ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1324/2022 от 01.11.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Сиохина Ю.К. Дело № 07р-1324/2022

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 1 ноября 2022 года

Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Компания красота под ногами» Филиева Т.Р. на постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Т.С.А. №16/109-2021-Э от 1 июня 2022 года и решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 29 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «Компания красота под ногами»,

у с т а н о в и л:

1 июня 2022 года постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Т.С.А. № 16/109-2021-Э, оставленным без изменения решением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 29 августа 2022 года, юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Компания красота под ногами» (далее по тексту – ООО «Компания красота под ногами») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.

В настоящее время в Волгоградский областной суд с жалобой на состоявшиеся по делу акты обратился директор общества Филиев Т.Р., который просит отменить решение судьи районного суда от 29 августа 2022 года, считая, что при рассмотрении данного дела не имелось ни одного достоверного доказательства вины ООО «Компания красота под ногами», а также ссылается на отсутствие обстоятельств совершения правонарушения. Полагает, что судом необоснованно отклонено ходатайство о назначении экологической судебной экспертизы.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Компания красота под ногами» Подлесную М.Н., уточнившая требования просит также отменить постановление должностного лица, административного органа, на доводах жалобы настаивающую, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Т.С.А. и представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Г.А.А., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Согласно части 3 настоящей статьи Кодекса, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются, согласно ст. 4 Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», должна осуществляться на основе, в том числе, принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В силу части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В порядке части 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Согласно пункту 3 статьи 77 Федерального закона 10 января 2002 год № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Вместе с тем, по смыслу ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Расчет вреда предусмотрен Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2010 года № 238, в результате порчи почв при их захламлении, возникшем при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 26 октября 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Межрегиональное управление), в целях проверки сведений, изложенных в материале «Гигантская свалка выросла в промзоне на западе Волгограда», опубликованном 20 октября 2021 года на сайте интернет-СМИ ИА «Высота 102», произведено выездное обследование земельного участка, собственность на который не разграничена, прилегающего с южной стороны к производственной территории по ул. Краснополянской, 55 (за территорией ЗАО «ПО Завод силикатного кирпича») в Дзержинском районе Волгограда.

В результате выездного обследования земельного участка установлено, что въезд на указанную территорию осуществляется с ул. Краснополянской, по грунтовой дороге, съезд на которую совершается с левой стороны от заводоуправления ЗАО «ПО Завод силикатного кирпича».

Захламленная территория располагается в низменности вдоль грунтовой дороги, являющейся съездом с ул. Краснополянской, с южной стороны ограниченной производственной базой, с северной стороны местность заболочена, имеется камышовая растительность.

Отходы производства и потребления (преимущественно строительные, смеси), пересыпанные грунтом, складированы организовано (с использованием специализированной техники) в виде сплошного бурта, высотой порядка 6-10 метров, проходящего вдоль склона по южной стороне. Отходы производства и потребления складированы непосредственно на почве.

Во время проведения выездного обследования деятельность по складированию отходов производства и потребления не велась, лица, осуществившие несанкционированный сброс отходов производства и потребления на почву не установлены.

02 ноября 2021 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 16/109-2021-Э.

В связи с тем, что собственность на земельный участок, на который осуществлен сброс отходов производства и потребления не разграничена, указанное определение направлено в адрес администрации Волгограда, администрации Дзержинского района г. Волгограда.

02 ноября 2021 года с привлечением специалистов экспертной организации - филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области, произведен осмотр Дзержинского района Волгограда, прилегающей к производственной территории по ул. Краснополянской, в ходе которого установлено следующее.

Въезд на земельный участок, собственность на который не разграничена, прилегающий к производственной территории по ул. Краснополянской с южной стороны, осуществляется с ул. Краснополянской (поворот на грунтовую дорогу перед зданием заводоуправления ЗАО «ПО Завод силикатного кирпича»).

Территория представляет собой овраг, пологий, поросший травянистой и тростниковой растительностью в южной части, переходящий в северной части в крутой склон, высотой порядка 10 метров, где граничит с земельным участком с кадастровым номером 34:34:03001:243.

Территория по всему периметру склона захламлена отходами производства и потребления. В западной части склона имеется две террасы (площадки), сформированные посредством уплотнения грунта, загрязненного отходами производства и потребления.

Нижняя терраса (площадка) (с координатами центра площадки 48.784928, 44.488410), представляет собой земляное сооружение, а именно выступ, образованный уплотненным грунтом, загрязненным отходами производства и потребления, имеются многочисленные следы сдвигания грунта и части сброшенных на террасу (площадку) отходов производства и потребления к краю террасы (площадки) - вниз по склону оврага. Территория террасы (площадки) захламлена отходами производства и потребления в смеси, отходы сброшены и накапливаются преимущественно по краю террасы (площадки) в виде сплошного бурта.

Рядом с террасой (площадкой), на территории стоянки имеется бульдозер, оснащенный толкающей рамой.

