области (далее - КСП ВО), в соответствии с планом работы КСП на 2019 года, утвержденным постановлением коллегии КСП от 17 декабря 2018 года №23/2, проведена проверка реализации мероприятий государственной программы Волгоградской области «Формирование современной городской среды Волгоградской области» за 2018 год.
В рамках контрольных мероприятий, КСП ВО в период с 18 марта 2019 года по 05 апреля 2019 года на основании приказа от 12 марта 2019 года № 43 «О проведении проверки реализации мероприятий государственной программы Волгоградской области «Формирование современной городской среды Волгоградской области» в 2018 году, проведена плановая выездная проверка в муниципальном учреждении «Коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания», которой охвачен вопрос по организации работ по благоустройству дворовых территорий в Центральном районе г. Волгограда, в том числе в части соблюдения МУ «Комдорстрой» требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при исполнении муниципального контракта от 07 августа 2018 года № 2506.
По результатам данной проверки составлен акт от 05 апреля 2019 года, из которого следует что между МУ «Комдорстрой» (Муниципальный заказчик) и муниципальным бюджетным учреждением <.......> Подрядчик), в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) согласно протоколу №2506.3 ЭА от 24 июля 2018 года, заключён муниципальный контракт от 07 августа 2018 года №2506 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия дворовых территорий многоквартирных домов в Центральном районе Волгограда в 2018 году в целях комплексного благоустройства пяти дворовых территорий, определённых Перечнем (приложение №13) в соответствии с проектной документацией, в том числе:
- ул. Мира, <...>, <...>;
- ул. Порт-Саида, 8, 8а; пр. Ленина, 22, <...>;
- ул. Советская, д. 22; ул. им. Маршала ФИО2, д. 19; ул. им. Маршала
ФИО2, д. 23;
- ул. 7-ая Гвардейская д. 19; ул. 7-ая Гвардейская д. 19а; ул. 7-ая Гвардейская д. 21; ул. 7-ая Гвардейская д, 23; ул. Коммунальная <...>
- пр-т. им. В.И. Ленина, <...>.
Цена контракта, является твердой, определена расчётом стоимости на основании локальных сметных расчётов и составила в сумме <.......> (с НДС). Согласно локальным сметным расчётам (подготовительные работы, дорожная одежда, ремонт колодцев) стоимость предусмотренных к выполнению работ (с учётом понижающего коэффициента по итогам аукциона 0,995000014) в разрезе утверждённых пяти дворовых территорий составила по:
- ул. Мира. <...>, <...> <адрес> - в сумме <.......>
тыс. рублей;
- ул. Порт-Саида, 8, 8а; пр. Ленина, 22, <...> - в сумме <.......>
- ул. Советская, д, 22; ул. им. Маршала ФИО2, <...> - в сумме <.......>
- ул. 7-ая Гвардейская д, 19; ул. 7-ая Гвардейская д, 19а; ул. 7-ая Гвардейская д, 21; ул. 7-ая Гвардейская д, 23; ул. Коммунальная <...> в сумме <.......>
- пр-т. им. В.И. Ленина, <...>, Д.-13; ул. Аллея Героев, <...> - в сумме <.......>
Срок окончания работ - до 01 октября 2018 года. Авансирование работ условиями указанного муниципального контракта не предусмотрено. Изменение цены контракта допускается в соответствии с действующим законодательством РФ и условиями контракта. Согласно пункту 18.2 указанного муниципального контракта, Муниципальный заказчик по согласованию с Подрядчиком вправе увеличить или уменьшить предусмотренные контрактом объёмы работ не более чем на 10%.
К муниципальному контракту от 07 августа 2018 года № 2506, между сторонами заключено дополнительное соглашение от 27 сентября 2018 года № 2 согласно которому, в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ, установленной в результате актов комиссионного обследования от 14 августа 2018 года, Подрядчик принимает обязательства по выполнению дополнительных работ на сумму <.......>. Цена контракта, в связи с выполнением дополнительных работ, ранее не учтенных сметной документацией (локальными сметными расчётами), составила в сумме <.......> тыс. рублей (первоначальная цена контракта увеличена на сумму <.......> или на 5,9%).
Локальными сметными расчётами №1, являющимися приложениями (приложение № 2, приложение № 4, приложение № 6) к дополнительному соглашению от 27 сентября 2018 года № 2, определена стоимость дополнительных работ по трем, из пяти утверждённым, дворовым территориям многоквартирных домов Центрального района на общую сумму <.......> в том числе в разрезе дворовых территорий:
- ул. Мира, <...>, <...> на сумму <.......>
- ул. Советская, <...> на сумму <.......>
- ул. 7-ая Гвардейская <...> на сумму <.......>
При заключении дополнительного соглашения от 27 сентября 2018 года № 2 к муниципальному контракту от 07 августа 2018 года № 2506 и утверждении локальных сметных расчётов № 1 (приложение № 2, приложение № 4, приложение № 6) на дополнительные работы по трём дворовым территориям добавлен новый вид работ (в размере 100%), не предусмотренный первоначальными локальными сметными расчётами, и увеличены отдельные виды работ, первоначально предусмотренные локальными сметными расчётами, более чем на 10%, а именно, в том числе в разрезе дворовых территорий:
1) по ул. Мира, <...>, <...>:
- объём работы по устройству подстилающих и выравнивающих слоев основания из щебня (ТЕР 27-04-001-04) определён в общем количестве 171,4 куб. метров, что составило 100% увеличение, так как указанная работа ранее не учтена локальным сметным расчётом № 02-02-02 «Дорожная одежда» (приложение №2-1-2) к указанному контракту;
- объём работы по устройству асфальтобетонного покрытия однослойного толщиной 4 см (ТЕР 27-07-001-01, ТЕР 27-07-001-02) определён в количестве 147,0 квадратных метров, что составило 100% увеличение, так как указанная работа ранее не учтена локальным сметным расчётом № 02-02-02 «Дорожная одежда» (приложение № 2-1-2) к указанному контракту.
