Судья Сарафанов С.А. Дело № 07р-139/2021
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 25 февраля 2021 года
Судья Волгоградского областного суда А.Ю. Коробицын, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «СУГ» К.А.Б. на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору Л.В.С.№ <...> от 16 октября 2020 г. и решение судьи Кировского районного суда г.Волгограда от 15 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ООО «СУГ»,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору Л.В.С.№ <...> от 16 октября 2020 г. ООО «СУГ» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г.Волгограда от 15 декабря 2020 года по жалобе защитника ООО «СУГ» К.А.Б., постановление заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору Л.В.С.№ <...> от 16 октября 2020 г. было изменено с учетом ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ путем снижения назначенного юридическому лицу штрафа со 150000 рублей на 75000 рублей.
В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, защитник ООО «СУГ» К.А.Б. просит заменить назначенное обществу административное наказание с административного штрафа в размере 75000 рублей на предупреждение.
Лица, участвующие в деле, несмотря на их надлежащее извещение о времени и месте судебного рассмотрения, в судебное заседание не явились и суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело без их участия.
Проверив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующему.
Статья 20.4 часть 1 Кодекса РФ об АП, предусматривает административную ответственность за Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;
Статьей 37 Федерального Закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года, установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в соответствии с которой: Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организации, а также лица, в установленном назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 года утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с подп. «в» п.450 Правил противопожарного режима (далее - 111 ППP), расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог наносится отличительная разметка или иные визуальные указатели.
Пунктом 455 ППР, предусмотрено, что автозаправочные станции оснащаются жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции.
Согласно статье 6 части 1 Федерального Закона от 22 июля 2008 года № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. В соответствии с частью 1 статьи 68 ФЗ № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Согласно части 2, 3 статьи 93.1 Федерального Закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», при наличии в технологическом оборудовании пожароопасных, пожаровзрывоопасных и взрывоопасных технологических сред или возможности их образования должны разрабатываться мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
Технологическое оборудование и связанные с ним технологические процессы должны разрабатываться так, чтобы предотвратить возможность взрыва и (или) пожара в технологическом оборудовании при регламентированных значениях их параметров при нормальном режиме работы. Регламентированные значения параметров, определяющих пожарную и взрывопожарную опасность технологического оборудования и связанных с ним технологических процессов, допустимый диапазон их изменений должны устанавливаться разработчиком указанного оборудования на основании данных о предельно допустимых значениях параметров или их совокупности для участвующих в технологических процессах технологических сред.
Статьей 99 Федерального Закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», производственные объекты должны обеспечиваться наружным противопожарным водоснабжением (противопожарным водопроводом, природными или искусственными водоемами). Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания или сооружения либо части здания или сооружения. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 и степеней огнестойкости I и II категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров, расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 категорий А, Б и В по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 500 кубических метров и категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров.
Приказом № 221 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05 мая 2014 года Утвержден Свод Правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». СП 156.13130.2014.
В соответствии пунктом 6.38 СП 156.13130.2014, противопожарные водоемы (резервуары) должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС. На таких АЗС необходимо предусматривать стационарные или передвижные огнетушители, тип и количество которых определяются в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, предъявляемыми к АЗС с заправочными островками для грузовых транспортных средств, а также площадки высадки (посадки) пассажиров за территорией АЗС (присутствие пассажиров на территории таких АЗС не допускается).
Пункт 6.29 СП 156.13130.2014 предусматривает, что ТРК и раздаточные колонки, блоки и контейнеры хранения жидкого моторного топлива на блочных и контейнерных АЗС, технологические системы передвижных АЗС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями.
В соответствии с пунктом 6.32. СП 156.13130.2014, электроснабжение систем противоаварийной защиты должно соответствовать первой категории надежности в соответствии с Правилами устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20 июня 2003 г. N 242. Монтаж системы молниезащиты, заземления и защиты от статического электричества следует проводить до начала пусконаладочных испытаний технологических систем АЗС.
Согласно пункта 6.33 СП 156.13130.2014, предусматривать на АЗС воздушные линии электропередач не допускается.
Пункт 6.34 СП 156.13130.2014, предусматривает, что АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи.