На территории, прилегающей к террасе (площадке), в месте с координатами 48.785353, 44.488054 установлен факт сброса на почву отходов производства и потребления в смеси, преимущественно картриджей печатающих устройств, утративших потребительские свойства, среди которых установлено наличие отхода 1 класса опасности - лампы люминесцентной. В месте с координатами 48.785276, 44.488744 на почве складированы отходы - паллеты деревянные, доски, другие древесные отходы, отдельно пластиковая тара от моторных масел, отходы пластика, картон. Имеются признаки сортировки отходов.

Верхняя терраса (площадка) также сформирована посредством уплотнения грунта, высотой порядка 10 метров относительно дна оврага.

С нижней террасы (площадки), а также с овражной зоны, просматривается наличие специализированной техники на верхней террасе (площадке) - бульдозера.

В рамках осмотра, 02 ноября 2021 года специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области произведен отбор проб почв - вдоль захламленного отходами производства и потребления склона, а также на сопредельной территории, не испытывающей негативного воздействия.

Согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований и измерений проб почвы от 25 ноября 2021 года № 5372п установлено превышение содержания загрязняющих веществ в почве, по сравнению с фоновой пробой по следующим загрязняющим веществам:

- нитрат-ион (водорастворимая форма) - на глубине 0-5 см в 23,6 раз, на глубине 5-20 см в 16,0 раз;

- по нефтепродуктам - на глубине 0-5 см в 2,3 раза, на глубине 5-20 см в 2,9 раз.

18 ноября 2021 года для целей определения объема отходов, сброшенных на почву, площади захламленной территории, произведен повторный осмотр указанной территории, специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в области маркшейдерского дела, произведены геодезические работы.

В ходе осмотра установлено, что на территории, где ранее, 02 ноября 2021 года установлен факт сброса на почву отходов производства и потребления в смеси, преимущественно картриджей печатающих устройств, утративших потребительские свойства, а также паллет деревянных, досок, других древесных отходов, отдельно пластиковой тары от моторных масел, отходов пластика, картона - складирование отходов продолжается.

На верхней террасе (площадке) (координаты центра площадки 48.785046, 44.488894), имеется бульдозер, оснащенный толкающей рамой, государственный номер 7941 ВК 34, принадлежащий ООО «Компания Красота под ногами» (письмо комитета сельского хозяйства Волгоградской области от 29 ноября 2021 года №25/34-58/4677). Въезд на территорию террасы (площадки) возможен только с территории производственной базы, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 34:34:030001:243. На террасе (площадке) складированы деревянные паллеты готовой продукцией (плиткой тротуарной). Территория захламлена отходами производства и потребления, имеются следы уплотнения, сдвигания, сброса отходов производства и потребления, пересыпанных грунтом, вниз по склону оврага, посредством специализированной техники.

Визуально просматривается разница в степени захламления склона оврага в западной (степень захламления выше) и восточной части, что связано предположительно с невозможностью использовать специализированную технику (бульдозеры), для уплотнения, сдвигания и сброса отходов производства и потребления вниз по склону в восточной стороне.

Согласно экспертному заключению по результатам геодезических и маркшейдерских работ в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 23 ноября 2021 года № 11/17 площадь размещения отходов составила - 8 304,43 кв. м., объем размещенных отходов - 92 328,64 куб.м.

По имеющимся сведениям (Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19 ноября 2021 года № КУВИ-002/2021-153636467), земельный участок с кадастровым номером 34:34:030001:243, по адресу: Волгоград, ул. Краснополянская, 53 б, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения производственных баз, принадлежит на праве собственности 34-34-01/016/2014-184, ООО «Компания Красота под ногами» (ИНН 3443114250, ОГРН 1123443000801).

29 ноября 2021года в адрес ООО «Компания Красота под ногами» направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения по делу об административном правонарушении.

В ответ на определение об истребовании, ООО «Компания Красота под ногами» письмом от 10 декабря 2021 года № 10-12/1 представила, в том числе Договор о размещении объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», за исключением нестационарных торговых объектов, размещения объектов на розничных рынках, ярмарках от 31 августа 2021 года № 197 (далее - Договор), заключенный между ООО «Компания Красота под ногами» и Администрацией Волгограда, согласно которому Администрация Волгограда предоставляет ООО «Компания Красота под ногами», право размещения на землях или земельном участке с учетным номером 3-1-211, расположенном в Дзержинском районе Волгограда со следующими координатами: 1 - х (8408,61) у (-1573,90); 2-х (8365,36) у (-1530,40); 3-х (8356.66) у (-1516,56); 4-х (8345,38) у (- 1496,44); 5-х (8337,18) у (-1472,56); 6-х (8359,21) у (-1461,97); 7-х (8347Д8) у (-1428,06); 8-х (8334,88) у (-1429,33); 9-х (8332,19) у (-1430,51); 10-х (8328,87) у (-1433,24); 11-х (8329.53) у (-1435.5312-х (8315,82) у (-1443,94); 13-х (8298,45) у (-1458,17); 14-х (8243,81) у (-1521,14); 15-х (8256,30) у (-1582,69): 16-х (8376,89) у (-1589,49) площадью 14 648 кв.м, пункта приема вторичного сырья, для размещения которого не требуется разрешение на строительство.