2) ул. Советская, д, 22; ул. им. Маршала ФИО2, <...>:
- объём работы по устройству подстилающих и выравнивающих слоев основания из щебня (ТЕР 27-04-001-04) определён в общем количестве 153,0 куб. метров, что составило 100% увеличение, так как указанная работа ранее не учтена локальным сметным расчётом № 02-02-02 «Дорожная одежда» (приложение 2-3-2) к указанному контракту.
3) ул. 7-ая Гвардейская <...>
- объём работы по разборке бортовых камней дорожных БР 100.30.18 на бетонном основании (ТЕРр 68-14-1) определён в количестве 340,0 п.метров, что составило увеличение на 26,1% от объёма соответствующей работы, предусмотренной локальным сметным расчётом № 02-01-01 «Подготовительные работы» (приложение № 2-4-1) к указанному контракту в количестве 1303,0 п.метров. Общий объём вышеуказанной работы, с учётом дополнительного соглашения, составил в количестве 1643,0 кв.метров или 126,1% от первоначально предусмотренного условиями контрактом;
- объёмы работы по погрузке строительного мусора от разборки бортовых камней дорожных (РЦЦС 4 (89)) и перевозке строительного мусора от разборки бортовых камней дорожных (РЦЦС 4 (89)) определены в количестве 91,4 тонн и 91,4 тонн соответственно, что составило увеличение на 26,1% от объёмов соответствующих работ, предусмотренных локальным сметным расчётом № 02-01-01 «Подготовительные работы» (приложение № 2- 4- 1) к указанному контракту в количестве 350,2 тонн. Общие объёмы вышеуказанных работ, с учётом дополнительного соглашения, составили в количестве 441,6 тонн и 441,6 тонн соответственно или 126,1% от первоначально предусмотренных условиями контракта;
- объём работы по устройству подстилающих и выравнивающих слоев основания из щебня (ТЕР 27-04-001-04) определён в общем количестве 234,7 куб.метров, что составило 100% увеличение, так как указанная работа ранее не учтена локальным сметным расчётом №02-02-02 «Дорожная одежда» (приложение 2-4-2) к указанному контракту.
Муниципальный контракт от 07 августа 2018 года Х92506 и дополнительное соглашение к нему от 27 сентября 2018 года № 2 подписаны со стороны Муниципального заказчика руководителем МУ «Комдорстрой» ФИО1
В порядке ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, причём совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица.
Пунктом 5.1. Устава МУ «Комдорстрой», утвержденного распоряжением департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 18 декабря 2015 года № 2887-р (далее - Устав) предусмотрено, что высшим должностным лицом учреждения является его руководитель, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности распорядительным документом комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда. К компетенции руководителя учреждения относятся вопросы осуществления руководства деятельностью учреждения в соответствии с муниципальными правовыми актами администрации Волгограда, настоящим Уставом.
Согласно Уставу, руководитель учреждения действует без доверенности от имени учреждения, представляет его интересы, заключает договоры (контракты), выдает доверенности, открывает лицевой счёт.
В соответствии с распоряжением департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 20 января 2015 года №5-л на должность руководителя МУ «Комдорстрой» с 20 января 2015 года назначен ФИО1
При таких обстоятельствах административный орган и судья районного суда сделали обоснованный вывод о правомерности привлечения руководителя МУ «Комдорстрой» ФИО1 к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает. Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в представленных материалах не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Судья при рассмотрении жалобы на постановление проверил дело в соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынес законное и обоснованное решение.
С учетом установленных по делу обстоятельств, выводы судьи районного суда и должностного лица, вопреки доводам жалобы, о наличии в действиях руководителя МУ «Комдорстрой» ФИО1 вины, состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, являются правильными, основанными на имеющихся в деле доказательствах. Квалификация его действий сомнений не вызывает.
Кроме того, указанное административное правонарушение не может быть признано малозначительным с учётом характера правонарушения, посягающего на эффективность и результативность осуществления закупок, обеспечение гласности, прозрачности их проведения, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным, по делу не имеется.
Более того следует отметить, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, как указывает об этом автор жалобы, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих должностных обязанностей. С учётом положений ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в п. 21 постановления от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», правонарушение, совершенное ФИО1, нельзя признать малозначительным.
Постановление о привлечении руководителя МУ «Комдорстрой» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление заместителя начальника контрольного управления – начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области Х.А.А.№ <...> от 18 июня 2019 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 25 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя МУ «Комдорстрой» ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья Волгоградского подпись
областного суда И.А. Циренщиков