Судья Абакумова Е.А. Дело № 07р-137/2021
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 24 февраля 2021 г.
Судья Волгоградского областного суда Сукачев Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Т.С.А. на решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 24 ноября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении ФКУ «Лечебное исправительное учреждение № 15» УФСИН России по Волгоградской области,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Т.С.А.№ <...> от 21 сентября 2020 г. ФКУ «Лечебное исправительное учреждение № 15 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области» (далее – ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 24 ноября 2020 г. вышеназванное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении, прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Не согласившись с состоявшимся по делу судебным актом, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Т.С.А. подала в Волгоградский областной суд жалобу, в которой просит названный судебный акт, как незаконный, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области ФИО1, возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Основным видом деятельности ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России Волгоградской области является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (ОКВЭД 84.23.4).
ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области стоит на учете федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативнее воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору код № <...>, III категории.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что размещение, проектирование, строительство реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды восстановлению природной среды, рациональному использованию воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 67, 68 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический контроль подразделяет: на производственный и общественный. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контре г осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рационального использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Исходя из положений ст. 67 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Во исполнение указанной нормы издан Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Требования к содержанию программы производственного контроля определены в приложении № 1 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74. 3 приложении № 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74 установлены порядок и сроки предоставления отчета об организации и о результатах производственного экологического контроля (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1-5 Порядка отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в с пере природопользования по месту осуществления деятельности.
Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля был представлен ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по Волгоградской области в Межрегиональное управление письмом от 25.03.2020 № <...>.
Согласно номеру почтового идентификатора на конверте, данное письмо было принято в почтовом отделении связи 26 марта 2020 г.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о совершении ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России Волгоградской области указанного административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленного срока направления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В то же время, судья районного суда, рассмотрев жалобу, поданную защитником ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России Волгоградской области ФИО1 в порядке статей 30.1 - 30.2 КоАП РФ, решением от 24 ноября 2020 г. постановление должностного лица отменил, производство по делу прекратил на основании статьи 2.9 названного Кодекса в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Принимая данное решение, судья районного суда, оценив фактические конкретные обстоятельства настоящего дела, сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям не имеется, наличия вреда или тяжких последствий в результате его совершения не установлено. Поскольку срок сдачи отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля был пропущен всего на один день.
Доказательства, положенные судьей в основу своего вывода, сомнений в их достоверности не вызывают.
В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Исходя из необходимости соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов и принимая во внимание то обстоятельство, что в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении и его рассмотрением, достигнута предупредительная цель административного наказания, установленная ст. 3.1 КоАП РФ, оснований для отмены принятого по делу судебного постановления не усматривается.
Доводы жалобы государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Т.С.А. выводов судьи не опровергают и не содержат оснований, влекущих отмену или изменение судебного решения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьёй районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьёй допущены нарушения норм материального права и предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, не усматриваю оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 24 ноября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ «Лечебное исправительное учреждение № 15» УФСИН России по Волгоградской области, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Т.С.А., оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Волгоградского областного суда Д.Ю. Сукачев