Согласно схеме границ, приложенной к Договору, территория, переданная ООО «Компания Красота под ногами» для размещения пунктов приема вторичного сырья, прилегает к земельному участку с кадастровым номером 34:34:030001:243, и включает в себя территорию, захламленную отходами производства и потребления.

Согласно письму администрации Дзержинского района Волгограда от 01 декабря 2021 года № 01-21/9973-21, администрацией Дзержинского района Волгограда совместно с административно-техническим отделом МБУ «ЖКХ Дзержинского района Волгограда», 22 октября 2021 года осуществлен осмотр несанкционированной свалки вблизи ЗАО «ПО Завод силикатного кирпича» по адресу: ул. Краснополянская, д. 55. В результате осмотра установлено, что сброс отходов производства и потребления производится с земельного участка с кадастровым номером 34:34:030001:243, по ул.Краснополянской, д. 53 Б, на рельеф местности в овражной зоне.

В отношении ООО «Компания Красота под ногами», административно-техническим отделом МБУ «ЖКХ Дзержинского района Волгограда», 27 октября 2021 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности. Постановлением о назначении наказания по делу об административном правонарушении от 16 ноября 2021 года № 1/2-21/1352 юридическое лицо - ООО «Компания Красота под ногами», привлечено к административной ответственности по указанной статье, с применением наказания в виде административного штрафа в размере 20 тыс. руб.

Таким образом, установлен факт сброса ООО «Компания красота под ногами» отходов производства и потребления и их дальнейшего накопления на территории неразграниченного земельного участка, предоставленного ООО «Компания красота под ногами» администрацией Волгограда в рамках Договора о размещении объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2014 года № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», за исключением нестационарных торговых объектов, размещения объектов на розничных рынках, ярмарках от 31 августа 2021 года № 197, и прилегающего к земельному участку с кадастровым № 34:34:030001:243, а именно по склону оврага, прилегающего к данному земельному участку, повлекшее вред почве, как объекту охраны окружающей природной среды.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Компания красота под ногами».

Факт совершения ООО «Компания красота под ногами» административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 8.2 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, подтверждается: сведениями, изложенными в материале «Гигантская свалка выросла в промзоне на западе Волгограда», опубликованном 20 октября 2021 года на сайте интернет-СМИ ИА «Высота 102»; материалами административного расследования Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям; приказом о проведении выездного обследования от 26 октября 2021 года № 1932; актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №1932/2021 от 26 октября 2021 года с приложенной фототаблицей; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № 16/109-2021-э от 02 ноября 2021 года с приложенной фототаблицей; протоколом взятия проб и образцов № 16/109-2021-э от 01 ноября 2021 года; протоколом измерений проб почвы № 5372п от 25 ноября 2021 года; заключением по результатам проведения лабораторных исследований и изъятий проб № 5372п от 25 ноября 2021 года; протоколом отбора проб почвы № 257 от 02 ноября 2021 года; заключением эксперта от 02 ноября 2021 года № 148; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № 16/109-2021 -э/1 от 18 ноября 2021 года с приложенной фототаблицей; экспертным заключением по результатам геодезических и маркшейдерских работ в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 23 ноября 2021 года №11/17; протоколом об административном правонарушении № 16/109-2021-Э от 17 марта 2022 года и другими материалами дела.

Признавая ООО «Компания красота под ногами» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, государственный инспектор правильно указал, что общество является субъектом административного правонарушения, связанного с несоблюдением природоохранного законодательства при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Действия ООО «Компания красота под ногами» обосновано квалифицированы по ч. 3 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе пересмотра постановления административного органа, судья Дзержинского районного суда г. Волгограда обоснованно пришёл к выводу, что вина ООО «Компания красота под ногами» в совершении административного правонарушения полностью доказана.

Ходатайство защитника ООО «Компания красота под ногами» ПодлеснойМ.Н. о назначении экологической экспертизы, заявленное судье районного суда, рассмотрено в порядке статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения вынесено определение от 29 августа 2022 года, в удовлетворении данного ходатайства отказано по основаниям, приведенным в указанном определении. Оснований для переоценки изложенных в нем мотивов не имеется.

Несогласие законного представителя ООО «Компания красота под ногами» с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание назначено ООО «Компания красота под ногами» в пределах санкции части 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.

При таком положении оснований к отмене постановления должностного лица административного органа и судебного решения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Т.С.А. №16/109-2021-Э от 1 июня 2022 года и решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 29 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «Красота под ногами» оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Красота под ногами» Филиева Т.Р. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Волгоградского подпись

областного суда И.А.Циренщиков