ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 07-1388/2016 от 15.12.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Грошева О.А. Дело № 07р-1388/2016

РЕШЕНИЕ

г. Волгоград 15 декабря 2016 года

Судья Волгоградского областного суда Синицын А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО1 по его жалобе на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Ольховскому району Волгоградской области К.И.В. от 4 октября 2016 года и решение судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 26 октября 2016 года,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Ольховскому району Волгоградской области К.И.В. от 4 октября 2016 года заместитель главы администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <.......> рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа от 4 октября 2016 года, заместитель главы администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО1 обратился с жалобой в Ольховский районный суд Волгоградской области, в которой просил указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.

Решением судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 26 октября 2016 года постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Ольховскому району Волгоградской области К.И.В. от 4 октября 2016 года оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, заместитель главы администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО1 оспаривает законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи районного суда, просит их отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав заместителя главы администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, начальника ОГИБДД ОМВД России по Ольховскому району Волгоградской области К.И.В., возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей; на юридических лиц - трёхсот тысяч рублей.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 45 минут сотрудником ОГИБДД при осуществлении повседневного надзора за улично-дорожной сетью выявлены нарушения содержания дорог на проезжей части от <адрес> до асфальтной дороги <адрес>, а именно покрытие не соответствует требованиям, указанным в техническом паспорте, то есть на проезжей части дороги на указанном участке вместо щебёночного замещения имеется песочное замещение – грунтовая дорога.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Статья 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) предусматривает, что содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги.

Согласно ст. 17 ФЗ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства

В соответствии с таблицей №1 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» спорный участок дороги является дорогой пятой категории, то есть с интенсивностью движения менее 200 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 60 км/ч, переходным покрытием числом полос – один. Согласно примечанию №1 к данной таблице категория подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, также назначается в соответствии с расчётной интенсивностью движения.

Из Ведомственных строительных норм ВСП 1-83 «Типовая инструкция по техническому учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования следует, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учёта дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего её срока службы, и необходимым для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности движения.

Согласно техническому паспорту спорный участок дороги имеет переходное покрытие (дорожную одежду) из щебня. Указанная дорожная одежда была рассчитана исходя из требований п. 2.1 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», то есть именно данное покрытие обеспечивает организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчётными скоростями; однородные условия движения; удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений; необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части.

В силу п.3 Приказа Росстата от 3 августа 2016 года №385 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта» к твёрдому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами).

Таким образом, участок дороги от <адрес> до асфальтной дороги <адрес>, то есть до площадки водозаборных сооружений согласно технической документации должен иметь твёрдое покрытие, которое обеспечивает безопасное движение автотранспортных средств по данному участку дороги.

Вместе с тем, как следует из материалов дела спорный участок дороги засыпан песком, то есть дорожное покрытие изменено на менее прочное. Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года №402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объёмов этих работ.

В силу ст. 4, 5 и 6 Классификации орган местного самоуправления вправе лишь восстановить дорожное покрытие, усилить дорожную одежду при несоответствии её прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоёв основания и покрытия, устройством более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания либо заменить дорожную одежду на новую более прочную и долговечную.

При таких обстоятельствах допущено нарушение п. 2.1 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и положения Приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402, которым утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, что в свою очередь ведёт к изменению сцепных качеств дорожного покрытия и к нарушению безопасности дорожного движения на данном участке дороги.

Кроме того, изменение дорожного покрытия на грунтовое привело к тому, что указанная дорога стала второстепенной по отношению к пересекаемой, в то время, как наличие твёрдого покрытия в силу п. 1.2 ПДД РФ делало данную дорогу равнозначной с пересекаемой.

Судья районного суда верно установил, что по указанной дороге осуществляется проезд не только к водозаборным сооружениям, но и к зданию ГИБДД ОМВД России по Ольховскому району и МРЭО ГИБДД.

Довод жалобы о том, что спорный участок дороги не является автомобильной дорогой местного значения Ольховского сельского поселения, несостоятелен, так как, в силу ч. 1 и ч. 2 ст. 5 ФЗ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешённого использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего и необщего пользования.

Согласно ч. 2 ст. 5 ФЗ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Таким образом, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ часть дороги от <адрес> в <адрес> до площадки водозаборных сооружений является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. При этом в п. 10 ст. 6 указанного федерального закона установлена презумпция муниципальной собственности на дороги данного типа.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, органом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения является администрация Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области.

В силу п. 7.16 должностной инструкции заместителя главы администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, ФИО1 осуществляет контроль за состоянием дорог сельского поседения, организует их ремонт.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи при принятии решения по настоящему делу, в представленных материалах не имеется. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что действия заместителя главы администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.

Все доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судьёй районного суда, они не опровергают наличие в действиях (бездействии) заместителя главы администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

Каких-либо иных значимых доводов, дающих основания для сомнения в законности судебного решения, которые не были проверены судьёй районного суда, жалоба не содержит.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ст. 12.34 КоАП РФ.

Постановление о привлечении заместителя главы администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу постановления административного органа и решения суда, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Ольховскому району Волгоградской области К.И.В. от 4 октября 2016 года и решение судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 26 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы администрации Ольховского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО1 – оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Судья Волгоградского областного суда А.Е. Синицын