В соответствии с пунктом 6.27 СП 156.13130.2014, движение транспортных средств по территории АЗС должно быть односторонним. Въезд на территорию АЗС и выезд с нее должны быть раздельными.
Согласно пункта 8.2. СП 156.13130.2014 предусмотрено, что территория площадки (площадок) зданий, сооружений и оборудования для приема, подготовки и хранения КПГ и/или СПГ, а также территория складской площадки с резервуарами СУГ должны иметь ограждения, которые обозначают территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполнены из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию.
Пунктом 8.30 СП 156.13130.2014 предусмотрено, что резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м.
На АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а единичная 10 м3.
Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза.
Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, независимо от места размещения, допускается увеличивать не более чем в 2 раза при обеспечении подачи воды на наружное пожаротушение и орошение с требуемым настоящим сводом правил расходом в течение времени полного выгорания СУГ из наибольшего резервуара (в том числе АЦ), применяемого на этой АЗС.
В силу частей 1,2 статьи 26.2 Кодекса РФ об АП, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя прокурора Кировского района г. Волгограда от 27 августа 2020 года № 65 за период с 27 августа 2020 года по 25 сентября 2020 года проведена проверка исполнения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности в деятельности газозаправочной (автомобильной) станции, расположенной в <адрес>.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 15 сентября 2020 года в соответствии с которым выявлены следующие нарушения требований законодательства за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.23 и 11.16 Кодекса РФ об АП, и частями 6, 6.1 и 7 статьи 20.4 Кодекса РФ об АП, а именно:
1.Заправочный островок, предназначенный для заправки, в том числе грузовых автомобилей оснащен менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо 4 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации) (фактически установлено 2 переносных огнетушителя).
2.Автозаправочня станция не оснащена жесткой буксировочной штангой, длиной не менее 3 метров для экстренной эксплуатации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции.
3.Не обеспечено одностороннее движение транспортных средств по территории АГЗС. Не обеспечен раздельный въезд на территорию АГЗС и выезд с нее.
4.АГЗС не обеспечена наружным пожаротушением, не менее чем от двух пожарных гидрантов либо противопожарного водоема (резервуара).
5.Помещение для персонала не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.
6.В помещении для персонала допущена эксплуатация электрического светильника со снятым колпаком рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника.
В помещении эл.щитовой допущено хранение горючих веществ материалов (картонные коробки, деревянный ящик).
8. Ограждение территории АГЗС препятствует свободному проветриванию.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору Л.В.С.№ <...> от 16 октября 2020 г. ООО «СУГ» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из имеющейся в материалах дела незаверенной копии решения судьи Кировского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что судьей районного суда по жалобе защитника ООО «СУГ» К.А.Б., постановление заместителя главного государственного инспектора г.Волгограда по пожарному надзору Л.В.С.№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ было изменено с учетом ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ путем снижения назначенного юридическому лицу штрафа со 150 000 рублей на 75 000 рублей.
Вместе с тем решение судьи районного суда нельзя признать законным.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и требования, предъявляемые к такому решению, установлены статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу данной нормы, решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно соответствовать требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержать сведения, предусмотренные частью 1 данной статьи.
Исходя из положений статей 30.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятое по делу об административном правонарушении решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания, должно быть подписано судьей, рассмотревшим жалобу и вынесшим соответствующее решение.
Вместе с тем, в нарушение требований указанных норм решение судьи Кировского районного суда г.Волгограда от 15 декабря 2020 г., принятое по итогам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица административного органа, судьей не подписано (л.д. 136-146).
Более того, материалы административного дела содержат незаверенную копию решения судьи Кировского районного суда г.Волгограда от 15 декабря 2020 г., тогда как в материалы административного дела подшивается оригинал решения, резолютивная часть которого удостоверяется живой подписью судьи.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что судом допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, данное решение подлежит отмене, а дело направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
Принимая во внимание основания отмены решения суда первой инстанции, доводы жалобы защитника ООО «СУГ» К.А.Б. не подлежат рассмотрению судом вышестоящей инстанции и должны быть учтены судьёй районного суда при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
решение судьи Кировского районного суда г.Волгограда от 15 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ООО «СУГ» отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ, в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского
областного суда подпись А.Ю. Коробицын
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда А.Ю. Коробицын