Судья Солодкий Р.С. дело № 07р-1368/2020
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 2 декабря 2020 года
Судья Волгоградского областного суда Язынина С.Г., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление врио начальника ОГИБДД Отдела МВД России по городу Михайловке от 13 августа 2020 года № 18810034190000297002, решение судьи Михайловского районного суда Волгоградской области от 27 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением врио начальника ОГИБДД Отдела МВД России по городу Михайловке от 13 августа 2020 года № 18810034190000297002, оставленным без изменения решением судьи Михайловского районного суда Волгоградской области от 27 октября 2020 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в установленный законом срок в Волгоградский областной суд, ФИО1 просит отменить акты, вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу, приводя доводы о том, что он управлял транспортным средством, оснащенным цифровым тахографом, соответствующим требованиям ЕСТР, при наличии карты допуска к международным автомобильным перевозкам.
В судебное заседание ФИО1 и его защитник Матненко И.Н., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, об отложении судебного заседания не просили.
От ФИО1 и его защитника Матненко И.Н. поступило заявление о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 постановлением должностного лица к административной ответственности, установленной данной нормой, послужило то обстоятельство, что он 20 июля 2020 года в 3 часа 30 минут по пр. Кирова, 1 г. Самара, осуществляя коммерческую перевозку груза по путевому листу, управлял транспортным средством «MAN TGX 18.440 4X2 BLS», государственный регистрационный знак № <...>, оснащенным тахографом без блока СКЗИ, при отсутствии допуска транспортного средства к осуществлению международных автомобильных перевозок (срок действия карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок истек 19 июня 2020 года).
Судья районного суда с выводами должностного лица и принятым им решением согласился.
Однако состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В ходе производства по делу ФИО1 оспаривал виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательно заявляя, что управляемое им транспортное средство относится к категории транспортных средств, не нуждающихся в обязательном оснащении тахографом с блоком СКЗИ, так как оснащено цифровым тахографом в соответствии с требованиями ЕСТР и имеет допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок.
Указанные доводы и обстоятельства, на которые ссылался ФИО1 и его защитник, при рассмотрении дела должностным лицом и при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьей районного суда должной оценки не получили.
Объективная сторона состава указанного административного правонарушения характеризуется противоправным действием, которое выражается, в том числе в управлении транспортным средством либо выпуске на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля (тахографа), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон о безопасности дорожного движения) определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в числе прочего, оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года № 1213 установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Во исполнение этого постановления приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36 (далее по тексту - Приказ № 36) утверждены Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, а приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года № 273 - Порядок оснащения транспортных средств тахографами.
Согласно Приложению № 2 к Приказу № 36 тахографами оснащаются, в числе прочего, транспортные средства, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).
Приложение № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36 (Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами) подлежит применению в совокупности с требованиями пункта 3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами.
Согласно пункту 3 названного Порядка в установленные в нем сроки оснащение тахографами транспортных средств, кроме перечисленных в приложении № 2 к Приказу № 36 после слов «за исключением», производится в отношении категорий транспортных средств, указанных в этом пункте.
К числу исключений, перечисленных в Приложении № 2 к Приказу № 36, отнесены, в том числе транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащаемые контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.).
Как следует из материалов дела, транспортное средство «MAN TGX 18.440 4X2 BLS», государственный регистрационный знак № <...>, которым управлял ФИО1, относится к категории транспортных средств N3 и оснащено техническим средством контроля – цифровым тахографом, соответствующим требованиям ЕСТР (л.д. 44, 54-63).
Данное транспортное средство допущено к осуществлению международных автомобильных перевозок, что подтверждается карточкой допуска серии МА № <...> от 20 июня 2019 года, со сроком действия по 19 июня 2020 года (л.д. 45)
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» пунктом 2 постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 440 (ред. от 27 июня 2020 года) «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» установлено, что в отношении форм разрешительной деятельности по перечню согласно приложению № 2 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативного правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, принимается одно из следующих решений:
при наступлении в период действия настоящего постановления срока подтверждения соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), повторную аккредитацию, переаттестацию, повторную сертификацию, повторную экспертизу, с учетом специфики сферы общественных отношений, в которой действует разрешение, - решение о переносе сроков прохождения данных процедур на период до 12 месяцев;
очередное подтверждение соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), переаттестацию, повторную сертификацию, повторную экспертизу, считается пройденным. В данном случае срок следующего прохождения указанной процедуры определяется в соответствии с регулирующим его нормативным правовым актом, разрешение считается действующим.
В Приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 440 определен перечень форм разрешительной деятельности, в числе которых допуск российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок (пункт 14 названного Приложения № 2).
Во исполнение этого постановления Приказом Минтранса России от 30 апреля 2020 года №157 «О переносе сроков прохождения юридическими лицами, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями процедур подтверждения соответствия обязательным требованиям в отношении отдельных форм разрешительной деятельности в сфере транспорта в период с 6 апреля 2020 г. до 31 декабря 2020 г.» установлено, что в отношении форм разрешительной деятельности по перечню согласно приложению к настоящему приказу при наступлении в период с 6 апреля до 31 декабря 2020 г. срока подтверждения соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), повторную аккредитацию, переаттестацию, сроки прохождения данных процедур переносятся на 12 месяцев.
Согласно приложению к приказу Минтранса России от 30 апреля 2020 года № 157 к формам разрешительной деятельности относится, в числе прочего, допуск российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок.
С учетом изложенного, срок действия карточки допуска на транспортное средство, которым управлял ФИО1, для осуществления международных автомобильных перевозок, истекший 19 июня 2020 года, был продлен.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении ФИО1 управлял транспортным средством, допущенным к осуществлению международных автомобильных перевозок, оснащенным контрольным устройством в соответствии с требованиями ЕСТР, в связи с чем, данное транспортное средство подпадает под исключение, указанное в приложении № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36, на которое не распространяется требование об обязательной установке тахографа.
При изложенных данных вывод должностного лица и судьи районного суда о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление врио начальника ОГИБДД Отдела МВД России по городу Михайловке от 13 августа 2020 года № 18810034190000297002, решение судьи Михайловского районного суда Волгоградской области от 27 октября 2020 года подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление врио начальника ОГИБДД Отдела МВД России по городу Михайловке от 13 августа 2020 года № 18810034190000297002, решение судьи Михайловского районного суда Волгоградской области от 27 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступило в законную силу 2 декабря 2020 года и может быть обжаловано и опротестовано в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Волгоградского
областного суда С.Г. Язынина